У НЕГО ЗОЛОТЫЕ РУКИ
а еще ясный ум и множество талантов
Медико Гогсадзе, фото автора
Знакомьтесь: господин Заур Цецхладзе из села Мухаэстате Кобулетского района. По профессии - инженер строитель, женат, четырежды папа и девять раз дедушка. Почему мы решили написать именно о нем? Этот человек - яркий пример для подражания в стране, где даже для молодых людей проблематично достигнуть успеха. Господин Заур является владельцем малого предприятия по производству мозаичных плит.
...Подумаешь, малое предприятие! Кого этим сегодня может удивить? – скажет читатель.
Но это лишь на первый взгляд! Его предприятие - отнюдь не «вынужденная посадка» для зарабатывания «бабла». Как, к примеру, когда махнувший руку на диплом врач открывает магазин сантехники, а отчаявшаяся учительница – секонд-хэнд. Это не просто продажа чужой продукции, а производство и реализация собственной. И еще: предприятие нашего героя - редкий в нашей действительности случай эффективности многолетних профессиональных навыков и творческих талантов. А также грамотного использования шансов, которые иногда подкидывает жизнь.
«ЛЮДИ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД!..»
Ограда дома семьи Цецхладзе выложена из мозаичных плит собственного производства. Да что там ограда! Весь дом – детище многолетнего пронизанного любовью труда. Абсолютно все, что привлекло мое внимание: чудесная мебель, отделка стен, красивый деревянный потолок оказались творением золотых рук хозяина. Такое обилие плюсов и радует, и по-хорошему шокирует. Особенно в стране, где немалая часть прекрасной половины общества бегает в поисках средств на кусок хлеба, а соответствующая часть другой половины – лихо «загоняет козла».
- Уж не скажите, что эту люстру тоже сделали вы! – «возмутилась» я наконец.
- Люстру точно нет! – рассмеялся хозяин.
Заур Цецхладзе :
- По специальности я - инженер-строитель. Но хорошо разбираюсь и в электричестве, и в автомобилях. Езжу на машине, которую собрал своими руками. Сегодня человеку даже с высшим образованием невозможно найти достойную работу. Процентов восемьдесят подаются в таксисты. Увидел, что толку от этого мало, вот и начал думать, как жить дальше. Долго и упорно копался в интернете и как-то нашел чертежи станка по производству мозаичных отделочных плит. Я внес в модель кое-какие изменения, которые ощутимо повысили его производительность. Судите сами: согласно записям в интернете, виртуальная версия за один рабочий день изготавливает 20 квадратных метров продукции. А моя модель– 40-50 квадратных метров, более чем в два раза больше, потребляя при этом почти втрое меньше энергии. За час это не более двух киловатт. Есть еще одно преимущество: моя версия более экологична.
- Может, есть смысл позаботиться о массовом выпуске самого станка?
- Вряд ли. В Украине, к примеру, есть модели получше; в Германии, скорее всего, тоже. Но в Турции и Грузии – точно моя модель самая лучшая. Однако, вряд ли будет коммерчески значимый спрос. В Кобулетском муниципалитете над производством мозаичной плиты работают от силы пять человек. А по всей Аджарии - не более двадцати. Производство мозаичных плит труд может и достаточно прибыльный, но зато очень тяжелый чисто физически. Я сделал аналогичные станки лишь паре знакомых. А так, чтобы производить массово, вряд ли. В данный момент, по крайней мере, нерентабельно. Именно поэтому я и предпочел заняться индивидуальным производством.
- А как обстоят дела со спросом на вашу продукцию?
