ТЕБЕ ПОЛОВИНА И МНЕ ПОЛОВИНА исламистские фундаменталисты разделили Грузию на сферы влияния утверждает эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе в газете Асавал-дасавали" фото Галы Петри
Живущие в Грузии мусульмане традиционно являются последователями двух направлений ислама - суннизма и шиизма. Шиитами является большинство азербайджанского населения, суннитами - грузины, живущие в Аджарии, часть азербайджанцев, живущие в Панкиси кистинцы, а также аварцы Кварельского района. Когда Грузия была советской республикой, мусульманская религия в ней была настолько нивелирована, что разницы между шиитами и суннитами практически не ощущалось. Сегодня же ситуация радикально изменилась, причем довольно странным образом, а власти и общество упустили начавшиеся в мусульманских общинах процессы. Первый тревожный звонок прозвучал в 1995 году, когда в Панкисском ущелье появился молла-араб, проповедовавший ваххабизм - абсолютно другое течение в исламе, фактически отрицающее традиционный ислам. Тогда в Чечне шла война, арабские спецслужбы хотели "зацепиться" в Панкисском ущелье. И там начались такие же процессы, как на Северном Кавказе - стали открываться религиозные школы, осуществляться "вербовка" молодежи из нуждающихся семей в ряды ваххабитов и т.д. В Панкиси появились иностранные деньги, оружие из Чечни. Ситуацию удалось временно урегулировать после проведения в Панкиси, по настойчивому требованию американцев, спецоперации. Но сейчас проблемы вновь актуализировались. Так, сегодня в Панкиси наблюдается противостояние между суннитами и местными ваххабитами. Причем, ваххабиты - в основном, молодежь. Часть ее получила образование в арабских странах, и внутренне эти молодые люди уже не ощущают себя гражданами Грузии. "Окружающие Грузию мусульманские страны активно пытаются при помощи местных мусульманских общин завоевать влияние на Кавказе в целом и в Грузии в частности. Причем эти страны опираются на свои исторические сферы влияния. Турки пытаются распространить свое влияние в Аджарии, иранцы - в Квемо Картли, в Панкиси сильны арабы. Идеологи турецкого экстремизма до сих пор рассматривают Аджарию как свою территорию. На учебу в зарубежные исламские школы из Аджарии уезжает молодежи больше, чем азербайджанцев из Квемо Картли", - заявляет эксперт. Такой агрессивной политикой встревожены местные мусульмане. Во-первых, исламское учение, "завезенное" из-за рубежа, ущемляет традиционный ислам, во-вторых, на территории страны наблюдается беспорядочное строительство мечетей. Например, в маленькой горной Аджарии вновь обустроено 175 молельных домов. Что касается властей, то центральные власти зачастую не в курсе, что происходит в регионах, а местные - не проявляют должной инициативы. А в результате страдают интересы страны. Угроза в сложившейся ситуации - реальная, и ее игнорирование может создать большие проблемы. Во-первых, в стране идет противостояние между последователями традиционного ислама и "ввезенного" исламского фундаментализма. Во-вторых, после утверждения на местах, спецслужбы зарубежных стран создают сферы влияния. В-третьих, в страну из-за рубежа поступают деньги, которыми покупаются представители властей. И, в четвертых - России дается повод утверждать на международной арене, что Грузия покровительствует исламским фундаменталистам. По материалам ИА REGNUM Мнение тов. Сухова: "..грузины все ж таки христиане и на «передовой» живут. Так что, «если чё», правоверные вырежут их одними из первых..". Более подробно - http://caucasia.at.ua/news/a_vy_govorite_khidzhab_prodolzhenie/2010-04-10-403
|