Главная » 2010 » Июль » 22 » Кыргызстан: женские НПО ставят вопрос ребром
16:17
Кыргызстан: женские НПО ставят вопрос ребром
ДА УСЛЫШЬТЕ ЖЕ НА НАС! Обращение женских организаций к участникам Донорской встречи, которая пройдет 27 июля под девизом: "Срочная помощь Кыргызской Республике: примирение и восстановление" Активисты женского движения выражают обеспокоенность закрытостью
процесса подготовки Координационного Форума доноров на высшем уровне фото Гульнары Ибраевой, Кыргызстан
Женские организации в сотрудничестве с уполномоченным государственным органом в сфере гендерной политики - Министерством труда, занятости и миграции Кыргызской Республики - настоятельно обращаются к участникам координационного форума доноров на высшем уровне с призывом обратить внимание на неотложные актуальные гендерные проблемы и принять гендерно чувствительные решения и рекомендации, способствующие продвижению политики равенства при реализации планов постконфликтного и стратегического развития Кыргызстана и безопасному развитию и установлению мира. Среди всех аспектов человеческого развития вопросы гендерного равенства привносят наиболее очевидные и комплексные результаты. Гендерное неравенство тормозит экономическое развитие и имеет негативные последствия в виде роста издержек благополучия, роста издержек управления и ущерба производительности и экономического роста. Об этом свидетельствует множество исследований, в том числе эмпирические исследования Всемирного банка. Гендерный порядок, включающий социальные нормы, политическую культуру и отношение общества к вопросам гендера, значит столько же, сколько экономическое благосостояние и общий уровень развития человека в деле возможностей женщин и усиления гендерного равенства. Сложившаяся в Кыргызской Республике драматическая ситуация в политико-культурной и социально-экономической областях, наличие негативных феноменов в межэтнических отношениях - одно из следствий углубляющегося гендерного неравенства в стране. В Кыргызстане впервые в регионе женщина стала Президентом страны, однако женщины по-прежнему не составляют критической массы в системе власти и управления, доступ женщин из негосударственного сектора к принятию решений существенно ограничен, а повестки развития остаются гендерно нечувствительными. Все ключевые политические процессы проходят вне доступа женщин к выработке решений и без женского участия в распределении ресурсов. Так, объективная оценка ущерба и потерь общества в апрельских событиях и в межэтнических военных столкновениях 2010 года производится без учета гендерных аспектов; не решается вопрос о стратегиях реабилитации огромных масс женщин, которые составляют большую часть наиболее уязвимых и пострадавших от конфликта групп населения. Игнорирование гендерных вопросов в ситуации пост-конфликтного развития становится дополнительным фактором риска. Активисты женского движения выражают обеспокоенность закрытостью процесса подготовки Координационного Форума доноров на высшем уровне, который состоится 27 июля, и на котором будут обсуждаться проект Общей экономической оценки страны, а также вопросы примирения, восстановления и оказания срочной внешней помощи Кыргызстану. Женские организации, равно как и представители гражданского общества в целом, не являются частью подготовки данного документа. Они не вовлечены в процесс обсуждения ключевых приоритетов восстановления страны, на которые в последующем будут выделены финансовые ресурсы. Трагические события, произошедшие в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызской Республики и сопровождавшиеся масштабными насильственными действиями в отношении гражданского населения, особенно женщин, девочек и других уязвимых групп населения, стали вызовом для политических, государственных и общественных институтов и безопасного развития страны. До сих пор фиксируется неопределенность масштабов конфликта, ориентированность его диагностики на аллокативные, материально-технические ресурсы при игнорировании базовых потребностей различных групп интересов и влияния конфликта на традиционно маргинализируемые группы населения, как женщины и девочки. Именно эти группы сталкиваются с крайними экономическими, психологическими и физическими злоупотреблениями в условиях конфликтов. В сложившейся ситуации как никогда ранее равноправное участие женщин во всех процессах миротворчества и миростроительства является залогом и обязательным условием всех программ постконфликтного и стратегического развития. Преодоление отчужденности женщин от принятия решений до, во время и после насильственных конфликтов позволяет снизить/смягчить виктимизацию женщин, а также может рассматриваться залогом будущего безопасного развития и мира. Мы требуем: • Включить гендерное измерение в программы и проекты развития, стратегические решения, планирующие будущий экономический и политический прогресс в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинской платформой действий и национальным законодательством; • Обеспечить равный доступ женщин к принятию ключевых решений по вопросам развития государства и общества, участия в распределении ресурсов и, в целом, вовлечении в процессы миростроительства и миротворчества в постконфликтом периоде в соответствии с Резолюциями Совета Безопасности ООН 1325 и 1820; • Соблюсти принципы Парижской декларации и Аккринской повестки действий, особенно принцип управления, ориентированного на результат и принцип принадлежности, включающий в круг заинтересованных лиц и организации гражданского общества, в соответствии с которыми все виды внешней помощи должны оказываться с учетом содействия через предоставляемую помощьустановлению равных возможностей женщин и мужчин.