- Спрос на мои мозаичные плиты очень высокий. Клиенты приезжают и из Батуми, и из Кобулети. Сами понимаете, тут курортная зона; люди строятся, приводят в порядок помещения, чтобы сделать их привлекательными для туристов. Да и в деревнях стремятся улучшить свое жилище. Мозаичная плита очень практична и прекрасно подходит для отделки стен, полов, лестниц, оград. Керамическая плита тоже красива, но легче ломается и потом ее приходится заменять. А вот мозаичная подлежит реставрации аж лет после тридцати. Работаю и на местном, и на привозном сырье. Местное дешевле, но качество хуже и подходит лишь для основы. Турецкое сырье подороже, но зато оно куда красивее и обеспечивает хороший эстетический вид. Бывает заказчику важен не внешний шик, а простота и качество. В таких случаях я использую камни из Кутаиси. Они тоже достаточно красивы.
- Насколько я знаю, вы получили грант от ассоциации «Достойная старость» на развитие вашего бизнеса...
- Это было несколько месяцев тому назад. Я представил проект на конкурс. На полученную сумму приобрел сварочный аппарат. Мой старый аппарат, оставшийся еще с советских времен, работал хуже. И еще обзавелся т.н. «болгаркой» – очень необходимой для производства плит вещью.
- Как отразилось приобретение новой техники на производительности?
- Очень положительно – и на качестве, и на количестве. Производительность в среднем повысилась на 20-25%. А работать легче и приятнее. Я очень благодарен этой организации. Они мне помогли не только с техникой. Я прошел тренинг по теме создания малого предприятия и получил сертификат. Ассоциация профинансировала и другие проекты. Это дало возможность их авторам изменить жизнь к лучшему. На выставках, организованных организацией, я видел шикарнейшие поделки из ракушек. Они продаются и приносят реальную прибыль создавшей их мастерице! Поэтому я всегда пытаюсь сделать так, чтобы об ассоциации «Достойная старость» узнало максимально больше людей. Пусть они изменят свою жизнь к лучшему. Я и в дальнейшем планирую сотрудничать с этой организацией.
- А ваша супруга тоже член ассоциации?
- Нет. Как-то душа не позволяет ее туда отпустить. Жена у меня еще молодая (смеется). А если серьезно, то конечно, и она не останется в стороне. В этой организации много возможностей и для мужчин, и для женщин.
- Можно сказать, что вы прекрасно распорядились этими возможностями. А что собираетесь предпринять дальше, наверное, будете расширять производство?
- Да, обязательно! Люди всегда должны двигаться вперед.
НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Сколько в нашей стране разбросано золотых рук, и сколько задвинуто в тень по-настоящему блистательных способностей? Такие люди могут быть очень полезны для государства в качестве консультантов, менеджеров и т.д. Их бесценный опыт и таланты не должны быть втиснуты в узкий формат малых предприятий. Однако господин Заур Цецхладзе скромен. Поэтому он говорит не о себе, а о молодежи:
- В советский период здесь поблизости была самая большая в Кобулетском районе чайная фабрика. И еще фабрика по переработке тунга (тунг - вид дерева, - прим. авт.) для получения масла, которое использовалось в атомных электростанциях. Это было единственное подобное производство в СССР. Это предприятие стало воспоминанием. Чайные плантации тоже захирели. Где теперь все это? Когда-то работать сюда приезжали из Украины, Болгарии, Чечни, Чехии... А теперь и своим работать негде. Остались только две улицы в Кобулети, живущие надеждой на сезонный доход от туризма. А ведь Аджария имеет еще множество возможностей кроме туризма! В результате огромная часть молодежи находится в Турции подобно мухаджирам. Только в отличии от тех мухаджиров их гонит не власть, а система – отсутствие жизненных перспектив.
- На что, на ваш взгляд, должен быть сделан акцент в стратегии развития Аджарии?
- На те же малые предприятия в сфере чая, цитрусов. Неправильная политика сделала все это нерентабельным. Не говоря уже о тепличных хозяйствах. Можно развивать и животноводство, но из-за высокой влажности сено придется завозить из других районов. Аджария при надлежащем использовании ресурсов спокойно могла бы обеспечивать себя по многим направлением. И людям больше не пришлось бы уезжать куда глаза глядят...
|