ЛЕЧЕНИЕ СТАЛО ДОСТУПНЕЕ
Медея Гогсадзе, Грузия
на фото: Мариам Джаши
В 2013 году правительство Грузии оценило эпидемиологические риски в отношении гепатита С и разработало программу государственного финансирования лечения. Борьба против этого недуга стала приоритетом политики по здравоохранению. В процесс разработки государственной программы включились также представители неправительственного сектора. Недавно французская международная организация «Врачи мира» опубликовала документ, где Грузия зафиксирована как страна проявившая политическую волю к повышению активности государства в борьбе против гепатита С. Это очень радует. Особенно, с учетом игнорирования проблемы всего лишь пару лет назад.
НАСТУПЛЕНИЕ НА ВИРУС
Наступление на вирус гепатита С в первую очередь началось в пенитенциарной системе. Почему именно там? Мы как-то уже писали: согласно результатам проведенного в формате государственной программы предварительного скрининга инфицироваными оказались 30-35% заключенных. Это в пять-шесть раз выше аналогичного показателя в гражданском секторе! Уже не говоря о повышенных рисках инфицирования в замкнутом пространстве.
Арчил Талаквадзе (заместитель министра по исполнению наказаний, пробации и вопросов юридической помощи):
- Созданная в результате совместных усилий программа рассчитана на диагностику 12 тысяч заключенных, вакцинацию пяти тысяч человек на гепатит В и лечение пятисот пациентов в год. Это огромный прорыв. Несколько лет назад работникам НПО запрещали проводить в пенитенциарной системе анализы на гепатит С под предлогом, что государство все равно не может обеспечить лечение. Пораженные недугом люди искали защиты в международных судах. Западные правозащитники приравняли ситуацию пыткам и несколько заключенных выиграли иски. Однако, под прессом персонала тюрем некоторым из них пришлось отказаться от лечения. Теперь можно с полным правом константировать: весь этот кошмар уже позади. Все инфицированные заключенные могут получить бесплатную и полноценную медицинскую помощь.
ЦЕЛЬ – ИСКОРЕНИТЬ ГЕПАТИТ С
Усилиями правительственных и неправительственных структур лечение гепатита С стало доступнее и в гражданском секторе. Если раньше за интерферон приходилось выкладывать 260 долларов, то теперь он обходится девяносто три доллара. Лечебные препараты стали дешевле на шестьдесят процентов и за два программных года новый формат цен сделает лечение доступнее для десяти тысяч человек.
Возникает резонный вопрос: охватит ли эта десятитысячная квота всех желающих? А если окажется что реальная статистика инфицирования в гражданском секторе выше чем 6,7%? Указанная цифра основана на результатах исследования проведенного лет семь-восемь назад. Предполагается, что этого должно быть достаточно. А если будут неожиданности, правительство предпримет встречные шаги.
При любом раскладе однозначно ясно: эти достижения может и значительны, но явно недостаточны на фоне более чем скромных финансовых возможностей наших сограждан. Шестидесятипроцентное понижение цен на медикаменты и двухгодичная программа на десять тысяч человек – это всего лишь начало пути к реальной доступности лечения гепатита С. Правительство настроено на дальнейшее продолжение усилий. Что еще планируется в этом направлении? Об этом расскажет наша гостья, заместитель министра здравоохранения госпожа Мариам Джаши:
- На данный момент по сравнительной дешевизне препарата мы заняли второе место после Египта. К сожалению, на сегодняшний день достижение большего результата просто нереально. Однако, мы не собираемся на этом останавливаться и продолжим прилагать усилия для повышения доступности. В перспективе, с 2015 года на глобальный рынок поступят новые препараты. Они будут значительно дешевле, причем – прямого действия. В США соответствующие структуры уже выдали разрешение на их производство. Первый производитель указанного препарата – компания «Gilead» предложила рынку цену беспрецедентно низкую для стран в т.н. «первой волны» – шестидесяти государств, которым будут продавать лекарство по этой цене.
- А кто и почему попал в эту самую «первую волну»?
- Странами первой волны являются особо нуждающиеся страны Африки, Азии и Океании (островные государства). То есть страны со сравнительно низкими доходами по категоризации всемирного банка (подразумевается – на душу населения). Им предложат самую доступную цену. Для сравнения: в США один двенадцатинедельный курс курс обойдется 85 тысяч долларов, во Франции – 75 тысяч долларов, а вот гражданам вышеуказанных стран – до тысячи долларов. Грузия по социально-экономическим показателям является страной со средними доходами. Следовательно, мы не попали в «первую волну». Однако, мы очень интенсивно работаем чтобы получить максимально выигрышные предложения. В Лондоне, на международной конференции посвященной проблематике гепатита С, вопрос Грузии будет рассматриваться отдельно. А мы представим свои соображения на предмет понижения цен на медицинские препараты. Что же касается программ по интерферону, мы в параллельном режиме работаем с экспертными группами. И в ожидании появления препаратов нового поколения, пытаемся улучшить существующую ситуацию.
