Воскресенье
07.03.2021
12:31
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 90
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [242]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [14]
Текущий момент [60]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [48]
трибунка
Что вы об этом думаете? [37]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [30]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [33]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [95]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [13]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [59]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2009 » Декабрь » 15 » к дню независимости Казахстана - 17 декабря
    21:58
    к дню независимости Казахстана - 17 декабря
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНДЕР ИЛИ ГЕНДЕРНАЯ НАЦИЯ?

    Светлана Шакирова
    фото автора


    Казахстан пребывает в статусе независимости 18 лет. Парадокс: это одно их немногих государств в мире, где заседания правительства и парламента проходят не на государственном (казахском) языке, а на русском. Две трети населения страны казахи, однако не все из них говорят по-казахски. 61% школьников и 48% студентов обучаются на казахском языке. Госаппарат практически однороден по этническому признаку, госслужащие проходят экзамен на знание гос-языка. Из 20 членов правительства  не-казахом является один (женщина тоже всего одна). На ТВ квота  50% вещания на казахском языке выполняется за счет дневных программ, ночных концертов народной музыки и эстрады, а в прайм-тайм с помощью субтитров к русскоязычным программам.  Печатные СМИ на казахском языке в меньшинстве. Что происходит внутри них, какие вопросы и с какой степенью остроты там поднимаются - русскоязычной части населения неизвестно.

    В ноябре 2009 года обществу был предложен на обсуждение интересный документ - Доктрина национального единства Казахстана. С момента ее опубликования  интеллектуалы, политики и гражданское общество страны находятся в зоне такой идеологической турбулентности, какой не было, пожалуй, многие годы. И то, что это происходит накануне годовщины декабрьских (1986 года) событий и Дня независимости страны, а также в условиях экономического кризиса, придает  процессу особое звучание.
    Откровенно обсуждать межэтнические отношения в стране, гордящейся  гражданским миром, не то что бы неприлично, но не очень принято. Повторять, как мантру, фразу о дружбе и согласии 130 этносов, проживающих в Казахстане, может любой.  Артикулировать острые вопросы решаются лишь публичные персоны, репутацию которых, как  говорится, уже ничем не испортишь. Это, условно говоря, казахские национал-патриоты и русские националисты. Действительно, какой культурный человек станет обсуждать тему, заведомо ставя себя в невыгодное положение? Это все равно что открыто заявить: я - расист, антисемит, женоненавистник, ксенофоб или защитник ГМО-продуктов.  Или рассказать коллегам, что тебе изменяет жена/муж, что ты бьешь своего ребенка, недавно переболел/а ЗППП или посещаешь тоталитарную секту…

    Сама по себе доктрина – обычный идеологический текст, каких страна видела множество. Нет в ней ни преимущественных прав одного этноса по сравнению с другим, ни ущемления прав нацменьшинств, ни сокращения ареала того или иного языка. Более того, предполагается, что «в предстоящие годы все казахстанцы, особенно подрастающее поколение, должны овладеть государственным языком». Всё написано нормальным языком, 13  страниц правильного текста о том, что было, есть и должно быть в стране в сфере межэтнических отношений. Тогда откуда эта тревога и беспокойство? Почему каждый день пресса выдает новые материалы «за», но чаще - против доктрины?   

    Одна из задач «государства и общества», согласно документу, это «укрепление общеказахстанской идентичности, поддержка консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества». Что здесь противоестественного? Национал-патриотов во главе с писателем М. Шахановым испугало понятие общеказахстанской идентичности, поскольку до этого официально не раз заявлялось (самим президентом), что в стране сформирована казахстанская нация. Впервые эта идея прозвучала в 2004 году, но и до тех пор она жила в публичном пространстве вполне беспроблемно: журналисты называли общество казахстанским, граждан - казахстанцами, ученые защищали диссертации о том или ином феномене казахстанского общества (так, как будто эти феномены проявляли себя одинаково во всех слоях и культурах и как будто это общество было однородной массой). Социологи! Которые по определению рассматривают общество как конгломерат неравных индивидов и общностей, различающихся по: статусу, полу, этничности, религии, возрасту, гражданству, месту жительства и т.д. –  некритически проглотили наживку идеологов и ежедневно воспроизводили этот дискурсивный нонсенс. 

    И на этом фоне, когда общество просто уже не реагирует на слово казахстанский, национал–патриоты (мужчины, разумеется)  начинают общественную кампанию против термина казахстанская нация. За понятие казахская нация. Ставится ультиматум правительству - не откажетесь от доктрины, в День Независимости 17 декабря начнем голодовку по всей стране, 700 человек. В лагерь противников доктрины вливаются почти все оппозиционные силы, одна партия за другой.  Чиновники не на шутку обеспокоены возможными беспорядками. В вузах на дни 16-18 декабря ставят в расписание экзамены по самым сложным предметам, чтобы студенты не вышли на демонстрацию. Трезвые аналитики говорят: оппозиция зря купилась на этот трюк, доктрину специально вбросили в общество, чтобы дискредитировать противников президента: теперь, когда они  собрались голодать с национал-патриотами, русскоязычное население будет воспринимать их не как демократов, а как таких же националистов.

    При чем здесь М и Ж? - скажете вы. Наверное, прямой связи нет. Сегодня, накануне Дня независимости, президент Назарбаев вручал в  Астане ордена и медали заслуженным людям. Наградные церемонии прошли в правительстве, парламенте, министерствах, акиматах.  Однако, замечаю, я, чем выше статус ордена или медали, тем с большей вероятностью награждаются мужчины. Женщинам - медали третьей степени и почетные грамоты.
    Недавно в Астане с помпой открыли монумент «Казах елі» - «Страна казахов». В центре композиции кто, вы думаете? Гражданин Назарбаев. На каждой казахской банкноте (тенге) изображена рука президента. Правда, на днях он подписал закон «О профилактике бытового насилия», которого кризисные центры и всё женское движение ждало лет десять. Закон о равных правах М и Ж ждёт своей очереди.

    И последняя новость. Идейный вдохновитель  национал-патриотов Шаханов отказался от голодовки, запланированной на 17 декабря. Из администрации президента  ему пришел ответ: обсуждение спорной доктрины национального единства приостановлено.

    Положим, межэтническое равновесие кое-как  восстановить удалось. Жаль, что гендерное так легко не восстанавливается. Может, женщинам тоже надо пригрозить голодовкой? 

    Категория: Текущий момент | Просмотров: 1243 | Добавил: Gall | Теги: казахстан | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]