Среди ключевых кратко- и среднесрочных задач и целей, которые необходимо интегрировать в программы развития, следующие: Цель 1: усилить возможности женщин и участие в процессах реинтеграции общества и восстановлении мира и безопасного развития. Задачи: 1. Борьба с гендерным насилием: • Определение масштабов гендерного насилия и потребностей лиц, пострадавших от него; • Обеспечение доступа женщин, девочек к оказываемым для них помощи и услугам, содействующим смягчению последствий насилия (горячие линии, консультационные пункты и пр.), к целевым ресурсным потокам (информационным, материальным, финансовым и т.д.); • Усиление потенциала релевантных институтов и персонала для оказания помощи, услуг в целях адаптации жертв насилия; • Поддержка структур (женские НПО, кризисные центры, сетевые женские, общинные организации и пр.), содействующих смягчению последствий насилия; • Принятие временных специальных мер по расследованию фактов гендерного насилия. 2. Реинтеграция общества, предотвращение конфликтов и безопасность: • Принятие и выполнение международных, национальных обязательств, способствующих снижению влияния конфликтов на женщин, детей, обеспечению их безопасности; • Институционализация процессов и процедур примирения (комиссии установлению истины и примирению), медиации, управления конфликтами и предоставление управленческих технологий государственным структурам и ОМСУ для предотвращения конфликтов; • Обеспечнию участия женщин в структурах и процессах принятия решений по вопросам постконфликтного восстановления и миростроительства; • Создание Национального штаба по поиску пропавших, Национальный штаб по предоставлению гуманитарной помощи, Национальный штаб по оказанию психологической омощи пострадавшим врезультате насильственного конфликта; • Разработка и реализация комплекса мер по психологическому оздоровлению общества; • Разработка и реализация медиа стратегии по содействию реинтеграции общества, включая анализ влияния СМИ на реинтеграцию общества; • Усиление воздействия принимаемых программ и выделяемых средств на женщин и детей; • Разработка кодекса поведения политических сил и структур.
Цель 2: обеспечить структурные и институциональные возможности продвижения политики равных возможностей. Задачи: • разработка и реализация национальной программы по продвижению гендерного равенства • совершенствование институционального механизма по продвижению гендерного равенства • внедрение программного принципа бюджетирования с выделением отдельной статьи на продвижение гендерного равенства.
СПРАВКА от КавкАзии. Альянс Женских законодательных инициатив (АЖЗИ) объединяет сегодня 140 НПО и физических лиц. Основной целью деятельности АЖЗИ является усиление влияния женщин в сфере принятия решений через лоббирование законодательных инициатив, укрепление взаимодействия между государственными органами и органами местного самоуправления и гражданским обществом для эффективной реализации национальной гендерной политики. Эл. почта: kas-kg@elcat.kg Тел в Бишкеке: (0312) 69 40 62 \ 63