Карающий меч Василисы Микулишны тогда и всегда Александр Желенин, Россия фото Галы Петри
Недавно по российским СМИ прошло сообщение: комитет Еврокомиссии (правительства Евросоюза) по правам женщин подготовил отчет, в котором говорится о том, что традиционная литература формирует у детей неправильный взгляд на место женщины в обществе. Действительно, в привычных нам сказках и книгах для детей социальные роли мужчин и женщин распределены достаточно четко. Женщина — мать, жена, невеста, домохозяйка; мужчина — воин, работник, добытчик средств для семьи. Констатируя этот факт, еврочиновники ничего радикального, собственно, не предлагают. Просто говорят, что это формирует у детей неправильный гендерный стереотип и советуют ввести в школах специальные курсы, где ученикам будут объяснять, что мужчины и женщины равны, а также предложат детям почитать на этот счет правильную литературу. В общем, ничего страшного, сказки Ганса Христиана Андерсена и братьев Грим никто сжигать на кострах не предлагает.
Однако российские СМИ отреагировали на эту инициативу комитета Еврокомиссии в своем обычном стиле, в котором в лучшем случае сквозил скепсис, а в худшем обычное для нас непонимание этой темы и раздражение по поводу стремления европейцев к равноправию. В том числе, к равноправию полов. Между тем в Европе и Северной Америке идеи гендерного равноправия являются постоянной темой обсуждения. Так или иначе они присутствует в книгах и кино. Очень часто героиней западных боевиков становится женщина, разрушающая последний бастион традиционного представления о ее общественной роли — ее физическую слабость по сравнению с «сильным» полом. Действительно, в традиционном представления о роли женщины, она может (и должна) быть прекрасной (то есть, сексуально привлекательной для мужчины), но непременно не очень далёкой (в лучшем случае - хитрой), но главное — слабой. Поскольку если она слаба, значит «естественным» образом зависит от своего защитника — мужчины. Таков, дескать, ее удел. Главное же ее призвание — воспроизводство рода. Ну, и, по ходу дела, выполнение обязанностей домохозяйки, хранительницы очага, «надежного тыла» истинного мужчины и воспитательницы его детей. В то же время, такие фильмы, как «Ее звали Никита» (французская и американская версия), все три версии «Убить Билла», «Солдат Джейн» и многие другие, создали образ другой женщины. Женщины-воина, женщины-бойца, побеждающей мужчину в той сфере, которая кажется сторонникам традиционалистского взгляда на положение полов в обществе, абсолютно мужской — в сфере физической силы, боя, сражения. Неизбежно возникает вопрос: что выражают подобные фильмы? Мечту если не всех, то, как минимум, значительной части женщин о полной эмансипации? Или это всего лишь реализованная в кино несбыточная фантазия притесняемых и подавляемых мужчинами женщин? А может, женщина-боец - это не столь уж далекое будущее? Отвечая на эти вопросы, можно было бы сослаться на тот факт, что сегодня женщины занимаются практически всеми считавшимися ранее «мужскими» видами спорта, включая тяжелую атлетику и бокс. Однако скептики могут заявить, что показатели женщин в той же штанге пока что уступают показателям мужчин, а женщины-боксеры не выступают в одних соревнованиях с мужчинами. Однако как это часто бывает, ответы на многие сегодняшние вопросы можно найти в прошлом. Историческая наука (в том числе, и данные археологии) сегодня располагает достаточно большим количеством доказательств того, что положение мужчин и женщин, в том числе, и в таких «мужских» сферах деятельности, как силовые единоборства, воинское искусство, охота далеко не всегда было таким, как сегодня. Самый яркий пример, который обычно приводят в этом случае — амазонки - женщины-воины, о которых сообщали многие античные авторы, начиная с Гомера и заканчивая Геродотом, Плутархом и Страбоном. Они в подробностях описывали жизнь, войны и повседневный быт амозонок. Сохранилось множество скульптурных и живописных (в основном вазовая живопись) изображений этих женщин-воинов. Захоронения женщин с оружием и конской упряжью в Причерноморье, Крыму, на Кавказе и в Малой Азии - явление отнюдь не редкое. Первые упоминания об амазонках относятся еще к крито-микенской культуре, то есть, ко 2-му тысячелетию до н.э., а последние - к первым векам нашей эры. Явление амазонства видимо очень древнее, поскольку в греческой мифологии, как известно, богами войны и охоты были именно женщины. В первом случае – Афина, во втором – Артемида. А богиней победы — Ника. Захоронения женщин с оружием и конской сбруей на территории современного Азербайджана относятся к 3 тысячелетию до н.