НЕЛЕГКО БЫТЬ ЛЕГАЛЬНЫМ трудящиеся мигранты жаловались на работодателей и УФМС Галина Артеменко, Россия фото Галы Петри
Совместные приёмы с профильными структурами – относительно новая практика в работе Уполномоченного по правам человека Алексея Козырева. И, тем не менее, она уже показывает свою эффективность. Один из приёмов Уполномоченного совместно со специалистами УФМС был посвящен вопросам трудовой миграции. Казалось бы, актуальная тема. Но едва мы, желая охватить как можно больший круг лиц, решили распространить информацию о приёме, как столкнулись с первой проблемой. Далеко не все СМИ захотели опубликовать наше маленькое объявление. Одни говорили: «Не наш формат». Другие выражались предельно конкретно: «Мы пишем для обеспеченных людей». Получается, что наше общество не очень заинтересовано говорить о проблемах людей, которую составляют его уже заметную часть. И, тем не менее, после распространения информации по всевозможным каналам, на приём пришли 18 человек, в результате было принято 9 заявлений. Их могло бы быть гораздо больше. Как нам объяснили сведующие люди, одни мигранты работают нелегально, поэтому не хотят привлекать к себе внимание, другие боятся потерять работу даже в тех случаях, когда возникают проблемы с работодателем. На первом месте стоял вопрос невыплаты работодателями заработной платы иностранным работникам. Всего было рассмотрено 7 обращений на эту тему. Так, например, в одном из заявлений граждан Узбекистана указано, что компания-работодатель «по неизвестным причинам не платит около 6 месяцев заработную плату 50-ти гражданам Узбекистана, которые работали в этой фирме». Заметим, что в настоящее время Следственный отдел по Василеостровскому району Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу уже проводит проверку по этому делу. Были среди обратившихся и работодатели. Их волновала тема оказания УФМС государственной услуги по оформлению разрешений на работу для иностранных граждан, пребывающих на территории РФ в порядке, не требующем получения визы. Одни просили разъяснить миграционное законодательство в данной сфере, другие жаловались на некомпетентность сотрудников УФМС, которая в дальнейшем приводила к необходимости повторного обращения граждан в УФМС. Кроме того, заявители жаловались на невозможность самостоятельно попасть на прием. Во-первых, из-за того, что трудно дозвониться по указанным УФМС телефонам для записи на прием. Во-вторых, из-за конфликтных ситуаций иностранных граждан со службой безопасности. Заявители рассказывали, что сотрудники службы безопасности выстраивали свою очередь. В результате, граждане, которые провели всю ночь у стен УФМС, желая попасть на приём, оказывались вне этой очереди. Так, например, представитель одной из организаций жаловалась на то, что не может записаться по телефону на прием в УФМС, чтобы оформить разрешения на работу иностранным гражданам, которых они принимают в течение нескольких лет. - Условия УФМС для нас не подходят, потому что дозвониться туда практически невозможно, - рассказала заявительница. - Мы смогли дозвониться 2 раза: один раз сдали пять комплектов документов, второй раз примут тоже пять, у нас останется еще 12 комплектов документов, готовых к сдаче. А между тем, время идет, регистрация заканчивается. Проблема заключается в том, что сроки пребывания иностранных граждан на территории РФ ограничены. Если они не успеют оформить разрешение на работу, которое не только даёт им право работать на территории РФ, но и продлевает время пребывания на срок действия трудового договора, то им приходится покидать пределы Российской Федерации. А у многих на это элементарно нет денежных средств. Кроме этого, были жалобы на неправомерные действия правоохранительных органов. В общем и целом первый приём с представителями УФМС обозначил ряд актуальных проблем. К нарушениям прав трудовых мигрантов чаще всего приводит недобросовестность работодателей. Но, к сожалению, приходится констатировать, что в некоторых случаях этому способствует некомпетентность некоторых сотрудников УФМС, которые не в полной мере информируют работодателей и самих иностранных граждан. Последние, в свою очередь, не только не владеют знаниями действующего законодательства в миграционной сфере, но зачастую не знают, куда обратиться за защитой своих прав. В ходе приема всем заявителям были даны консультации и исчерпывающие разъяснения миграционного законодательства. До сведения руководства УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области доведены жалобы работодателей и иностранных граждан на то, что записаться на приём по телефону при наличии одного номера, практически невозможно. По всем жалобам, принятым от заявителей, были направлены обращения в государственные органы, к компетенции которых относится разрешение вопросов по существу. В ближайшее время будут проведены совместные с УФМС проверки в компаниях, где, по словам заявителей, нарушаются права трудовых мигрантов. Результаты проверок, проводимых по жалобам заявителей, будут поставлены на контроль в аппарате Уполномоченного.
|