УГНЕТЕН И ОЧЕНЬ ОПАСЕН
причина убийств – собственная ущербность
Медея Гогсадзе, Грузия
иллюстрация прислана автором
Двадцать первого октября перед государственной канцелярией состоялась акция-перформанс. Инициатором мероприятия была независимая активистка Софи Киласония. Участники выразили свой протест против гендерного насилия грохотом кухонной утвари, символизирующей замкнутость мирка, в который общество втиснуло женщину. Поводом для акции послужила череда женоубийств. За прошедшие десять месяцев на почве гендерного насилия убили двадцать женщин. То есть ежемесячно происходило по два убийства руками бывших или действующих «благоверных». Это уже стало походить на эпидемию. А вот несколько дней назад вся Грузия содрогнулась от очередной трагедии: в университете имени Ильи бывший муж застрелил преподавательницу, а затем и сам свел счеты с жизнью. Возникает вопрос: что же происходит с грузинскими мужчинами?
НАСИЛЬНИКИ В ЗАКОНЕ
К сожалению, законодательные механизмы против насилия в семье не работают – это факт. Буквально на второй день после убийства преподавательницы разразилась очередная трагедия. На этот раз двадцать первый «разобиженный муж» пал от руки сотрудника полиции. Женщина, слава Богу, уцелела, но жертвой патриархальной стигмы стал сам насильник. Тоже ничего утешительного. Вот какие кошмары разыгрываются на глазах у всего общества! На этом фоне потрясает до глубины души, что на вышеуказанную акцию пришли не более 200-300 человек. Протестовали в основном молодые девушки, а также их сверстники. Последний факт радует. Однако, мужчин зрелого возраста среди протестующих практически не было. И это очень огорчает. Подобное равнодушие можно расценить как фактическое поощрение насилия.
Параллель: 6 декабря 1989 года некий Марк Лепин с автоматом ворвался в аудиторию политехнической школы Монреаля. Он заставил юношей покинуть помещение, а затем упор расстрелял студенток. Чем же ему не угодили несчастные девушки? Все та же заезженная пластинка: видите ли, эти «обнаглевшие» бабы дерзнули замахнуться на «мужскую» профессию! Очень показательно, что сам Лепин долгое время безуспешно пытался поступить в ту же школу. После зверского убийства ни в чем не повинных девушек сто тысяч разгневанных канадских мужчин вышли на акцию протеста с белыми лентами на груди. Ленты символизировали протест против всякого насилия над женщинами.
К 1991 году сформировалось всемирное движение «Белой ленты» против жестокости по отношению к женщинам, в защиту безопасного материнства, а также как символ акций за чистоту органов правопорядка, за чистые выборы и т. д.
УСЛЫШАТЬ ЖЕНЩИН
Разумной части грузинских мужчин следует взять пример от канадцев. Кавалеры «белой ленты» теперь необходимы и Грузии. Причем так, как никогда. Вот что мне сказал юный участник акции, ученик средней школы Нодар Рухадзе, держащий в руках плакат с надписью: «Дайте нам услышать женщин!»:
- Мужчин, как видите, мало. Наверное, они боятся зафиксировать свою позицию. Или даже просто прийти и постоять тут в знак протеста. А я не мог не прийти. Мы, мужчины, просто обязаны помочь, встать на защиту. Женщинам одним не справиться. Пусть видят, что далеко не все мужчины убийцы и насильники. Всем эти устаревшие взгляды, типа: «женщина – на кухню!» следует оставить истории. Пугают ли меня сильные женщины? Они могут пугать только трусов. Сколько женщин не покладая рук трудятся для своей семьи! Они достойны всяческого уважения. Настоящая женщина как раз должна быть сильной, независимой и прекрасной. Все женщины должны стремиться стать такими. Иногда я с сожалением замечаю, что некоторые девушки не понимают, что такое сильная женщина и как можно до нее дорасти. Это можно объяснить недостатком образования и давлением церкви. Не религии, а именно церкви. Государство, семья, церковь в большей степени давят именно на женщину. Служители церкви прямолинейно призывают женщин к покорности, а паства понимает все тоже прямолинейно. Женщине бывает очень сложно противостоять этому влиянию. И чем отличаются наши современные насильники от питиахша Варскена? Практически ничем! Давно пора менять уклад нашей жизни. Никто не сможет это сделать лучше молодежи.