э. Известно, что амазонки, жившие в Причерноморье, на Кавказе и в Малой Азии если и не создали собственные государства (хотя упоминания о таких государствах у греческих авторов имеются), то, как минимум, на протяжении многих веков контролировали большие территории, успешно сражаясь против воинов-мужчин, ни в чем не уступая им в воинском искусстве. Согласно сочинениям античных авторов, амазонки ходили в дальние походы. В частности, на Афины. Храм Парфенон до сих пор украшают скульптурные изображения битвы греков и этих воинственных женщин. Ими же были основаны города Эфес и Измир (Смирна) в Малой Азии. Но, возможно, амазонки были локальным явлением, характерным лишь для этого региона? Оказывается – нет. Имеются свидетельства, того, что в первые века новой эры женщины кельтских племен Британии иров и скоттов, а также пиктов, принимали участие в сражениях наравне с мужчинами. Хронисты того времени сообщали, что в бою этих женщин невозможно было отличить от мужчин, поскольку ни своей боевой раскраской и татуировкой, ни своей яростью в битве, они не уступали «сильному полу». Когда у кельских народов и пиктов Британии начался процесс возникновения государств, который в истории часто сопровождался наступлением патриархата, на островах пришлось принять даже специальный закон, запрещавший «слабому» полу принимать участие в сражениях. Речь о так называемом «Законе о невинных», принятом в 697 году н.э. на соборе в Бирре (Ирландия) по настоянию игумена Адамнана, который поддержали 52 шотландских, ирландских и пиктских короля. Смысл этого документа формально сводился к заботе о женщинах, детях и священослужителях, которым с этих пор запрещалось участвовать в битвах и которые, согласно этому уложению, подпадали под защиту от превратностей военного времени. Фактически, как мы знаем, никакие законы никогда не могли защитить женщин и детей от насилия во время войны. Главной же задачей «закона о невинных», в первую очередь, был запрет женщинам владеть оружием и служить в армии на равных с мужчинами, что до этого было обычной практикой у языческих народов Британии и в первые столетия христианства. Таким образом, этот закон приводил британских женщин к тому зависимому от мужчин положению, в котором оказалось большинство их сестер в христианизированных к тому времени странах на континенте. Однако само появление этого закона показывает насколько распространённым до того явлением были британские женщины-воины. Владение женщинами оружием на рубеже старой и новой эры, по всей вероятности, практиковалось и у ближайших соседей кельтов — германцев. Во всяком случае, очевидно, что легенды о девах-воительницах — валькириях, появились у них не просто так. Достаточно посмотреть на имена некоторых валькирий, которые говорят сами за себя: Гейр («Копье»), Гунн («Битва»), Рандгрид («Разбивающая щиты») и просто Хильд («Воительница»). Свои женщины-воины были и у угро-финских народов. Так согласно данным археологических раскопок на территории центральной части европейской России, в захоронениях местных угро-финских племён, относящихся к 9-10 вв. нередко находят останки женщин, погрбенных с конем и оружием — явный признак воина. Юлиан Семенов в совместной статье с Александром Горбовским ссылался на свидетельство придворного историка Карла Великого Павла Диакона, который в 8 веке в своей «Истории лангобардов» описал некий воинственный «народ-женщин», живший, вероятно, на территории современной Чехии. По видимому, этим славянским амазонкам довольно долго удавалось сохранять свою независимость, поскольку уже арабский автор 11 века - Абу-Обейд аль Бакри писал, что «на запад от русов находится город женщин, они владеют землями и невольниками... Они ездят верхом, лично выступают в войне и отличаются смелостью и храбростью». Были ли подобные женщины на самой Руси? Судя по всему — да. В ряде русских былин упоминаются так называемые «поляницы» (от слова - «поле») - женщины-воины, богатырши. Как следует из этих былин, поляницы жили достаточно замкнутыми сообществами отдельно от мужчин в степи (термин «Дикое поле» означал огромную степную территорию от Черного и Каспийского моря на юге, до Курска на севере). Интересно, что в былинах поляниц неизменно называют «удалыми», что в те времена являлось характеристикой исключительно воинской доблести. По всей вероятности, киевские князья периодически имели с поляницами некие союзнические отношения, поскольку, часто эти женщины-воины перечисляются в одном ряду среди званных гостей киевского князя, причем, сидят «удалые поляницы» за одним столом с ним и его дружинниками. Согласно былинам, в ратном деле женщины-воины не уступают, а часто и превосходят лучших русских богатырей. Так, в былине о Ставре Годиновиче, его жена Васлиса Микулична, выручая своего мужа из темницы, в которую тот, надо сказать, попал по собственной глупости (хвалился на пиру у князя своей удалой женой-красавицей), переодевшись мужчиной, легко побеждает в состязаниях лучших княжеских борцов и стрелков из лука. В былине о Добрыне Никитиче и полянице Настасье Микулишне рассказывается