- В пенитенциарной системе лечение гепатита С полностью финансируется государством. Когда планируется и планируется ли вообще сделать то же самое в гражданском секторе?
- Государство уже зафиксировало свою готовность способствовать универсальной доступности лечения гепатита С. Шестидесятипроцентное понижение цен – это результат лишь первого этапа усилий в этом направлении. Что же касается полного финансирования, по нашим расчетам, в Грузии на данный момент мы имеем до двухсот тысяч инфицированных гепатитом С. Ориентировочно в неотложный режим лечения должны быть включены, примерно, до сорока семи тысяч человек. Если мы сумеем это сделать даже с шестидесятипроцентной скидкой и в формате двадцати четырех недельного курса, расходы составят 105 миллионов. Это примерно одна шестая уже удвоенного бюджета нашего ведомства. Целевая популляция настолько обширна, что сделать больше чем уже сделано в данные момент не представляется возможным. Вы же сами понимаете, любая наша программа по идее должна обеспечивать беспроблемное и неизбирательное включение любого потенциального бенефициария. Поэтому нашим приоритетом является задействование любых эффективных инноваций способствующих снижению цен. А в параллельном режиме будем пытаться помочь хотя бы социально незащищенным гражданам. С другой стороны, если в прежние годы лечиться интерфероном могли себе позволить лишь 300-400 человек в год, то после наших усилий уже с первого феврала по 24 марта поступили 907 заявок на включение в программу. До первого июля эта цифра скорее всего удвоится. Это уже очень ощутимый успех. И, как вы уже поняли, останавливаться на достигнутом мы не собираемся.
- Можно конкретнее о методах дальнейшего расширения государственного финансирования лечения гепатита С?
- К примеру, прекрасный метод – использование объединенных закупок. Он уже успешно апробирован в пенитенциарной системе. Я имею ввиду тендеры для фармакомпаний на соискание права по продаже медикаментов. Победила компания предложившая самые выигрышные для потребителя условия. В перспективе также прекрасно сработает более активное включение в глобальное сотрудничество. Лечения ВИЧ-инфекции стало бесплатным именно через международные усилия. Для получения аналогичного результата такой же процесс идет в отношений гепатита С. Если удастся повторить опыт и создать систему бесплатного лечения гепатита С, это будет выдающийся результатом. Медикаменты против этой болезни по миру уже подешевели раз в двадцать. А значит и лечение стало во много раз доступнее. Мы активно включимся во всемирную борьбу против гепатита С. Здесь Грузия может сыграть очень важную роль. Очень надеемся, что к 2016 году цена медикаментов понизится еще больше. Я даже больше скажу – наша цель искоренить гепатит С в нашей стране вообще.
ГЛАВНОЕ – ВОВРЕМЯ ОБНАРУЖИТЬ ВИРУС
Цель прекрасная, однако, как известно, всякое лечение начинается с диагностики, которая на данный момент обходится, примерно, 800 лари. А это означает, что многие потенциальные пациенты не узнают о своей проблеме, пока недуг не сделает свое черное дело и не будет слишком поздно. Ведь главное – вовремя обнаружить недуг. Необходимо подумать о понижении цен на лабораторные исследования, а также о государственных программах по их финансированию. В Аджаре, к примеру, успешно использовали практику проведения тендеров для лабораторий. В результате они ощутимо удешевили свои услуги. Наверное стоит подумать о том, как повторить успешный опыт Аджары в масштабах всей Грузии.
Мариам Джаши:
- Опыт Аджары нам хорошо известен. Правительство Аджары приняло решении о софинансировании диагностических программ. Это и сделало возможным организацию тендера. Однако, в масштабах всей Грузии число инфицированных столь велико, что на данный момент правительство Грузии позволить себе такого не может. Мы уже говорили об ограниченности наших средств. Однако, Аджара проявила очень интересную и разумную инициативу. Следует также изучить мировой опыт. Во Франции пакет лабораторных исследовании (без фибросканирования печени) стоит всего пятьдесят евро. Следовательно, понижение цен на лабораторные исследования на вирус гепатита С – это реально. Просто надо продолжать прикладывать усилия в этом направлении.
- По моим сведениям года через два планируется максимальное софинансирование диагностики. Это правда?
- Не хочу ничего конкретизировать, пока наши планы не получат четко задокументированную финансовую поддержку. Дело не только в финансах. Мы также работаем над критериями включения в диагностические программы. Все следует прописать предельно ясно. Одно могу сказать с полной ответственностью: мы прикладываем максимальные усилия, чтобы помочь людям получить необходимую медицинскую помощь.
Публикация подготовлена в формате проекта НПО «Новый вектор» и «Гепа+»: «Мобилизация пациентов и потребности лечения» профинансированного фондом «Открытое общество – Грузия»
|