Понедельник
21.09.2020
23:03
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 90
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [238]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [14]
Текущий момент [58]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [47]
трибунка
Что вы об этом думаете? [37]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [30]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [33]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [95]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [13]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [59]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2010 » Июль » 20 » Лукашенко сказал: живите сами
    11:16
    Лукашенко сказал: живите сами
    НИ ПРАВ, НИ ХЛЕБА
    авторитаризм снимает «социальную» маску


    Наталья Кулинка, Беларусь
    фото Дианы Петриашвили, Грузия

    Власть пытается снять с себя ответственность за экономическое благополучие людей, но при этом собирается по-прежнему жестко контролировать их право на политические свободы.

    На фоне привычных материалов о привычных успехах беларусской экономики мое внимание привлекла группа текстов, которая выбивалась из всего того, что производили (и производят)государственные (и не только) масс-медиа. Тексты эти появились не так давно, и над значением их появления многие, возможно, не задумывались. Но это как раз и не удивляет, потому что эти «тексты» не просто стараются не привлекать к себе повышенного внимания, но напротив, пытаются выглядеть совершенно ординарным и естественным явлением. Однако то, что они несут с собой, страна не слышала с момента первого избрания руководителя государства в 1994 году – практически 16 лет.

    С идеей, которая объединяет эту группу текстов, я впервые столкнулась в выступлении А. Лукашенко на пресс-конференции в декабре 2009 года. Отвечая на вопрос журналиста, руководитель страны заявил:

    «Непопулярную вещь сейчас скажу: я уж слишком аккуратен был с нашими людьми, лелеял, оберегал – и коммунальные услуги, и то, и это. И на руках носил. И люди поняли, что мы в Беларуси должны жить, как жили в Советском Союзе, – нам дадут, нам принесут, нам сделают, нам помогут, за нас будут образование получать, учиться и так далее. А надо было более решительно идти на то, чтобы люди рассчитывали прежде всего на себя. Таких у нас примеров немало в стране. Но это не подавляющее большинство. И вот я получил соответствующий урок, что надо было сконцентрировать основное внимание, создавая условия и понуждая, если уже на то пошло, людей к самостоятельности. А все, что государство там, Лукашенко, Президент или Правительство дадут, – ну и хорошо. Это сверх того, что человек сам заработает. А может, ему это и не понадобится».

    Может показаться, что это заявление – лишь усложнение уже существующего какое-то время «рыночного набора», который составляют разговоры, заявления и прочие тексты о возможной приватизации тех или иных беларусских предприятий, необходимости привлечения иностранных инвестиций и т. п. Однако, на мой взгляд, провозглашение идеи «самостоятельной ответственности» представляет собой нечто совершенно новое. Ведь заявить тем, кто с трудом доживает до следующей зарплаты, что они должны перестать надеяться на государство и взять ответственность за свою жизнь на себя, – значит, пересмотреть существующий в стране с 1994 года социальный договор.

    Несмотря на то, что де-юре он не существует, де-факто этот договор состоит в том, что именно нежелание брать ответственность на себя, боязнь самостоятельности и рынка как ее воплощения определяли (и определяют) выбор значительной части избирателей в стране.

    Моя коллега Елена Гапова еще несколько лет назад высказала идею (и продолжает ее отстаивать), что женщины и пенсионеры, которых называют «электоратом Лукашенко», голосуют за него не в силу своей неразвитости или недостаточной сознательности. Их выбор как раз очень рационален и осознан: они голосуют за социальные гарантии, которые государство, оказавшееся персонифицированным в лице А. Лукашенко, обеспечивает им.

    Эти люди понимают, что в силу субъективных и объективных причин (рождение и уход за детьми, например, плохо сочетаются с профессиональным и карьерным ростом в условиях свободного рынка) быть самостоятельными, полагаться только на себя они не в состоянии. И вот теперь руководитель страны предлагает избавить государство от ставшего непосильным груза.

    При этом подготавливающий к переменам корпус текстов конструирует ситуацию таким образом, чтобы эти люди приняли идею самостоятельностикак свою собственную: ведь это так естественно – самостоятельно заботиться осебе, они всегда это знали, просто на какое-то время забыли.

    Эта намеренная непреднамеренность хорошо видна в пространной статье «Так все же: общественное или личное? Фрагментарные размышления о сегодняшнем и завтрашнем дне сельских подворий», написанной помощником президента и опубликованной в «Советской Белоруссии». Достаточно привести колоритное вступительное заявление автора: «Сравнительно недавно, в конце 90-х годов, можно было прочесть даже у серьезных экономистов радикальные предложения по реформированию села. Мол, колхозно-совхозная система с ее «ничейной» собственностью … "умирает естественной смертью". Поэтому предлагалось незамедлительно идти на введение частной собственности на землю путем безвозмездной передачи или передачи на основе выкупа… Но в настоящее время приоритеты вновь круто поменялись. Ученые, как водится, исходя из перемен в общественном мнении, оперативно откликнулись на потребу дня, доказывая теперь уже обратное. Мол, в современных условиях личные подсобные хозяйства и семейные фермы "уходят в прошлое".

    Вызывает улыбку попытка автора переместить политический вопрос об общественном строе в стране (ведь принятие в начале 90-х закона о частной собственности на землю означало бы капиталистический выбор Беларуси) в сферу научных дискуссий, да еще и под предлогом того, что мнения «серьезных экономистов» якобы меняются в угоду общественному мнению. При этих словах лично я вспоминаю одного из персонажейтекстов Михаила Жванецкого, который тоже, если и колебался, то только вместе сгенеральной линией партии. К серьезной науке, понятно, это не имеет никакогоотношения.

    Интересен также подход автора к общественному мнению. Он апеллирует к нему, как к чему-то самодостаточному и независящему от внешних влияний. Вместе с тем, «серьезным» ученым хорошо известно, что общественное мнение формируется теми, кто имеет на то финансовые, человеческие и прочие ресурсы. В случае Беларуси это власть, в частности, президентская. Рассуждая о преимуществах развития или, скорее,
    возрождения хотя бы в прошлых объемах частного подсобного хозяйства, авторстатьи занимается как раз тем, что пытается сконструировать благоприятноеобщественное мнение по отношению к перекладыванию государством заботы очеловеке на самого человека.

    Должна признать, что лично я за самостоятельность. Но если социальный договор меняется, то вместе с грузом ответственности за себя и свою семью я хотела бы получить и гражданско-политические права на свободу слова и организаций, которые сейчас попраны властью.

    Я могу принять позицию тех, кто голосует за существующую власть в обмен на гарантии высокого уровня жизни со стороны государства. Вконце концов, ситуация политически несвободного, но экономически процветающего Сингапура, может найти оправдание в том, что для обеспечения экономического благосостояния всех граждан, государственная власть нуждается вполном и единоличном контроле над всем и вся. Однако у беларусской власти такого оправдания нет.

    Напротив, она пытается снять с себя ответственность за экономическое благополучие людей, но при этом, судя по всему, собирается по-прежнему жестко контролировать их право на политические свободы. С такими условиями социального договора я категорически не согласна.
    Категория: Практики подавления | Просмотров: 812 | Добавил: Gall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]