Среда
17.04.2024
00:44
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 91
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [251]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [15]
Текущий момент [65]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [52]
трибунка
Что вы об этом думаете? [38]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [29]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [33]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [95]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [14]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [59]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2012 » Сентябрь » 16 » мы и абхазы
    22:38
    мы и абхазы
    АБХАЗСКАЯ ДИЛЕММА:
    вместе или порознь?..

    Медея Гогсадзе, Грузия
    фото прислано автором

    (продолжение)


    Мы уже вкратце описали начало создания единой Грузии.  Важнейшая деталь: это происходило в процессе конструктивного сотрудничества грузин и адыгов (предков современных абхазов). Следует также уточнить следующее: к началу IX века в политической и культурной жизни Абхазии (Абазгии) грузинский язык окончательно взял верх над греческим. На данном этапе истории адыги уже и не отличались от грузин. При этом их язык  свободно функционировал в быту и даже взаймодействовал с грузинским.
    Информация для размышления:  на заре распада СССР, 21 июля 1989 года  английский ученый Джордж Хьюйт, опубликовал в газете «Литературули Сакартвело» достаточно откровенную статью:  «Наблюдения иностранца о напряженных отношениях между абхазами и грузинами». Хьюйт указал на наличие адыгского влияния в некоторых грузинских языковых конструкциях. Это вызвало сильное раздражение и ряд ответных публикаций. Помнится, один автор тут же указал на факт мегрельского влияния на язык апсуа (самоназвание абхазов): конструкция «ски», в абхазский народном эпосе «Абрскил». На мой взгляд, обижаться как раз не стоило. Оба факта служили подтверждением взаимовлияния обоих языков в пространстве единого государства. Не случайно в грузинском названии Абазгии – «Абхазия» акцентировался адыгский элемент «абазаха». Оно даже стало вторым названием Всея Грузии. В будущем это может стать лишним аргументом в пользу нашего примирения.
    К слову: абхазские лучники были элитным подразделением войска Тамары. Второе имя сына Великой царицы – апсарское «Лаша» («светоносный», или «солнечный»). Еще одним показатель исторического уважения грузин к своим историческим побратимам – адыгам, а также их конструктивного сосуществования. Поучительный урок для нас, неразумных потомков!

    ГОРЬКАЯ ИРОНИЯ ИСТОРИИ
     «Глубоко осведомленный» в исторических  вопросах автор Константин Юрченко считает, что «без уничтожения Абхазского Царства было бы невозможным создание самого грузинского государства» (см.http://www.abkhaziagov.org/ru/president/press/inosmi/detail.php?ID=16484). С его легкой руки грузинский народ выглядит этаким агрессором, отобравшим у абхазов их историческое наследие:
    «После смерти Леона, его братья Дмитрий и Феодосий не смогли поделить трон. В возникшую династическую смуту, вмешалось соседнее грузинское княжество Тао-Кларджети, во главе с грузинской династией Багратуни (вообще-то Багратиони. Багратуни армянская ветвь этого древнего рода – авт.). В результате проведенного грузинскими войсками «восстановления конституционного порядка в Абхазии» Абхазское царство исчезло с лица земли. А его земли, каким-то чудом оказались в составе грузинской державы Багратуни (?!).Так к 1008 г. на руинах Абхазии возникла Сакартвело. Мы ее называем – Грузия. ... первым актом существования Грузии на исторической сцене, было убийство независимого Абхазского государства (!)..»  
    Ни слова о том, что к этому моменту Абхазия окончательно сформировалась мультиэтническим грузинским государством. И чуда тут не было никакого: было лишь продолжение процесса, запущенного еще при Леоне Первом: царь Абхазии Георгий Второй очень даже мирно породнился с Тао-Кларджетскими Багратионами, выдав дочь Гурандухт за царя царей Гургена, а сестру – за Ашота Куропалата. За неимением других наследников, именно сыну Гурандухт, вошедшему в историю под именем Баграта Третьего (978-1014 г.г.), выпала честь стать первым царем Всея Грузии, объединившей земли Колхиды и Иберии, древних грузинских царств. Не слишком изящно подтасовывая факты, Юрченко «забывает», что Тао-Кларджети вмешался в процесс явно не с бухты-барахты. К сожалению, на сегодняшний день в мировой сети доминируют публикации такого типа, формируя общественное мнение явно не в конструктивном для Грузии направлении.
    К слову: теперь в Абхазии орденом имена Леона Первого награждают лиц, особо отличившихся в грузино-абхазской войне. Горькая ирония истории: эта война поспособствовала разрушению того, что целенаправленно создавал Великий царь.                   

