ДРУГОЙ ПОДХОД
люди с ограниченными возможностями должны иметь полноценную жизнь
на это направлен бизнес-проект двух матерей детишек с синдромом Дауна
Медея Гогсадзе
иллюстрация: продукция мастерской "Бабале"
Предприятие «Бабале» - одна из первых ласточек социального предпринимательства. Тут трудятся лица с проблемами интеллектуального развития. И это серьезная возможность для их интеграции в общество. Эта практика уже многие годы широко задействована в развитых странах. Социальное предпринимательство в современном обществе предполагает альтруистическую манеру ведения бизнеса. Общественная выгода при этом в первую очередь гуманистическая. Предпринимательство такого типа естественно предполагает получение материальной прибыли, но гораздо важнее оздоровить качество человеческих взаимоотношений через позитивное влияние на общество. В Грузии же процесс начался лишь несколько лет назад по инициативе Центра развития и стратегических исследований. Сегодня наша гостья директор предприятия искусствовед Лия Табатадзе. Она нам расскажет о своем опыте в этом направлении.
«БАБАЛЕ» - ЭТО СБЛИЖЕНИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Лия Табатадзе:
- Мне и моей единомышленнице Тамаре Маргишвили удалось присутствовать на тренинге, организованном указанной организацией, как заинтересованным лицам. В идее социального предпринимательства я увидела возможность трудоустройства для лиц с ограниченными возможностями. Центру развития и стратегических исследований понравилась наша мотивация, и они постарались нас поддержать. Был объявлен конкурс на десять тысяч лари. И нам удалось победить. Пришлось очень нелегко, конечно. Я по профессии искусствовед. Да и Тамрико не бизнесменка. Еще был опыт работы в НПО. Однако социальное предпринимательство – это совсем другая область. Нашей целевой группой являлись лица с задержкой интеллектуального развития и особыми психосоциальными нуждами. Это самые уязвимые группы по части трудоустройства. Мы обе имеем детей с синдромом дауна, а следовательно, мотивация наша была более чем сильной. Мы сразу решили, что лучше построить бизнес на ремеслах и рукоделии. Некоторые общинные организации создают сувениры, всякие вещицы, безделушки, бижутерию и продают их. Однако это делается в благотворительных целях. Мы же решили построить на этом бизнес. А значит, делать вещи качественные и конкурентоспособные.
- И каковы результаты? Социальные предприятия зачастую существуют за счет дотации, или благотворительности.
- У нас работают семь лиц с ограниченными возможностями, Все они получают реальное вознаграждение за труд. То есть мы построили бизнес, приносящий реальную прибыль. А приступили к делу, в сущности, голыми руками. В доме нашего друга. Потом открыли магазин-мастерскую. И вот, наконец, мы расположились на проспекте Казбеги. Помещение идеально подходит для нашего дела: студия, мастерская и собственно офис. И мастерская, и студия смотрят на улицу через просторные витрины. Мы открыты для всеобщего обозрения. Пусть видят, чем мы занимаемся, как работаем.
- Насколько я поняла, тут работают лица с проблемами интеллектуального развития. А если к вам обратится человек, имеющий физические проблемы?
- Почему нет?! Наша дверь открыта для всех лиц с любим типом ограниченных возможностей. И не только для них. У нас также трудятся студенты художественной академии, у которых нет никаких проблем со здоровьем. В данный момент у нас работают пятнадцать человек. Делаем разные игрушки, сувениры, вещицы. Теперь, к примеру, ведущей является новогодняя тематика. К любым праздникам у нас соответствующая продукция. Естественно, работаем и над основной, не приуроченной к праздникам. Главное требование – вещь должна быть красивой и функциональной. К примеру: карандашница, визитница, пенал и т.д.
- Самореализация через трудоустройство – одно из базовых прав человека. Какие у вас связи с НПО по защите прав, которые реально могли бы помочь и представить ваши интересы перед законодательными органами?
