ГРУЗИЯ И МИГРАЦИЯ В КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ МЕДИА
плохие «они» и хорошие «мы», и всегда виноват «чужой»
Дареджан Одилавадзе, фото: КавкАзия
Внешняя миграция
Эксперты сравнивают предыдущую и нынешнюю ситуацию, исходя из даты, когда граждане Грузии получили право безвизового въезда в страны Европы. Это произошло три года назад, и в медийном пространстве активно озвучивается сравнительная информация: как было и что стало. Многие национальные аналитики выражают беспокойство по поводу вероятного отключения «безвиза» - из-за двух, как считается, основных причин: криминальное поведение мигрантов из Грузии; большое число прошений о получении убежища в Европе.
Европейские эксперты также отмечают рост так называемой гуманитарной миграции. Основными причинами выдвигаются следующие: бедность и безработица в Грузии; плохое здравоохранение и невозможность вылечиться в тяжелых случаях; дискриминация и насилие по отношению к меньшинствам.
Ряд экспертов, журналистов и политиков разного уровня в странах Европы выражают недовольство числом мигрантов – в том числе из Грузии. Как водится в медийной практике, авторы, поддерживающие ту или иную общественную идею, часто не утруждают себя проверкой на объективные факты и статистику. В ход идут клише, которые кочуют из статьи в статью и транслируются социальными сетями. Такой страшилкой является идея о росте числа прошений об убежище в странах Евросоюза от граждан Грузии. На самом деле статистика такова:
- Январь, 2019: 1748 прошений
- Февраль, 2019: 1650 прошений
- Март, 2019: 1613 прошений
Тенденция, как видим, обратная. На самом деле, с января по май 2019 года это число сокращалось - и в мае составило всего 174. К тому же, статистика удовлетворенных прошений весьма невелика – одобряется менее двух процентов заявлений. (Данные Федерального ведомства Германии по вопросам миграции и беженцев)
В медийном пространстве немало мифов и подтасовок на тему криминальных преступлений, совершаемыми гражданами Грузии в Европе. (Якобы) набирающая силу «грузинская мафия» стала одной темой в медиа.
Между тем, реальные числа таковы:
2016 год: 6501 гражданин Грузии был осужден за преступление, совершенное на территории Германии;
2017 год: 8085 человек
2018 год: 7598 человек
2019 год: 7671 человек
Данные - от Федеральной Криминальной Полиции Германии. Их сравнение показывает, что они никак – или очень мало – связаны с вопросом «безвиза»; и борьба с криминальностью лежит в области правоохраны, а не в области политики.
В настоящее время вопрос о сохранении «безвиза» широко обсуждается в медийном пространстве Грузии. Многие национальные эксперты выражают уверенность, что статус будет сохранен для Грузии – в связи с определенными мерами, которое принимает правительство, сотрудничая с правоохранителями Европы. Главная же задача - улучшение общих условий в стране – безработица, низкий уровень социальной защиты и ксенофобия будут толкать людей в более благополучные края.
Иммигранты в Грузии
В Грузии существует и обратное направление. Сюда едут работать из стран пост-СССР, Европы и Америки, из Ирана, Турции и даже Африки И тут мы наблюдаем совсем другую историю. Мы уже не гости, а вполне себе хозяева, к тому весьма предвзятые и отнюдь не чужды все той же спекуляции. Между тем, за последние восемь лет гражданство Грузии получили более 50 тысяч человек. Большинство из них — россияне. Это – о соискателях гражданства. На порядок больше тех, кто живет в Грузии, используя долгосрочную визу или вид на жительство.
Каковы основные причины иммиграции?
КУЛЬТУРНАЯ – когда люди свободной трудозанятости выбирают страну в силу личного интереса и подходящих условий;
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – многих устраивает бОльшая, по сравнению с родной страной, свобода для бизнеса, привлекательные условия для инвестиций. Существует специальный проект правительства Грузии по приглашению переселенцев из других стран, яркий пример: семьи буров (африканеров), белых фермеров из Южной Африки.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ – в Грузию едут журналисты, политики и опальные активисты гражданского общества, которым угрожает дискриминация и даже расправа в своей стране. Сюда же можно отнести перенесение в Тбилиси штаб-квартир и офисов неправительственных организаций и гражданских проектов из-за подавления гражданской активности в их родных странах.
Объективно, переселенцы обогащают экономику и делают ярче культурную жизнь. Однако так думают не все. Подобно «правым» в Европе, которые все неурядицы стараются свести к наличию мигрантов, грузинское обыденное сознание легко находит виноватых среди иммигрантов. В медиа страны, в социальных сетях слишком много языка вражды, беспочвенных и бездоказательных обвинений. Складываются некие политические силы, спекулирующие на внутренних проблемах и старающиеся переключить внимание на «приезжих». Одной из таких сил, рвущихся к власти, является так называемый «Грузинский марш» - одиозное правое движение, которое озвучивает ложные и спекулятивные пункты о том, что приезжие несут разврат и наркоторговлю, разрушают «наши традиции». К слову, в разврате и попрании традиций они обвиняют и правозащитников и особенно правозащитниц. Вызывает тревогу, что «Марш» находит немалый (судя по соцсетям) отклик среди населения; и даже в правительстве присутствуют персонажи, которые были уличены в прямой или косвенной поддержке.
Медиа
Как они выглядят во всем этом? Их продукцию можно уподобить кривому зеркалу, которое отражает то, что выгодно медиа-владельцу – либо по политическим мотивам, либо по рыночным. Слово «араб» в грузинских таблоидах уже стало нарицательным – и синонимом нежелательного гостя, который неправильно одевается, неправильно живет и при этом покушается на «наших женщин». Статистика насилия и криминальные сводки задержанных за наркоторговлю указывают, что абсолютное большинство преступников являются гражданами страны, а вовсе не приезжими, обыденное сознание давно проглотило идею об «арабах».
Информацию о миграции в национальных медиа можно условно поделить на три основных неравных части:
Информирующие публикации (нейтральные),
Политически мобилизующие на ужесточение норм миграции (обвинения, слухи-страшилки, рассказы о преступлениях),
Альтернативные голоса (критика в адрес власти, экспертный критический анализ, разоблачение лживых утверждений, рассказ о проблемах мигрантов, освещение работы гражданского сектора, акции по защите людей и снижению ксенофобии, неангажированная публицистика).
Абсолютно очевидно, что третья категория мизерна, многократно уступает первым двум и озвучивается лишь в малотиражных медиа. Мнение в стране делают два главных телеканала – к счастью, один из них сильный оппозиционный; но ни один из них не имеет системной передачи или рубрики о миграции.
И вполне очевидно, что тема – наш путь в Европу – намного сочувственней воспринимается аудиторией, чем наш прием людей других культур. И это довольно странно, если руководствоваться логикой. Мы хотим быть принятыми в мире, но – не хотим принимать его сами. В стране и в медиа по-прежнему мало людей и институтов, которые понимают процесс глобальной миграции в целом - и говорят об этом системно и грамотно.
|