СТИТИСТИКА И ЛОЖЬ вопросы баланса Александр Желенин, Россия фото из архива КавкАзии
известно выражение, что есть просто ложь, есть ложь чудовищная, а есть статистика. В путинской России статистика возведена в новый вид искусства
Это больше, чем пиар, это... статистика Во время одного из своих последних общений с журналистами Владимир Путин сказал, что численность населения России «впервые за 20 лет» не сократилась, а выросла. Действительно, если взглянуть на данные Росстата за 11 месяцев 2012 года (а других пока нет), то все вроде бы так и есть. В кои-то веки мы имеем не убыль, а прирост (пусть и малюсенький в 4600 человек) населения. Оппозиция по этому поводу мрачно промолчала, потому как успехи демографической политики режима не очень вяжутся с критикой, которой этот режим с ее стороны подвергается. Между тем, цифры прироста населения, если верить Росстату, вроде как имеют быть. Сам по себе, прирост населения в индустриально развитой стране с преимущественно городским населением, среди которого христиане и атеисты составляют абсолютное большинство, это по всем международным критериям — некое формальное свидетельство успехов правительства на ниве сохранения и даже некоторого приумножения народонаселения.
Однако если приглядеться по-внимательней, то все пока отнюдь не столь оптимистично С апреля 2012 года в России вступили в силу новые правила регистрации родившихся детей. Наконец начали регистрировать рождение и смертность новорожденных, с так называемой «экстремально низкой массой тела (от 500 до 1000 граммов)». До этого действовали устаревшие советские критерии регистрации новорожденных, согласно которым регистрации подлежали лишь дети весом от 1000 гр. и выше. Перейти на новые критерии регистрации новорожденных нужно было давно, сказал нам доктор Марк Васильев. По его словам, современные методы выхаживания недоношенных детей позволяют в буквальном смысле ставить их на ноги. По словам Васильева, в Скандинавии уже выхаживают 300-грамовых младенцев. Очевидно, что только простой переход к новым критериям регистрации новорожденных улучшил статистику рождаемости без всяких социально-экономических усилий правительства. Нетрудно предположить, что если бы эта часть младенцев включалась в официальную статистику советских времен, то она была бы еще более высокой. Да, для новой постреформенной России рождение 1 млн. 744 тыс. младенцев за 11 месяцев 2012 года (допустим даже, что за год эта цифра составит порядка 1800 новорожденных) — это рекорд. Однако, если сравнить эти показатели с показателями последних десяти лет советской власти, станет очевидно, что этот «успех» весьма относителен. За двадцать лет новой России мы еле дотянулись до худшего из них. В 1991 году, когда все уже сыпалось и страна разваливалась, родилось около 1 млн. 800 тыс детей... В последние десять лет существования РСФСР, с 1980 по 1990 гг., средняя рождаемость составляла больше 2 млн. 300 тыс. человек в год. А в отдельные годы приближалась к 2,5 млн. новорожденных. Однако прирост (или убыль) населения складываются не только из показателей рождаемости, но и смертности. По последнему показателю современная Россия как продолжала опережать показатели советских времен, так опережает и поныне. Тогда смертность колебалась в районе 1,5-1,6 млн человек в год. За последние 20 лет этот показатель редко опускался ниже 2-миллионной отметки. В 2011 году умерло почти 1 млн. 926 тыс. человек. После окончательного подсчета смертности 2012 года, эта цифра, вероятно, вряд ли будет ниже 1 млн. 800 тыс. человек.
Однако и это еще не все Нужно понимать, что Росстат ведет подсчет населения на основе международных стандартов его учета. А эти стандарты предполагают включение во внутреннюю статистику всех находящихся на территории страны. Вне зависимости от их гражданства, а также от того, какой статус — временно или постоянно проживающих — они имеют. Соответственно, статистика рождаемости, которую ведут ЗАГСы, также учитывает ВСЕХ родившихся в РФ - как россиян, так и иностранцев, и лиц без гражданства. Чего не скажешь о статистике смертности. Смерть мигранта как раз регистрируется далеко не всегда. Известно немало случаев, когда умерший от тех или иных причин мигрант или мигрантка были просто похоронены в безымянной могиле и ни в какую статистику, естественно, не попали. Тут мотивы представителей госорганов тоже понятны — зачем регистрировать цифры, которые не улучшают (как в случае с рождением ребенка) статистику, а ухудшают ее? Особенно учитывая, что к мигрантам эти самые представители, как к людям у нас обычно не относятся... На странице официального сайта Росстата, посвященной нашему замечательному приросту, открыто признается, что «Увеличение численности населения /России/ за январь-октябрь сложилось за счет естественного и миграционного приростов. При этом миграционный прирост составил 99,7% от общего прироста населения». Так что если вычтем из цифр прироста 246 тыс. человек миграционного прироста (по данным за январь-октябрь 2012 года), никакого прироста вообще не будет.
Ну и пожалуй, последнее об успехах (впрочем, как мы показали, весьма относительных) демографической политики путинского правительства. Здесь без сравнения с советской эпохой вновь не обойтись. В последнее, относительно благополучное, десятилетие советской власти средний прирост населения составлял не 4-5 тыс. человек в год, как сейчас, а более 700 тыс. человек. А в отдельные годы достигал почти 1 млн. человек. Однако, как мы помним, та власть, несмотря на эти успехи демографической политики, в какой-то момент перестала устраивать народ, для которого политическая свобода стала гораздо более важным критерием развитием страны, перевесившим все остальные.
|