А вот мнение мужчины постарше, юриста Николоза Девдариани:
- Тот факт, что на акции мало мужчин, особенно взрослых, конечно, огорчает. Думаю, это показатель недостатка солидарности в стране. Думаю, большинство мужчин прекрасно осознает суть произошедшего, но не пришли именно по этой причине. Я понимаю ваше восхищение поступком канадцев. Однако, на мой взгляд, было бы гораздо лучше, если бы сокурсники девушек не вышли из аудитории, а попытались поговорить с убийцей и как-то его успокоить. Может, тогда трагедию удалось бы предотвратить. Что же касается законодательных норм против насилия в семье, они, по идее, должны работать. Наверное, дело в механизмах. Чтобы выявить в чем состоят минусы этих механизмов, сначала следует нормально выполнять то, что имеем. Заявления на предмет насилия в семье в полицию поступают, но нет должного реагирования. Это тоже одна из причин создавшегося положения.
ИСТОКИ ПРОБЛЕМЫ
Агрессию, направленную против женщин, порождает т.н. феминофобия. Истоки этого явления следует искать в глубокой древности: «из странных животных, обитающих на суше и в море самое омерзительное – это женщина!» – писал древнегреческий комедиограф Менеагр. Отцы церкви отвергли далеко не все наследие язычества. Они с готовностью подхватили и даже развили идеологию феминофобии: в 565 году очередной собор вполне серьезно обсудил вопрос: следует ли считать женщину человеком. Любой феминофоб твердо уверен – женщина второсортное существо, а поэтому ее необходимо держать на коротком поводке.
Грузия – тоже часть мира, одержимого феминофобией. В середине XIX века развернулась знаменитая «война отцов и детей». Илья Чавчавадзе стал тогда выразителем либеральных настроений мо¬лодого поколения. Однако о другой, не менее жестокой битве учебники молчат. Ее можно назвать «вой¬ной полов». Женщины полемизировали анонимно – страх перед обще¬ственным осуждением был еще слишком силен. А вот неустрашимая Барбарэ Джорджадзе выступила открыто. Ее мужество невозможно переоценить. Ведь даже Великий Илья Чавчавадзе показал себя обыкновенным ретроградом:
«…Куда ей что-то создавать или разрушать... Эстетизм, сенти¬ментализм, драматизм и пр – эти сло¬ва обратила она себе в пищу. Однако подоб¬ные блюда неудобова¬римы для слабых созда¬ний... высокие понятия не для низшего разума…» (1861).
Самые именитые и уважаемые мужчины в спорах с женщинами опустились до банальной брани:
«...на женщин вашего кружка мы давно махнули рукой! Мы не ожи¬даем от вас трудов в нашу пользу или сочувствия; единственная просьба – не мешать на радость врагам нашим! Да что там говорить, для описания грехов ваших понадобится море чер¬нил, свиток высотой с Эльбрус и перо длиною в ваш язычок...» – автор этих «любезностей» - поэт Акакий Церетели! И адресованы они одной даме, выступившей в защиту женщин.
От¬чаянная брань, направленная против самых передовых представительниц прекрасного пола, превратилась тогда в целенаправленную кампанию. И в авангарде ее выступали мужчины, гордящиеся своим европейским образованием. Они не желали видеть своих прекрасных половин по-настоящему образованными и общественно активными:
«Куда разумнее ночью выть на луну, а днем на солнце и бегущие по небу об¬лака, или же вознамериться вычерпать Черное море решетом, чем вести науч¬ные беседы с женщиной, как бы умна и образованна она ни была... Если хотите с честью носить когда-то славное имя грузинской женщины, выбросьте из го¬ловы мечты заделаться врачами и про-фессорами и станьте просто хорошими современными матерями... Бросьте равняться на европейских и американ¬ских женщин, потому что Quod licet bovi, rion licet Jovi! (что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку)...» – это из статьи журналиста-вольнодумца Давида Кезели. Очень показателен эпиграф: «Сты¬дить лжеца, шутить над дураком и спорить с женщиной – все то же, что черпать воду решетом. От сих троих избавь нас Боже!»
Да, уж, «джентль¬мены» позапрошлого века с дамами и вправду не спорили. Они их просто ругали – на чем свет стоит.
К слову: когда-то нашим предкам пришлось сдерживать деспотов мужей специальным законодательством: «если муж будет мучить жену, обращаться с ней без уважения, царь должен связать его и отчитать. Так же должен поступить католикос. А если что-нибудь другое неподобающее произойдет между мужем и женой, этим также займется католикос». Это статья №64 из свода законов царя Вахтанга Шестого (XVIII в.). Протест против насилия в семье ясно отразился и в твочестве Эгнате Ниношвили и Давида Клдиашвили (XIX в.).
