НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНДЕР ИЛИ ГЕНДЕРНАЯ НАЦИЯ?
Светлана Шакирова фото автора
Казахстан пребывает в статусе независимости 18 лет. Парадокс: это одно их немногих государств в мире, где заседания правительства и парламента проходят не на государственном (казахском) языке, а на русском. Две трети населения страны казахи, однако не все из них говорят по-казахски. 61% школьников и 48% студентов обучаются на казахском языке. Госаппарат практически однороден по этническому признаку, госслужащие проходят экзамен на знание гос-языка. Из 20 членов правительства не-казахом является один (женщина тоже всего одна). На ТВ квота 50% вещания на казахском языке выполняется за счет дневных программ, ночных концертов народной музыки и эстрады, а в прайм-тайм с помощью субтитров к русскоязычным программам. Печатные СМИ на казахском языке в меньшинстве. Что происходит внутри них, какие вопросы и с какой степенью остроты там поднимаются - русскоязычной части населения неизвестно.
В ноябре 2009 года обществу был предложен на обсуждение интересный документ - Доктрина национального единства Казахстана. С момента ее опубликования интеллектуалы, политики и гражданское общество страны находятся в зоне такой идеологической турбулентности, какой не было, пожалуй, многие годы. И то, что это происходит накануне годовщины декабрьских (1986 года) событий и Дня независимости страны, а также в условиях экономического кризиса, придает процессу особое звучание. Откровенно обсуждать межэтнические отношения в стране, гордящейся гражданским миром, не то что бы неприлично, но не очень принято. Повторять, как мантру, фразу о дружбе и согласии 130 этносов, проживающих в Казахстане, может любой. Артикулировать острые вопросы решаются лишь публичные персоны, репутацию которых, как говорится, уже ничем не испортишь. Это, условно говоря, казахские национал-патриоты и русские националисты. Действительно, какой культурный человек станет обсуждать тему, заведомо ставя себя в невыгодное положение? Это все равно что открыто заявить: я - расист, антисемит, женоненавистник, ксенофоб или защитник ГМО-продуктов. Или рассказать коллегам, что тебе изменяет жена/муж, что ты бьешь своего ребенка, недавно переболел/а ЗППП или посещаешь тоталитарную секту…
Сама по себе доктрина – обычный идеологический текст, каких страна видела множество. Нет в ней ни преимущественных прав одного этноса по сравнению с другим, ни ущемления прав нацменьшинств, ни сокращения ареала того или иного языка. Более того, предполагается, что «в предстоящие годы все казахстанцы, особенно подрастающее поколение, должны овладеть государственным языком». Всё написано нормальным языком, 13 страниц правильного текста о том, что было, есть и должно быть в стране в сфере межэтнических отношений. Тогда откуда эта тревога и беспокойство? Почему каждый день пресса выдает новые материалы «за», но чаще - против доктрины?
Одна из задач «государства и общества», согласно документу, это «укрепление общеказахстанской идентичности, поддержка консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества». Что здесь противоестественного? Национал-патриотов во главе с писателем М. Шахановым испугало понятие общеказахстанской идентичности, поскольку до этого официально не раз заявлялось (самим президентом), что в стране сформирована казахстанская нация. Впервые эта идея прозвучала в 2004 году, но и до тех пор она жила в публичном пространстве вполне беспроблемно: журналисты называли общество казахстанским, граждан - казахстанцами, ученые защищали диссертации о том или ином феномене казахстанского общества (так, как будто эти феномены проявляли себя одинаково во всех слоях и культурах и как будто это общество было однородной массой). Социологи! Которые по определению рассматривают общество как конгломерат неравных индивидов и общностей, различающихся по: статусу, полу, этничности, религии, возрасту, гражданству, месту жительства и т.д. – некритически проглотили наживку идеологов и ежедневно воспроизводили этот дискурсивный нонсенс.
И на этом фоне, когда общество просто уже не реагирует на слово казахстанский, национал–патриоты (мужчины, разумеется) начинают общественную кампанию против термина казахстанская нация. За понятие казахская нация. Ставится ультиматум правительству - не откажетесь от доктрины, в День Независимости 17 декабря начнем голодовку по всей стране, 700 человек. В лагерь противников доктрины вливаются почти все оппозиционные силы, одна партия за другой. Чиновники не на шутку обеспокоены возможными беспорядками. В вузах на дни 16-18 декабря ставят в расписание экзамены по самым сложным предметам, чтобы студенты не вышли на демонстрацию. Трезвые аналитики говорят: оппозиция зря купилась на этот трюк, доктрину специально вбросили в общество, чтобы дискредитировать противников президента: теперь, когда они собрались голодать с национал-патриотами, русскоязычное население будет воспринимать их не как демократов, а как таких же националистов.
При чем здесь М и Ж? - скажете вы. Наверное, прямой связи нет. Сегодня, накануне Дня независимости, президент Назарбаев вручал в Астане ордена и медали заслуженным людям. Наградные церемонии прошли в правительстве, парламенте, министерствах, акиматах. Однако, замечаю, я, чем выше статус ордена или медали, тем с большей вероятностью награждаются мужчины. Женщинам - медали третьей степени и почетные грамоты. Недавно в Астане с помпой открыли монумент «Казах елі» - «Страна казахов». В центре композиции кто, вы думаете? Гражданин Назарбаев. На каждой казахской банкноте (тенге) изображена рука президента. Правда, на днях он подписал закон «О профилактике бытового насилия», которого кризисные центры и всё женское движение ждало лет десять. Закон о равных правах М и Ж ждёт своей очереди.
И последняя новость. Идейный вдохновитель национал-патриотов Шаханов отказался от голодовки, запланированной на 17 декабря. Из администрации президента ему пришел ответ: обсуждение спорной доктрины национального единства приостановлено.
Положим, межэтническое равновесие кое-как восстановить удалось. Жаль, что гендерное так легко не восстанавливается. Может, женщинам тоже надо пригрозить голодовкой?
|