весьма познавательная история их знакомства. Один из лучших русских богатырей - Добрыня Никитич (согласно другой былине, в поединке он побеждает главного героя русского эпоса — Илью Муромца) после героического сражения со Змеем Горынычем из-за племянницы князя Владимира - Забавы Путятишны, едет развлечься с поляницами в чисто поле. Развлечения эти, на взгляд современного человека, прямо скажем, весьма своеобразны, однако в целом дают общие представления о том, почему женщины не раз и не два в истории человечества пытались отделиться от мужчин и жить отдельной от них жизнью. Итак, догоняет Добрыня в чистом поле удалую поляницу и без всякого повода и даже словесного вступления, просто и душевно бьёт ее со всей дури по голове своей доброй палицей. Поляница продолжает ехать дальше как ни в чем ни бывало, совершенно не обращая внимания на это хамство. Добрынюшка очень удивлён такой реакции. В голову ему лезут неприятные мысли: «или нет у Добрыни силы по-старому?». Дабы развеять свои сомнения, он отъезжает в сторону потренироваться на столетнем дубе. После того, как дуб от его удара разлетается в щепки, Добрыня скоренько возвращается к богатырше и бьет ее палицей по голове еще раз. Та вновь не обращает никакого внимания на безобразия славного богатыря. Тот обескуражен еще больше и снова едет тренироваться на дубе... После третьего удара богатырша Настасья Микулишна оборачивается к Добрыне со словами: «Я думала, меня комарики покусывают, а это русский богатырь пощёлкивает». Версии дальнейших событий несколько разнятся. По одной из них поляница засовывает Добрыню к себе в карман, по другой просто хватает «за жёлты кудри» и тактично объясняет ему: «Хочешь биться со мной — не сносить тебе головы, а не хочешь биться — давай свадьбу играть». Не сложно догадаться, что богатырь в итоге предпочитает второй вариант... Сообщения о женщинах-воинах живших на Кавказе, появляются вплоть до 18 века. Историк Александр Горбовский ссылается на рассказ лейб-медика Петра I Готлиба Шобера, побывавшего на Кавказе и записавшего информацию армянских и татарских купцов об обитающих в горах амазонках. По данным Щобера, эти женщины господствовали над мужчинами, а последним отводилась самая черная работа по хозяйству. Кавказские амазонки запрещали своим мужчинам владеть оружием, но в совершенстве владели им сами. В африканской Дагомее (нынешний Бенин) французские колониальные войска в 19 веке непосредственно столкнулись и ощутили на себе мощь ударов полков женской гвардии местного короля. Победить их французы смогли только после четырёх лет войны. В свою очередь, португальский путешественник Дуарте Лопес, вернувшись из Конго, рассказывал о женских батальонах конголезского правителя. Вообще, когда вы знакомитесь с историей и географией женских военных общин, поражают размах этого явления как во времени (от 20 тыс. лет назад до 19 века), так и в пространстве — от дебрей Южной Америки, пустынь и джунглей Африки на юге, до Скандинавии и Британии на севере и западе, Китая и Камчатки на востоке. Александр Горбовский считал, что явление амазонства повсеместно было актом сопротивления женщин, имевших преимущественные права по отношению к мужчинам во времена матриархата, наступающему патриархату. Заметим, что матриархат явление исторически гораздо более продолжительное, чем патриархат. Так на территории современного Азербайджана найдено наскальное изображение женщины с копьём, которое, как считают ученые, было сделано, примерно 20 тыс. лет назад. Что свидетельствует о том, что еще в палеолите женщины, как минимум, принимали участие в таком «мужском» (как стало считаться позже) деле, как охота, наравне с мужчинами, а возможно и участвовали на равных вместе с ними в военных столкновениях с представителями других племен. Наступление патриархата во многом было связанно с переходом к классовому обществу, к росту значения войны, когда увеличивающееся общественное богатство стало перераспределяться с помощью грубой физической силы. В это же время начинается и наступление мужчин на права женщин. Однако, как мы увидели, женщины сдались на милость победителям далеко не сразу, успешно оказывая им сопротивление в некоторых случай в течение нескольких тысяч лет. Таким образом, возвращаясь к началу этой статьи, можно констатировать, что эпоха военной демократии, была временем равенства не только для вооружённых мужчин, но и для вооружённых женщин. А подъем феминистского движения в 20-м и 21 веках, стремление женщин доказать свою способность ни в чем не уступать мужчинам - не блажь, а, по сути дела, возвращение к истокам. Другое дело, что в современном демократическом обществе речь идет уже не о доминировании представителей того или иного пола, а о становлении действительно равных и уважительных отношений между женщинами и мужчинами во всех сферах человеческой деятельности.
|