Умида: МНЕ ПРИШЛОСЬ «ПРЫГНУТЬ»
Гала Петри Фото: я снимала Умиду в Тбилиси, когда гендер еще был не под запретом в Узбекистане
- Умида, тысячи людей выразили тебе поддержку. Чувствуешь ли ты ее? - Конечно! Спасибо всем. Это то, что помогает мне жить в эти дни.
- Для начала скажи, пожалуйста, каково сейчас положение с чисто юридической стороны. - Мы были мы с адвокатом 13 января уже в ГУВД. Наконец-то смогли ознакомиться с экспертизой, которую назначила прокуратура. Следователь взял подписку о надлежащем поведении (раньше это называлось подписка о невыезде) и попросил принести справку с места жительства и характеристику из махаллинского комитета. Собираю справки. Это не очень-то приятно – рассказывать, куда и для чего мне нужны эти справки. Неприятно чувствовать себя преступницей. Всем ведь не расскажешь, что и как. Очень неприятно.
- Как твое здоровье, как ты себя чувствуешь физически, морально? - Мои личные ощущения? Разные... Бывает, я в такую депрессию впадаю, хоть на стенку лезь… Думаю, все тут сделалось как в поговорке «ему сказали принести тюбетейку, а он принес с головой». Но я ни о чем не жалею. Здоровье? "Подсела" на успокоительные настойки. Для такого быстрого и энергичного человека, как я, бродить по квартире и при этом не иметь сил и желания что-то делать - катастрофа! Не скрою, тяжело преодолеть физическое ощущение страха; считаю, что люди, у которых это чувство не так сильно развито - это сильные и свободные люди! Иногда удается отвлекаться. Самое страшное, не могу работать. Слушаю ту музыку, которую включает мой сын, а у него очень хороший вкус.
- У тебя хорошая семья. Вижу, как она поддерживает тебя. - Мой муж называет себя моим "пресс-секретарем". Изначально благодаря мужу Олегу и сыну Тимуру пошла мощная поддержка, куда включилась «КавкАзия» и потом другие. Конструктивное и логичное общение по моему делу лежит на плечах Олега. Тимур общается с огромным числом фотографов из Питера (он был там на семинаре, у нас много общих друзей и коллег) - в этом отношении мне повезло - мои родные много взяли на себя. - А твоя родительская семья? У тебя классные мама и сестры. Ты так любила своего отца. - Мой отец поддержал бы меня во всем, если б был жив, он знал цену всему. Старшая сестра привезла маму к себе из Паркента. Моя мама как истинно верующий человек день и ночь молится за меня. Ее самые частые слова сегодня: «Ужас! Ужас! 37 год!». Ей 86 лет, она видела 37-й и помнит. Как и тысячи людей, она удивляется, чтО криминального смогли найти в моих фотографиях. Дочь Сабина в Москве с ребенком, нашей внучкой, - она все отслеживает на сайтах, переживает, но мы стараемся ее успокаивать. В Москве ей не сахар - да еще с маленьким ребенком на руках. Младшая дочь Диана не показывает свои эмоции, но по-своему очень сильно переживает, этот Новый год и эти каникулы она запомнит на всю жизнь... Тимур ведет себя как настоящий мужчина, действует адекватно и по ситуации – делает, что может. Моя сестра, с которой ты знакома, написала острое прекрасное письмо - обращение в аппарат президента и полдня добивалась, чтобы ее приняли там.
- Ее приняли? - Она просто написала обращение – ты же знаешь, она писательница, у нее потрясающий узбекский язык, грамотный и точный, она сделала очень хороший анализ фильма и фотографий. Ей нужно было хотя бы сдать свое письмо, а конкретно с кем-либо встретиться очень сложно. Хорош уже просто факт, что у нее приняли. Посмотрим, что будет дальше.
- Умида, а как твое окружение – коллеги, друзья, соседи? Вероятно, твои контакты поредели? - Один сосед, который читает разные сайты, сказал мне, что знает обо всем, и при этом, качая головой, заметил: "да... вы пошли против режима"... Те, которые знают положение, просто ничего не говорят, и слава Богу, не такие с ними тесные отношения. Некоторые друзья звонят и спрашивают - один чаще других, остальные редко. Очень мало среди них тех, кто активно справляется о моем состоянии... Нельзя обижаться на людей здесь, ибо они живут в этом страхе еще со времен Союза. Есть и удивительное для меня. Самое интересное, интервью в оппозиционном радио в мою поддержку дают люди, с которыми у меня было лишь "шапочное" знакомство. Сегодня впервые за эти дни разрыдалась, когда мне дали послушать как один наш писатель, ничего не боясь, смело говорил – вернее, эмоционально кричал о том, как репрессировали писателей, и что то же сегодня происходит в нашем обществе. Мир не без смелых людей! Плюсы в моей ситуации – это то, что хорошо видишь: кто есть кто.
- Этот писатель – он где живет? Неужели в Узбекистане? - В том-то и дело, что он живет тут, у нас в старом городе, я была очень тронута его смелостью.
- Сотни людей тронуты твоей смелость, дорогая. - Э, я не борец. Борец Олег, а не я. В фильме «Бремя девственности» вторая часть начинается с того, как с моста в воду прыгают две девочки, одна очень долго не решается, но все-таки прыгает. Так вот, эта девочка я и есть. Не такая я сильная, оказывается, но я стараюсь... - Ты сильная, ты смелая. Ты знаешь, какая ты классная? Умида, а какие прогнозы – как ты видишь вероятное развитие ситуации? - Боюсь прогнозировать, но – НАДЕЮСЬ. (интервью записано сегодня)
|