АРТЕК
воспоминания о дружине «Кипарисная» спустя 40 лет
Тамара Балавадзе, Грузия/США
фото из архива автора
Сейчас уже давно не существует красногалстучных пионерских дружин и пионерских лагерей, нет пионерских маршрутов и вообще нет никаких политизированных детских организаций... Какую роль они играли тогда в нашем развитии, в становлении индивидуальности или возможно, ее подавлении. Наверное, когда-нибудь аналитические психологи детства и детских групп и коллективов скажут свое веское слово...
А сегодня я просто вспомнила кусочек своей биографии, связанный с поездкой в Артек, встречи с Гладис Марин (тогдашним председателем коммунистического союза молодежи Чили) и с лидерами советского комсомола... Восторженные лица моих артековских друзей – советских и иностранных, когда перед нами выступали девочки из «Мзиури» и северо-осетинский ансамбль «Маленький джигит», вечерние «костры» и волшебное черное море, кипарисы и олеандры...
В конце августа 1974 года в «Артеке» состоялся VI Всесоюзный слет пионеров. На нем присутствовали 3270 делегатов и представители детских и юношеских организаций 52 стран мира. Обстоятельство моей этнической принадлежности, думаю, сыграло не последнюю роль при выборе меня, как делегата на артековский слет.
Я помню, какая реакция была у моих одноотрядников, когда я представила себя на «вечернем костре знакомств». Я сказала следующее: «Меня зовут Тамара Балавадзе, я - грузинка, родилась в Рязани, а живу в Узбекистане». Все дружно заулыбались, чем смутили меня окончательно.
Ниже отрывок из моего очерка, который я посвятила своему отцу...
«Папа старался помогать и поддерживать нас с сестрой всегда, когда нам необходима была его помощь, но он никогда не изменял своей принципиальности. Случай, о котором мне хочется рассказать, произошел летом 1974, за полгода до того, как папы не стало. Меня, пионерскую активистку и председателя школьного совета дружины, делегировали на VI Всесоюзный слет пионеров во всесоюзный лагерь «Артек». Я с восторгом и нетерпением ждала этого знаменательного события. Но в назначенный для предварительного сбора день мне не позвонили. А когда мама обратилась в областной комитет комсомола, занимавшийся тогда организационными вопросами, чтобы узнать, в чем причина, ей ответили, что Тамары Балавадзе в списке просто нет, и она в Артек не едет. Моему разочарованию и детским страданиям не было предела, ведь я была уверена в несправедливости этого решения. Тогда мама попросила папу:
- Шота, позвони Малике (первому секретарю обкома комсомола – Т.Б.), ведь это твоя бывшая студентка, только она может помочь...
Мы редко видели папу рассерженным, но это был именно тот редкий случай. Он категорически отказался звонить, и даже несколько резко ответил маме:
- И ты считаешь, что это правильно?! Малика была честной и очень принципиальной студенткой... Она все сделала бы правильно! Уверен, что в Бухаре много достойных ребят, которые поедут в Артек. А у нашей Тамро впереди еще будет много интересных событий в жизни!
Он нежно обнял меня, прижал к груди, чтобы не видеть моих горьких слез, и, как мог, постарался успокоить:
- Вы с Раечкой поедете в Сухуми и вдоволь накупаетесь в Черном море!
На следующий день проблема неожиданно сама разрешилась, успокоив мое оскорбленное самолюбие. К нам позвонил знакомый сотрудник обкома комсомола и, извинившись, объяснил недоразумение:
- Тут у нас некоторые товарищи хотели ублажить одного обкомовского чиновника, который попросил сына в Артек отправить. Его, не разобравшись, вписали в группу делегатов слета. Малика, как увидела новый список, такой всем «разгон» дала, все по своим местам расставила, а сынка того в группу следующего месяца включила, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы...
Вечером за ужином мама, радостная и довольная, поспешила поделиться с папой доброй новостью. Он улыбнулся, повернулся ко мне и сказал то, что я запомнила на всю жизнь:
- Вот видишь, Тамро, значит, ты это действительно заслужила, и поэтому едешь в Артек! Надо от всей души верить, и тогда все у тебя в жизни получится, но помни – никода не изменяй самой себе и не поступай так, чтобы потом за себя было стыдно».
Этим фото ровно 40 лет. Сделаны они были во Всесоюзном пионерском лагере Артек в дружине «Кипарисная»...
|