ПОЧЕМУ МЫ НЕ СМОГЛИ ЖИТЬ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ
и были вынуждены ее покинуть
Галина Готуа
В этом сентябре исполняется 29 лет со дня падения Сухуми. В связи с трагической датой проводятся многочисленные мемориальные мероприятия.
За эти годы у меня, как и других людей возникал вопрос, почему так случилось. Моя семья отдыхала в поселке Леселидзе в Абхазии, около границы с Россией в 1990, и для нас ничего не предвещало трагедии, которая случилось здесь всего через два года. У меня давно есть друзья и знакомые, которые были вынуждены уехать из Абхазии, но я всегда понимала, что им тяжело говорить о том, как им пришлось покинуть их родную землю.
Но недавно я решилась. Моя знакомая Тамара владеет прекрасным магазином на одной из центральных улиц Тбилиси. Ездит в Милан, Париж. Прекрасный вкус, природное бизнес-чутье и академическое художественное образование позволило ей успешно вести свой магазин более 20 лет.
Но что она чувствует, покинув свой родной Сухуми. Корреспондент прямо ее спросил несколько дней назад. Тамара не стала рассказывать об этих своих чувствах, но начала рассказывать о последних днях, проведенных в ее ненаглядном Сухуми. Привожу ее рассказ.
- В последнюю неделю перед войной 1992 года в Сухуми проходил фестиваль искусств. Приехал знаменитый певец Зураб Соткилава и весь город старался попасть на его концерты.
Ночью с 13 на 14 августа правительство пригласило артистов на грандиозный прием, на котором присутствовали первые лица Абхазии. Конечно, Зураб Соткилава пел, а когда запел старинную мегрельскую песню, к нему присоединился Владислав Ардзинба.
Но во время этого дуэта, в зал вошел помощник Ардзинба и что-то прошептал ему на ухо. Ардзинба извинился и покинул банкетный зал. А в 6 утра 14 августа по радио сообщили, что вооруженные отряды «Мхедриони» вошли в Абхазию.
Моя собеседница замолкает ненадолго и продолжает свой рассказ:
- Это утро я не забуду никогда. Мы жили в многоэтажном доме на центральной улице, где жили абхазы и грузины. Жили мы дружно. Если в абхазской семье была свадьба, то грузин сажали на самые почетные места. А какими хозяйками были абхазские женщины. У них дома все блестело, и они были очень гостеприимными.
Да, первый день, когда вошли «Мхедриони». Об этом нам объявили в 6 часов утра. Наши люди уже хорошо знали, что представляют собой мхедрионовцы. Поэтому как только объявили, что идут они, абхазские семьи выскочили во двор и стали садиться в свои машины и уезжать в сторону Сочи.
Но у всех машин не было. Тогда грузины прямо с балкона стали бросать ключи от своих машин абхазским соседям, чтобы они смогли спастись. Никто из грузин не думал о своем имуществе. Просто они хотели спасти своих соседей и друзей.
Нужно признать, что власти также открыли автопарки и позволили людям брать такси и на них спасаться.
И начался кошмар.
Первой жертвой мхедрионовцев стал прокурор, грузин по национальности. Как видно, у него дома никто не слушал радио в то утро.
Этот прокурор сел в свою хорошую машину, но его путь преградила военная машина БТР. Люди, которые выскочили из БТР, потребовали, чтобы он вышел из машины. Прокурор не подчинился. Тогда мхедрионовцы выстрели ему в голову. Тяжело ранили. Пуля практически разворотила ему голову.
Правда, сразу он не умер. Но что за была его жизнь. Из красавца, самого желанного жениха в Абхазии, человек превратился в старика. Он не мог говорить, практически не передвигался. Родные как могли ухаживали за ним, но что это была за жизнь?!
В нашем доме был гастроном. Мхедрионовцы не стали терять время на взламывание дверей. Просто на своем танке проломили переднюю стену и разграбили в магазине все, что им приглянулось.
Мы жили на главной улице Сухуми и там везде на первых этажах были магазины. Скоро на нашей улице не осталось ни одного не разграбленного.
Потом взялись за местных жителей. Известно, что в Абхазии любили строить большие комфортные дома. Мхедрионовцы не утруждали себя выяснением, чей дом - абхаза или грузина. Просто на БТР или танке проламывали ограду, прямо заезжали в первый этаж дома, и потом выносили все, что им нравилось.
Наши люди не увлекались собиранием антиквариата, но практически у всех была хорошая импортная мебель и ковры, которые становились добычей мхедрионовцев.
Мы не выходили из дома.
Что это было за лето. В воздухе стояло ощущение тревоги. Обычно летом в наших местах все были заняты приготовлением домашних консервов, но в то лето никто консервированием не занимался.
Стало известно, что 3 сентября будут большие переговоры. Но весь день жутко стреляли в городе.
Я поняла, что ждать нам нечего. Через своих знакомых попросила эвакуировать нашу семью. За нами прислали две машины. Нас было пять человек. Мы взяли с собой 12 сумок. 4 сумки заняла одежда. Остальное продукты. Нам предстояло выживать в новой жизни. Остальные свои припасы я отдала соседям-абхазцам.
Нас привезли на аэродром. В аэропорту было множество людей, которые хотели улететь из Сухуми, и у этих людей были билеты на самолет. Но в самолет посадили только нашу семью. Сам самолет был забит коврами, ящиками с кофе и другими вещами.
