ПЛАТЬЕ ТАМАРЫ
Медея Гогсадзе
фото прислано автором
Мы уже когда-то писали о прекрасном дворце на улице Каргаретели и рассказали нашим читателям связанную с ним романтическую историю. Это дар принца Ольденбургского будущей жене – Аграфине Джапаридзе. Несколько лет назад помещение было в жутком состоянии. Теперь же оно ожило, наполнилось теплом и светом. Во дворце расположился театральный музей, что является уникальным случаем в Закавказье. Другой такой музей имени Бахрушина можно увидеть в Москве. Тут собраны материалы, отражающие историю театра, кино, музыки и хореографии не только грузинскую, а еще азербайджанскую, армянскую. А также по Северному Кавказу. Самый древний экспонат – это маска периода второго тысячелетия до нашей эры. В этом году музею исполняется девяносто лет. Очень знаменательно, что именно сейчас открылась постоянно действующая выставка национальной одежды, главным украшением которой является платье любимой всеми царицы Тамары. Сегодня наш гость директор музея профессор Георгий Каландия. Он рассказывает о выставке и многом другом.
РЕЗУЛЬТАТ КРОПОТЛИВОГО ТРУДА
Георгий Каландия:
- Конкретно платье Тамары не подлинник. Это детище знаменитого театрального художника Солико Вирсаладзе. Еще в 40-х г.г прошлого века он стал думать над моделью нарядов для танца «Самая». Он путешествовал по Грузии. Побывал в Бетании, Гареджи, Кинцвиси, Вардзии, изучая грузинские наряды по сохранившимся фрескам. И очень впечатлился изображением трех танцующих женщин на стене Светицховели. Наконец решил восстановить исторический облик одеяния Тамары – силуэт и богатую отделку. Вирсаладзе хотел все это оживить. Теперь мы видим результат его долгих, кропотливых трудов. К сожалению, советское правительство его не поддержало и для отделки пришлось подбирать бутафоры (имитацию драгоценных камней). У нас хранится его письмо, в котором художник пишет, что может быть, когда-нибудь грузины вернут одеянию былое величие. Его надежды оправдались. Мы начали реставрацию одеяния с помощью фонда образования Давида Бежуашвили. Теперь оно полностью восстановлено и должным образом украшено настоящими камнями. Всего ушло 3621 жемчужин разной величины, 158 золотых и 150 серебряных деталей. А также множество других драгоценных камней. Следует уточнить, что исторические костюмы знати всегда выражали политическую ориентацию страны. В период наивысшего расцвета, так и не повторенного позднее, Грузия имела близкие контакты с Византией, а наши цари вступали с императорами в родственные отношения. Поэтому они облачались как византийские императоры, а на ноги надевали красную обувь. А вот при господстве Ирана, или османов, в одеянии стали проявляться восточные мотивы.
-Парадное платье Тамары выдержано в стиле византийских императоров. Но почему оно синего цвета? Императорским цветом был пурпурный.
- Согласно работам Иване Джавахишвили, установленный цвет императорского парадного облачения был пурпурный, однако грузинские цари этого не придерживались. Они выбирали цвет по своему вкусу. У каждого был свой уникальный цвет, выражавший их индивидуальность. К примеру, Тамара любила фиалково-синий, Деметре Самоотверженный – сиреневый, Георгий Третий – серый и т.д.
- Тогда по цвету одеяния на фоне биографических фактов можно составить психотипы самых знаменитых царей. Получился бы очень интересный научный труд.
