РЫЦАРЬ МЕЛЬПОМЕНЫ, неподражаемый Отар Медея Гогсадзе, Грузия снимок прислан автором
«Его музыка течет совершенно естественно, столь же естестественно облекаясь в форму. В нашем эклектичном и глобалистичном мире Отар умеет сохранить самобытность и сказать свое слово. Он один из блистательных представителей своего поколения – сказала как-то доктор психологических наук, професор Лали Сурманидзе о творчестве композитора Отара Татишвили. - Поздравляю всех! Наконец-то за последние годы создана настоящая классическая симфония! – сказала доктор психологических наук, парламентарий Гугули Маградзе после состоявшегося недавно концерта в большом зале государственной консерватории. Могу сказать с позиции очевидца – ее восхищение разделял весь зал. А в фойе радовали глаз картины кисти Отара Татишвили, человека многогранного дарования. Маэстро щедро одарил гостей этого чудесного вечера живительным духовным кислородом.
ПУТЬ СЛАВНЫЙ И ТЕРНИСТЫЙ Отар Татишвили два факультета Тбилисской государственной консерваторий: по фортепиано и композиции. Его учили истинные корифеи. Достаточно назвать Давида Торадзе, Отара Тактакишвили, Сулхана Цинцадзе, Ксеню Джикия. Джансуг Кахидзе сразу отметил в молодом человеке яркое, самобытное дарование. Уже его дипломная работа была отмечена на всесоюзном конкурсе молодых композиторов. Затем последовала насыщенная концертная деятельность. Объездив весь мир, Отар Татишвили выступал с многими известными вокалистами. Довелось ему также поработать директором оркестра в творческом союзе с Тамарой Гвердцители, Сосо Павлиашвили. Он отшлифовал и направил дарования многих известных исполнителей. К примеру, Кети Топурия и Ию Чантладзе. Стажировка в Бельгии и Великобритании в конце прошлого столетия ознаменовалась новыми победами. На Би-би-си была создана сорокоминутная передача о нашем герое. В Лондоне его творчеством заинтересовался Международный центр фан-клуба Эльтона-Джона. В частности, альбомом «Musik macker». С помощью правления фан-клуба в 1997 году состоялась презентация нового диска, в который вошли пять песен Отара Татишвили и три – Эльтона-Джона. В том числе, великолепная песня нашего соотечественника, посвященная памяти леди Дианы. «Если эту песню создал бы Мэтр, она тут же стала бы мировым хитом!» – сказал тогда Джордж Мэтлок, президент фан-клуба Эльтона Джона. Следует подчеркнуть: многие песни Отара Татишвили внесены в золотой фонд советского грузинского искусства. Его творчество любили и ценили все истинные знатоки музыки. А вот теперь для истинных служителей муз настали очень даже непростые времена. И дело не в просто нехватке финансов для творчества и мероприятий. - Пару лет назад я увидела в продаже местное издание типа «музыкальной энциклопедии». И была глубоко оскорблена: моего мужа даже не удосужились внести в перечень деятелей музыкального искусства. Я скрупелезно пробежала по всем страницам, однако, не обнаружила его данные ни в одном из тематических разделов. А ведь Отар работал в самых разных областях! Был не только музыкантом-исполнителем, но и композитором, педагогом. Там также не фигурировали и другие заслуженные исполнители. К примеру, Эка Квалиашвили. Зато авторы издания не забыли упомянуть известную в тот момент попсовую «звездочку», которая очень скоро после этого «погасла». Теперь никто ее даже не вспомнит. Отдельный вопрос – качество издания. Представьте, книга был напечатана а чуть ли не на туалетной бумаге! Позвонив по телефону указанному в конце издания, я выразила свое возмущение. Но как вы понимаете, этим дела уже не исправишь! – сказала мне как-то Русудан Конджария, супруга композитора. К слову, все это позорище дело рук одного достаточно солидного и ангажированного издательства. По-видимому, они переоценили свою эрудицию. Или пожалели денег для консультанта-искусстведа. Уж лучше бы воздержались от выпуска «энциклопедии» вообще. Следует признать: преданные служители Мельпомены несут крест непростого служения истинному искусству с завидным мужеством и терпением. Я ДОЛЖЕН БЫЛ ВЕРНУТЬСЯ В КЛАССИКУ! Отар Татишвили: - Долгие годы я работал в легком жанре. С другой стороны, всегда говорили, что в моих песнях нет ничего от т.н. «попсы». Однако, эстраде не следует отгораживаться от классики. Это ведет прямиком к ширпотребу самого низкого качества. На западе это поняли уже давно. Там поп-музыка питается от классики и фольклора, порождая гигантов от музыки и целый каскад шедевров. Досточно назвать Элтона Джона. О моих песнях говорили, что в них чувствуется академическое образование и они для интеллектуального слушателя. Как-то я написал «Пиросмани», на совершенно гениальные стихи Резо Амашукели. Сам он назвал эту песню балладой. Однако, песенный жанр был для меня все же тесноват. Ведь я получил базовое классическое образование. Мама и супруга всегда убеждали меня, что следует уделять больше времени классике. И, конечно, были правы. Именно классическая музыка является важнейшим испытанием мастерства композитора – с этим не поспоришь. Однако, считая, что наработал еще недостаточно, я долгое время не решался предстать перед зрителями в этом амплуа. Но с возрастом приходит понимание ценности каждой минуты. Нельзя отклоняться от своего истинного призвания. Я должен был обязательно вернуться в классику. Должен подчеркнуть: это один из самых ответственных концертов в моей жизни.
