ЗАВЕЩАНИЕ СТАРОГО ТООМАСА
всегда актуально
Медея Гогсадзе, фото автора
Думаю, лишь немногие помнят аромат советских духов «Таллин». «Вечерние духи с фантазийным, слегка горьковатым оттенком запаха, очень тёплые и стойкие. Запах характеризуется элементами цветочно-амбрового направления с современным модным оттенком сафьяна, дерева, зелени» – гласила запись в парфюмерном каталоге. Создала это великолепие парфюмер Марина Александровна Сомова. Коллега-лаборант удивилась: «Но город Таллин для меня совсем не такой! Серый, каменный, пасмурный...». «А ты когда в нем была? Осенью? А я летом; И он был весь зеленый и какой-то коричнево-бархатистый, как мох, как мягкая коричневая замша» - ответила Сомова. Мне пришлось побывать в Таллине аж в конце зимы. Однако, серого и пасмурного города я не увидела. Ощущения были именно такие, какие вложила Сомова в свое изысканное детище. Готический город по определению не может быть «серым», если он даже серый. И унылым, если даже погода пасмурная. И уж конечно, никакого ощущения унылости и серости не может быть в стране, уверенно направившей стопы в сторону прогресса. Причем, в лучших традициях нордического характера – вдумчиво и не спеша.
ПОД БДИТЕЛЬНЫМ ОКОМ СТАРОГО ВОЯКИ
У каждого города имеется символ. В Тбилиси – это памятник Матери- Грузии. А вот в Таллине – старый Тоомас, зорко обозревающий окрестности со шпиля ратуши. Это символ защитника родины, имевшего конкретного прототипа времен ливонской войны (1558-1583).
Тоомас был сыном бедной вдовушки Кала-май («Рыбная Май»). Женщина закупала у рыбаков улов и продавала рыбу горожанам. Сына она обычно оставляла в сторожевой башне под присмотром стражников. Старые вояки с удовольствием возились с мальчиком и даже смастерили маленький лук и стрелы. Тоомас был безумно рад и с упоением упражнялся, не давая проходу летающим над городом чайкам. Со временем стражники научили его обращаться с мечом. Так играючи к шестнадцати годам Тоомас прошел всю необходимую для война подготовку.
В те времена был очень популярен весенний турнир по стрельбе из лука. В Розовом саду на большом шесте устанавливалась деревянная фигура попугая. Тот, кому удавалось ее сбить, целый год гордо носил звание короля лучников. Об этой чести мечтали все лучшие стрелки. Тоомас еще не мог претендовать на участие, он был слишком юным. Однако не смог удержаться от шалости и сбил попугая еще до того, как стрелки успели выстрелить. Горожане были шокированы дерзостью юнца. Кала-май с беспокойством ожидала решения отцов города. Тут за Тоомаса заступились воспитавшие его стражники. Они заявили, что такому меткому стрелку самое место среди них. Идея всем пришлась по вкусу: пусть юный негодник послужит стране, вместо того чтобы гонять чаек и срывать турниры.
Тоомас служил городу верой и правдой. А во время Ливонской войны показал себя героем. К старости он отрастил роскошные усы и стал копией фигуры стражника на флюгере ратуши. После его смерти тот флюгер прозвали «Старым Тоомасом». Думала ли старая Кала-Май что ее шалун удостоится такой славы и ее имя тоже останется в веках?..
Любимый эстонцами символ часто фигурирует в произведениях искусства. В советский период ему даже посвятили музыкальный фильм «Украли старого Тоомаса» (1970). Задействован он также в популярной некогда кинокомедии «Озорные повороты» (1959). Оба фильма находятся в свободном доступе в интернете.
ОСНОВА ПРОГРЕССА – ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
В Таллине, как и во всяком старом городе, есть что посмотреть. Даже здание парламента находится в старинном замковом комплексе Тоомпеа. Хотелось посмотреть также Девичью башню, служившую когда-то тюрьмой для женщин легкого поведения, неверных жен и непослушных невест; самую большую башню городской стены «Толстую Маргариту», в которой находится Морской музей и т.д. Увы, времени для познавательных вояжей не было. Визит в составе делегации журналистов из Грузии предусматривал совсем иные цели: ознакомление с достижениями экономики Эстонии, присутствие на Ежегодной конференции Восточного партнерства и т.д. График был насыщенный. И в процессе я сделала очень важное для себя открытие: даже ЕС не поможет без сплоченного и хорошо организованного гражданского общества, ставящего превыше всего всеобщее благополучие. Именно такое общество является самой сильной стороной Эстонии, и оно стало главным механизмом для осуществления эффективной региональной политики. По словам госпожи Тийны Ильсен, директора программ Эстонского Центра Восточного Партнерства, предоставившего нам возможность этой поездки, в Эстонии поняли важность региональной политики. Как бы шикарно ни выглядела столица, страна никогда не будет двигаться вперед без базовых перемен на местах.