- Я, пожалуй, с вами соглашусь. Вполне возможно. Но красная обувь была исключительным атрибутом царей. Тут отступления не допускались. В связи с экспозицией я должен вспомнить о периоде – 1917-1921 г.г. Именно тогда произошел «уникальный» случай. Отобрав у аристократических семей одеяния их предков, большевики не стали передавать их в музей. Почему? Решили что «эти тряпки» не представляют никакой ценности и сдали их на киностудию: мол, используйте как реквизит. Мало что частички нашей истории держали в совершенно неподходящих условиях, так еще и одевали на людей разной комплекции. Следовательно, приходилось перешивать, подгонять и т.д. Представляете, через что прошли эти бесценные экспонаты?! В экспозиции имеется богатое одеяние, которое мы условно назвали платьем царицы Тэклы. Потому что его использовали в фильме «Георгий Саакадзе» для сестры главного героя, ставшей по сюжету царицей. На самом же деле это платье конца девятнадцатого и начала двадцатого века. Кто именно носил это платье, мы не знаем. Но, по любому, это была очень высокопоставленная дама. Оно сшито из высококачественного бархата, покрыто золотым и серебряным шитьем. В общей совокупности в отделке использованы более трех тысяч деталей из золота, серебра и латуни. Похожие платья надевали на императорском балу 1903 года хозяйка этого дворца Аграфина Джапаридзе и муза Галактиона Мери Шервашидзе. Сохранились фотографии, изображающие обеих знаменитых красавиц в этих платьях. Мужской наряд, выставленный рядом, также использовался в том же фильме как одеяние царя Луарсаба. Сшит из персидской парчи, а для отделки неизвестный мастер использовал 1600 жемчужин, а также множество золотых и серебряных деталей. Есть еще одеяние грузинского царевича из семьи Ираклия. Тоже из уникальной персидской парчи, богато украшенной и с так называемыми хевсурскими аппликациями.
- Мода – это постоянная преемственность и заимствования. Проявили ли внимание к коллекции наши модельеры?
- Пришли, посмотрели и больше не появлялись. Надеюсь, еще появятся, потому что это наше богатство и традиция могут очень благотворно повлиять и на современность. Большая удача, что бесценные экспонаты сохранились и мы можем ими любоваться. В истории нашего музея также бывали очень непростые периоды. Дворец принца был как бельмо на глазу для большевиков. Сначала тут расположились несколько партийных организаций. В одно время тут был интернат для детей с проблемами слуха и т.д. Происходили грубые реконструкции, закрашивались стенные росписи. В общем, здание использовали неправильно, без учета его исторической ценности.
- Есть ли возможность полностью восстановить прежний блеск?
- Процесс реабилитации начался в 2011 году. Целью было максимальное восстановление исторического облика. Росписи восстановлены везде, где это оказалось возможным. Или же сохранили фрагменты. Получился такой микс: немножко дворец, немножко музей. И почти невозможно разобрать, где кончается одно и начинается другое. Именно по этому признаку в прошлом году одна из самых престижных организации «Европа ностра» присудила нам приз за качество реставрации. Теперь у нас двенадцать выставочных залов. Особенно гордимся экспозицией грузинских исторических костюмов. Это первая выставка такого направления.
- Но я еще во времена коммунистов бегала в музей Грузии чтобы полюбоваться выставленными на последнем этаже национальными костюмами.
- Это этнографические образцы из разных регионов Грузии. А в нашей экспозиции представлены наряды царей и аристократии разных периодов. В Европе не редкость блистательные экспозиции такого типа. Но вот в Грузии подобная коллекция никогда не выставлялась. Не было даже попыток в этом направлении. В данный момент в экспозиции представлены шесть костюмов. Но это только начало. Она развернется еще в двух залах. В конечном счете, думаем выставить до двадцати-двадцати пяти царских костюмов.
- И, наверное, пытаетесь отыскать новые образцы? Уверена, что многое хранится в семейных хранилищах потомков грузинской знати.
- Пытаемся, конечно. На будущее планируем отреставрировать и выставить все, что только сумеем найти: одежду, обувь, аксессуары. Надо подчеркнуть, что царские наряды – это редкость.
- А если попытаться связаться с представителями Багратионов в эмиграции? Они, наверное, будут рады помочь?
- Мысль хорошая. Конечно, мы приложим все силы для пополнения нашей коллекции сохранившимися образцами исторического костюма аристократии.
|