- Не случайно, что вы вернулись к классике именно теперь. Жизнь вокруг пропитана человеческимим страданиями и болью. Это хождение по мукам не выразишь даже через самую классически оформленную песню. Тут нужна именно симфония.. - Наверное, так и есть. К тому же, с возрастом больше размышляешь, начинаешь осмысливать все глубже и по-филососфски. Когда в конце 80-х я написал сонату, один мой друг, превосходный знаток музыки, улышал в ней предчувствие всего того, что пройсходит теперь. Сам не знаю, откуда это пришло. Тут не могло быть ничего осмысленного. Но напряжение так и витало в воздухе и, повидимому, отразилось в музыке. Переживания и образы накапливались, перерабатывались и рано, или поздно неминуемо должны были излиться в форме симфонии.
- Так и произошло: первая часть симфонии «Мементо патрия!» – это тотальный кошмар в котором мы живем. Вторая – хождение по мукам и пойск выхода. Очень знаменательно, что вы закончили все на приподнято-оптимистической ноте. И это не мечта, а явно твердая вера. Откуда эта уверенность? - Я построил симфонию по простой, но емкой схеме: боль, переживание боли и ее преодоление, выход из тупика. Я и в самом деле верю, что выход есть. Откуда эта уверенность? Из убеждения, что отчайваться не стоит и пока ты жив, есть надежда на лучшее. Когда любишь все то прекрасное, которое, что бы там ни говорили, существует, всегда найдешь в себе силы, чтобы повернуть ситуацию. К тому же, одно из предназначений искусства внушать надежды и наполнять людей новой силой для борьбы и свершений.
- «Мементо патриа» – это размышления о судьбе страны. Но в «Дежа вью», вы очень элегантно пробежали всю свою жизнь, начиная с самого детства. Там все от беззаботности – до драматизма.. - Конечно, в «Дежа вью» наложились переживания из прошлого. Там много сугубо личного. Знаете, что стало для меня настоящим счастьем после концерта? Когда знатоки музыки и метры сидящие в зале, с сияющими лицами подходили и благодарили меня. Одна знакомая дама говорила, что весь вечер прошел для нее с ощущением счастья. Я тоже несказанно счастлив. Ведь публика отнеслась столь доброжелательно к результату моих трудов! Как хорошо, что в наше очень непростое время не так уж мало людей любит и ценит классику. Я считаю, что следует побольше популляризировать классическое искусство. Когда коммунисты это хорошо понимали.
- Согласна. Может многое делалось для галочки, но классика ценилась – это факт. Теперь время шоу-бизнеса. Причем, не всегда хорошего качества.. - Тем более хочу поблагодарить мэрию профинансировавшую этот концерт. А также оркестр Тбилисского театра оперы и балета. Музыканты исполнители этого коллектива провели колоссальную работу за очень сжатые сроки. Особенно хочу отметить молодую пианистку Гуранду Габелая. Это блистательная исполнительница с большим будущим. Она всегда изучает произведение, которое собирается исполнить не на сто, а на двести процентов и очень интересно интерпретировала мою музыку.
- Ваш этапный концерт пришелся к концу года. Это было сделано специально, или просто так получилось? - Это не было сделано специально. Однако, хочу воспользоваться случаем и поздравить наших соотечественникоа с наступающим праздником. Пусть в новом году для каждого из них откроются новые перспективы. Пусть будет много счастья, много свершений и много встреч с прекрасным искусством. - А чем вы собираетесь нас порадовать в новом году? - У меня на подходе следующая симфония. По сути, она продолжает линию «Мементо патрия». Только если там совокупность общественного и личного, тут больше личных переживаний. Многие, может, найдут даже себя. Когда я вынесу его на суд широкой общественности? Это зависит от финансов. Пока что дал ее прослушать некоторым моим друзьям. Их оценки меня весьма вдохновили. Очень надеюсь, что широкая публика примет мое новое детище столь же доброжелательно.