Так 4 сентября 1992 года я покинула Сухуми и больше никогда туда не возвращалась.
Невозможно вернуться в тот город-праздник, где мы все дружили. Только до сих пор меня мучает мысль, зачем понадобились разломать мой мир.
Я этого до сих пор не могу понять.
Сейчас многие наши ездят в Сухуми, но я не могу. Конечно, я здесь устроена прекрасно. Я не живу в этих ужасных центрах для беженцев. Но до сих пор не могу понять, кто и зачем отнял у нас наш мир.
Честно говоря, я никогда не слышала такой рассказ.
Конечно, я жила в Грузии в то время; то, что происходило в Сухуми, до нас доходило от редких очевидцев, которые не откровенничали.
Несколько лет назад Паата, тоже беженец из Абхазии, рассказал мне такую историю.
- Когда началась война, меня там не было, но там оставался мой брат. Когда Сухуми пал, друзья моего брата – абхазцы - его спрятали. Но скоро им стало известно, что спецслужбы установили местонахождение брата. Нужно было выбираться.
Друзья смогли сделать брату документы и проводили его на границу с Россией. Граница находилась на реке Псоу, на мосту.
Там стояли пограничники. Как рассказывал брат, это были чеченцы. Показали им документы, и брата пропустили.
Когда брат уже пошел, его окликнули пограничники.
Последнее, что брат увидел: его друзья-абхазы достали пистолеты, направили их на пограничников, и брат смог уйти.
Паата рассказал, что его брату так и не удалось узнать судьбу своих друзей-абхазцев, несмотря на все его усилия.
Эти люди, о которых я пишу, не остались жить в центрах для беженцев. Они смогли построить успешный бизнес. Но у них у всех остался один вопрос на который им никто не ответил:
- Почему мы вынуждены были уехать из города, где у нас было столько друзей и который мы так любили?
Этот же вопрос слышала от ВПЛ, которые живут разрушенных санаториях Цхалтубо. От женщины-дворника в Цхалтубо, которая могла бы уехать в благополучный Израиль к отцу, но не хочет уезжать из Грузии.
На вопрос к Нино, которая живет в разбомбленном санатории в Цхалтубо, почему она не уезжает к сыну в благоустроенную Москву, куда он ее постоянно зовет, она ответила:
- Здесь я все же ближе к тем местам, где прожила самые счастливые годы своей жизни.
Хорошая новость, что недавно государство выделило 400 квартир, для ВПЛ в Цхалтубо. Но, как мне стало понятно из разговоров с вынужденными переселенцами, вне зависимости от того, как они смогли устроиться в этой жизни, они ищут и не могут найти ответ на главный для них вопрос.
Справка
«Мхедриони» (груз. მხედრიონი, букв. «всадники», более близкий по смыслу перевод — «рыцари») — грузинская военизированная националистическая организация, основанная Джабой Иоселиани в 1989 году. Члены организации, которые считали себя наследниками средневековых грузинских «партизанских» отрядов, боровшихся против персидской и турецкой оккупации, давали присягу защищать грузинский народ, Грузинскую Православную Церковь и землю Грузии и носили медальоны с изображением святого Георгия на одной стороне и своим именем и группой крови на другой. Узнавали их по своеобразной «форме» — джинсам, свитерам и пиджакам, а также темным очкам, которые они не снимали даже в помещении.
На заре независимости она обладала большим влиянием в грузинском криминале и была связана со структурами бывшей коммунистической партии через Гурама Мгеладзе.
Со временем группировка «Мхедриони» приобрела мрачную репутацию прекрасно вооружённых головорезов, которые терроризировали местное население, промышляли грабежом, насилием, перевозкой наркотиков, вымогательством и похищениями людей с целью получения выкупа.
Особое беспокойство вызывала заинтересованность «Мхедриони» в получении доступа к радиоактивным материалам (высокообогащённому урану и оружейному плутонию). Нередко высказывалось мнение, что этот бизнес может открыть им дорогу к политической власти. В то же самое время отмечалось, что рынок торговли ураном и плутонием обладает исключительной нестабильностью для постоянного заработка и связанная с этим бизнесом степень неопределённости крайне велика.
Подразделения «Мхедриони» регулярно посылались в западную Грузию для подавления выступлений сторонников президента Гамсахурдия, попутно грабя местное население. Организация сыграла решающую роль в свержении Гамсахурдия и приходе к власти Эдуарда Шеварднадзе. Принимала активное участие в грузино-абхазском конфликте. Официально зарегистрированы Постановлением Совета министров Грузии от 3 сентября 1993 как Корпус спасателей. Официально в штатах организации числилось не более 2 тыс. человек, в обязанности которых входило поддержание порядка в населенных пунктах, оказание помощи гражданам в случае чрезвычайных происшествий и природных катаклизмов. После 1994 влияние Мхедриони на политику Грузии ослабло.
В начале 1995 г. Шеварднадзе обвинил «Мхедриони» в том, что организация вовлечена в организованную преступность, и распорядился разоружить её. После неудавшегося покушения на его жизнь (29 августа 1995 г.) он обвинил в его подготовке теневую коалицию мафиозных сил, в которую, по его словам, входил Иоселиани; «Мхедриони» также были обвинены в других актах политического насилия. Организация была объявлена вне закона, а Иоселиани заключен в тюрьму.
В настоящее время фразеологизм «времена Мхедриони» часто используется в грузинской речи для обозначения наиболее хаотического и криминализованного периода современной истории страны.
|