ЗАДУШЕННЫЕ «ЛЮБОВЬЮ»
При поиске причин женоубийств стоит также разобраться в некоторых характерных особенностях традиционной системы воспитания. Все эти убийцы и насильники, уверенные в своем праве отнимать жизнь, – продукт этой системы. Общеизвестно, что традиционная модель основана на излишней опеке детей со стороны матери. В нормальной ситуации физиологические роды должны увенчаться «родами» социальными, то есть – формированием полноценной личности. В Грузии этот процесс нарушен по очень простой причине: грузинские матери одержимы «комплексом кенгуру». Особенно носятся они с т.н. «продолжателями рода» – сыновьями. Результат такого воспитательного процесса плачевный: запущен конвейер производства застрявших в пеленках «маменькиных сыночков» – инфантильных мужичков.
Но почему грузинская мать ведет себя столь неадекватно? Лет десять назад в местной прессе была опубликована любопытная карикатура: Мать-Грузия выгуливает двух мальчиков в узких ошейниках. Одна из деталей карикатуры дает нам подсказку для ответа: сама мать тоже задыхается в ошейнике, а рука держащая уздечку осталась за кадром. Кто эта таинственная персона? Ответ очевиден: это общественная стигма, посылающая женщину на кухню. Мать-Грузия и сама является жертвой насилия. Ей сильно ограничили арену самореализации. Вот она и реализуется за счет детей.
«Мамы с уздечкой» воспитывают потенциальных насильников. Вы когда-нибудь видели, как наказывает ребенок «непослушную» игрушку? Правильно: ставит ее в угол, или ломает. Точно так же поступает «взрослый малыш» с «большой куклой» – супругой. Рано или поздно неадекватная агрессивность «маменькиных сыночков» дает ядовитые плоды в семье, общественных местах, на службе и... в политике.
ДВАДЦАТЬ РАЗОБИЖЕННЫХ МЕРЗАВЦЕВ
По словам психиатра Мананы Шарашидзе, в грузинском обществе традиционно происходит сакрализация «сильного пола» и поощрение его доминатности. Потеря позиций становится для мужчины источником стресса. На фоне тяжких переживаний могут даже развиться сердечно-сосудистые заболевания, а также невральгические нарушения. Об этом свидетельствует повышенная смертность на почве сердечных заболеваний среди мужчин старше сорока лет. Агрессия, подпитанная сознанием своей беспомощности, накапливается постепенно и может выплеснуться в любой момент. Вопрос лишь в том – когда, против кого и в какой форме. Человек склонный к депрессии может даже покончить собой.
Только цифры: в 2009 году свели счеты с жизнью 183 человек. Среди них было 149 (!) мужчин. В первых двух кварталах 2010 года среди 161 самоубийц было 134 мужчин и 27 женщин.
Импульсы убийства и самоубийства подпитываются из одного и того же источника. В условиях продолжительного стресса агрессия, направленная на себя, рано или поздно трансформируется в разрушительную силу, направленную против других. Об этом со страниц газеты «Резонанс» еще в 2010 году предупреждали нас психологи Ия Ахвледиани и покойная Ната Зазашвили.
Возникает вопрос: а почему разобиженные на жизнь мужчины убивают именно жен?
По патриархальным понятиям, главный виновник всех бед – женщина. Однако, это лишь часть ответа. В кризисные годы именно женщины проявили больше сноровки и мужества. Именно они наладили малый бизнес, занялись торговлей; некоторые даже уехали за кордон, чтобы прокормить семью и ни к чему не пригодного, а зачастую спившегося мужа. Они явно превзошли мужчин в стойкости перед невзгодами. Все эти годы грузинские мужчины комплексовали от морального превосходства собственных или чужих жен. Даже тогда, когда кормильцем семьи выступает муж, его конкурентами по бизнесу зачастую являются женщины. Вот и накапливается во всей мужской братии раздражение против «баб-выскочек».
Прогноз психологов, увы, сбылся. В какой-то момент один за другим появились двадцать разобиженных «маменьких сыночков», у которых не дрогнула рука, чтобы убить матерей собственных детей.
Тем радостнее было услышать разумные слова из уст грузинских мужчин, пришедших выразить свой протест на акции. Однако адекватные шаги необходимы в первую очередь со стороны государства. Следует, во-первых: наказать убийц; во-вторых: разработать стратегию превенции насилия. И, конечно, отладить систему психического здоровья. Не надо ждать, пока доведенные до ручки женщины сами схватятся за пистолет. А под конец вполне может образоваться огромная куча-мала без различия пола и возраста. Не дай Бог, конечно, но...
|