- Естественно, мы имеем контакты с правозащитными организациями. Года назад, когда нашего предприятия еще не существовало, мы были просто неправительственной организацией. Вы, может быть, слыхали о Союзе профессионалов и родителей детей с синдромом Дауна «Наши дети»? А также о кампании «Пестрый носок», посвященной Международному дню детей с синдромом Дауна? Это было, в сущности, адвокатирование интересов детей с проблемами развития. Ежегодно к международному дню 21 марта Движение по защите прав людей с синдромом Дауна озвучивает ведущий мессидж, содержащий главную цель года. В текущем году акцент будет сделан на необходимости самоадвокатирования со стороны членов общины.
- Из соображения, что они лучше всех знают свои нужды, а значит, имеют право принять самое деятельное участие в поиске решений?
- Совершенно верно. Мы с большой надеждой ищем в общине взрослых людей для такой деятельности. Но, к сожалению, знаем их не так уж много: несколько человек в общинных организациях и несколько – в семьях. Вот не знаю, почему это происходит. Может, потому что когда-то детей с проблемами развития оставляли в разных институциях и они там рано умирали?..
- А теперь годы спустя трудно найти взрослых членов целевой группы для подключения к процессу борьбы за права…
- Нам еще предстоит исследовать этот вопрос. Даже нам с Тамрико советовали оставить детей в роддоме, представляете? Основы для адекватного восприятия проблемы были заложены примерно семь-восемь лет назад. Следовательно, дети, воспитывающиеся в более здоровой ментальной атмосфере еще не подросли. Таких не более четыреста, или пятьсот по всей Грузии. И мы всех их знаем.
- А как вы относитесь к идее инклюзивного обучения?
- Я сама когда-то была педагогом и постаралась рассмотреть все плюсы и минусы инклюзивного обучения изнутри и на личном опыте. Пришлось даже пройти переподготовку. Длилось это два года. Проблем и в самом деле много. В младших классах еще куда ни шло. Особенно если повезет с педагогом, который умеет работать с новыми ситуациями. А вот в старших классах, где педагогов много, все усложняется. Школы совершенно не подготовлены для работы с детьми с нарушениями поведения и интеллектуального развития. Представьте, учитель ведет урок математики, а тут сидит ученик с нарушениями поведения. Надо иметь специальные знания, чтобы сделать урок интересным и для него тоже. Необходимы дополнительные наглядные пособия. Сидеть на уроке, который тебе совершенно не интересен, трудно даже для обычного ученика. Даже он может повести себя не должным образом. Педагоги зачастую и представления не имеют, как обеспечить полноценное включение в учебный процесс даже обычного ученика. А уж проблемного – тем более.
- Знаете, с преподаванием предметов могут возникнуть трудности. А может, открытая спецшкола типа «Бабалэ» не такая уж плохая идея? Или открытые спецклассы, с некоторыми совместными уроками?
- Напоминаю, что в «Бабале» находятся не только лица с ограниченными возможностями и именно через это тут создана полноценная, здоровая среда. Лица с ограниченными возможностями не рождаются где-то в параллельном мире. Они должны жить, учиться и работать там же, где и остальные дети. К примеру, в моей семье два ребенка и лишь один с проблемами развития. Моя дочь живет в семье и общается с остальными ее членами. Ходит она в обычный детский сад и имеет там много друзей. Представьте, если ее направят в спецшколу, в какую-то сегрегированную территорию, где будут только дети с ограниченными возможностями? Это станет для нее травмой. И не только для нее. Инклюзивное обучение хорошо и для обычных детей. Они привыкают к тому, что мир разнообразен. Учатся принимать и уважать это разнообразие. Если бы у меня был когда-то такой опыт, рождение девочки с синдромом Дауна не стало такой травмой. И не пришлось бы преодолевать столько внутренних барьеров, чтобы принять самые обычные вещи.
|