Главным рычагом осуществления региональной политики являются простые граждане. Такие, как мы с вами. Каким образом? Феномен неправительственного сектора в Грузии известен достаточно хорошо. И, в основном, ассоциируется с грантоедством. Порой очень даже обоснованно. А вот в Эстонии додумались до очень эффективного использования этого ресурса. Там популярны НПО по предоставлению сервисов. Допустим, в маленьком городке трудности с детскими садиками. Собирается инициативная группа родителей и учреждает НПО. Затем обращается в местный муниципалитет с предложением обеспечить в выделенном помещении уход за детьми – и своими, и чужими. Муниципалитет выделяет фонд для зарплат персонала. Вот так мамочки начинают работать воспитательницами основанном ими же детском садике. Иными словами, общество заказывает местному самоуправлению сервис и само же его предоставляет. Есть даже гражданские НПО по утилизации мусора и т.д. в зависимости от конкретных нужд региона Самоуправление иногда даже проявляет инициативу и нанимает НПО для разных услуг. «НПО не только протестуют против чего-то, но реально воздействуют на процессы» – говорит Тийна Ильсен.
Хорошо от этого всем: люди получают качественный сервис, а местное самоуправление – решение насущной проблемы. Уже не говоря о новых рабочих местах. Что для этого нужно? Сознательные граждане с активной гражданской позицией и самоуправление, стремящееся решать все проблемы в упряжке с гражданским обществом.
Интересная деталь: в Грузии тоже имеются НПО, сотрудничающие с самоуправлением. Но весь юмор в том, что созданы они тем же самоуправлением и никак не являются признаками гражданской активности. С другой стороны, это «отличный» ресурс для коррупции.
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ – РИСК, ИЛИ ШАНС?
Эстония очень грамотно провела децентрализацию. Решилась она на это лишь в прошлом году. «Потому что просто боялись. Надо было объединять разные села, где-то, может быть, школу закрыть, где-то больницу, а это болезненный процесс» – говорит госпожа Ильсен. И уже есть обиженные: почему, мол, не мы столица региона, а вот другое село стало главнее и т.д. и т.п. Решившись на этот серьезный шаг, эстонские власти получили возможность более тесного сотрудничества с гражданским обществом. Тот факт, что в регионе маленькой страны все друг друга знают, только помогает работе НПО. Важная деталь: децентрализация была проведена лишь после того, как страна достигла серьезных успехов по борьбе с коррупцией. Конвертики в руку «дядям» уже не проходили. Как эстонцам это удалось? В первую очередь через увольнение коррупционеров. Тийна Ильсен долго жила за границей. И одной из самых больших перемен, которые она почувствовала после возвращения, была возросшая активность людей в принятии решений в регионах. В текущий момент региональными вопросами занимаются местные департаменты, а министерство – решает общие вопросы и учреждает регуляции.
Материал для размышления: естественно этот опыт напрямую перенимать нельзя. В Грузии слова «децентрализация» боятся как огня. Оно ассоциируется со словом: «сепаратизм». И не совсем безосновательно. Однако кто сказал, что децентрализация должна быть проведена по историческим этническим регионам? Может стоит сделать это по регионам экономическим? Таким образом, этнический фактор перестанет влиять на ситуацию.
НАСЛЕДНИКИ ТООМАСА
Один из ярких примеров активности гражданского общества - Союз обороны, или Кайтселийт, – добровольческое военизированное формирование. Оно входит в состав сил обороны Эстонии наряду с вооружёнными силами. История его берет начало ещё в конце 1917 г. после прихода к власти Эстонского большевистского военно-революционного комитета. Именно тогда во многих уездах зажиточные крестьяне, хозяева магазинов и небольших предприятий организовали добровольческие военные формирования. В период Первой мировой руководители Кайтселийта надеялись, что немцы не будут возражать против независимости Эстонии. Надежды не оправдались. Немецкая администрация не признала независимость страны; политические национальные партии были запрещены, а «Омакайтсе» (так называлось добровольческое военное объединение) был распущен. Однако продолжал действовать на полулегальных основаниях.
В 1992 году после восстановления независимости и прихода к власти правительства Тийта Вяхи «Кайтселийт» был признан на государственном уровне. А 28 апреля 1992 года он стал частью Оборонительных сил Эстонской республики. Стоит также упомянуть о женском воинстве «Найскодукайтсе». Его задачи: пропаганда, связь, медицинская служба и тыловое обеспечение. Читателям будет интересно узнать также о «Нооред Коткад» (молодые орлы, орлята) – добровольной вспомогательной организаций «Кайтселийта». В организации могут состоять граждане Эстонии в возрасте от 8 до 18 лет. Есть также организация Кодутютред (дочери родины). Интересная деталь: в организацию может вступить любой гражданин Эстонии независимо от национальности. Главное - быть патриотом страны и желать ей служить.
Кайтселийт – один из ярких примеров единства духа гражданского общества Эстонии, его готовности объединить усилия для достижения процветания страны. Все эти добровольцы – духовные наследники Тоомаса, преданность которого увековечена в памяти народа. И это очень поучительный пример для граждан Грузии.
|