    И СНОВА КРОВЬ
    Конец благоденствию мультиэтнического грузинского государства положили монголы. Затем инициативу перехватили турки. А еще очень «помогли» амбиции родных феодалов. Амбиции заели: уж очень им хотелось на трон! К XV веку Грузия распалась на мелкие царства и княжества. Потомки абазгов и апсилов оказались вассалами Мегрелии. Однако амбиции были не чужды и адыгским князьям, которые не слишком охотно подчинялись царствующему дому Дадиани.
    Ослабевшая и разрозненная Грузия снова стала мишенью набегов кавказских горцев адыгского (и не только!) происхождения. Особенно отличились уже известные нам  неистовые джики, нападавшие на грузинские селения с моря. Их поддерживали некоторые из местных адыгских князей. Пиратские вояжи «морских леопардов» продолжались почти два века. Другие адыгские племена устраивали побоища на суше. Князьям Дадиани с трудом удавалось их сдерживать. История повторялась.  Вторая «горная лавина» по последствиям оказалась разрушительнее прежней.
    Зарождающееся противостояние грузин и местных адыгов поначалу умещалось в обычные рамки феодальных распрей и не носило этнической окраски. Агрессия пришлых адыгов являлась обычным разбоем и, по большому счету, не пользовались поддержкой местных адыгов. Католикос Григол Лорткипанидзе (начало XVII в.) пишет, что пришлые адыги похитили жителей деревни Нажанеули. Он же их выкупил и передал под покровительство местного адыгского князя. Этот факт весьма показателен.
    Однако со временем неуклонно происходило слияние пришлых адыгов с местными. Формировался  этнический «костяк» будущих апсуа (современных абхазов). Причем, постепенно чужаки стали доминировать над ослабевшими местными адыгами. Они сумели подчинить их также в духовно-культурном смысле. Место вековых традиций заняли обычаи горцев. Путешественник Джованни Джулиано (XV в.) застал тут следующую картину: «.. их образ жизни такой же, как у черкесов... они христиане без христианских обычаев.. нет у них места жительства кроме леса и поэтому держат немного скота.. довольствуются они вином сделанным из меда (!), дичью и лесными ягодами. Пшеница тут не растет (!)». Патриарх Атиохийский и Иерусалимский Михаил тоже отмечал, что абхазы совершенно позабыли Слово Божье (1470-1474 г.г.). Позже Турция осуществила исламизацию большей части абхазов. Стратегия турок была, по сути, идентична византийской: превращение национального меньшинства в козырную карту против грузин. В 1454 году туркам удалось склонить группу местных адыгов к походу против Сухуми, тогда еще грузинского города. Наметившееся отчуждение между двумя родственными народами все более углублялось.  
    Важная деталь: параллельно с распадом Грузии произошло постепенное «сужение» содержания терминов «Абхазия» и «абхазы». Они стали обозначать место, населенное этническими адыгами и самых адыгов. В будущем это очень запутало понимание истинной сути происходящего, сыграв на руку фальсификаторам истории (см.выше!).

    ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ!
    В 20-х г.г. семнадцатого века под зарождающимся противостоянием грузин и адыгов была подведена идеологическая база. Случилось это «стараниями» Левана Второго Дадиани. Он полюбил жену родного дяди, харизматичную красавицу Дареджан. Однако, Дадиани был уже женат, причем на дочери  абхазского владыки. Несчастная Тамуния стала помехой для любовников. Выход вскоре нашелся: обвинив известную своим благонравием супругу в супружеской измене, Дадиани отрезал ей нос и уши. Затем вторгся во владения тестя и бросил изувеченную женщину во дворе отцовского замка. За этой жестокой интригой скорее всего стояла честолюбивая и беспринципная Дареджан. Завершилось все пышной свадьбой: Леван отобрал у дяди жену и с помпой с ней обвенчался. Очень скоро, один за другим умерли три его сына от Тамунии. Тут явно тоже не обошлось без мачехи; об этом шепталась вся Мегрелия. Однако Леван был совершенно ослеплен страстью к жене.
    Результаты не заставили себя ждать. Кровная месть – по сей день остается непреложным законом гор. Тогда же это было священной обязанностью. Правитель – лицо публичное. Следовательно, в его лице оскорбленным оказался весь абхазский народ. С этого момента набеги на грузинские земли совершались во имя восстановления попранной чести. Конечно, корни грузино-абхазского конфликта глубже – они проросли на почве феодальной неразберихи. Однако формированию «ствола» будущего «древа противостояния» очень поспособствовал конфликт, запущенный эгоцентричным Дадиани. Не будь этого, возможно, все ограничилась бы обычной феодальной грызней.  А вот «цветочки» и «ягодки» национального противостояния, типа территориальных претензий, были еще впереди..

    ПОД ТЕНЬЮ ДВУГЛАВОГО ОРЛА
    На рубеже XVIII-XIX в.в. на Кавказе скретились стратегические интересы Турции и стремительно набирающей обороты Российской империи. Обе стороны пытались заручиться поддержкой представителей местной аристократии. В том числе и абхазской. Очень скоро среди абхазов (и не только!) образовались две партии – протурецкая и пророссийская. Абхазцы, исповедующие христианство, поддерживали русских, принявшие ислам – тянулись к туркам. После кровавых раздоров в правящей княжеской семье пророссийское крыло взяло верх. Князь Сафарбей обратился к императору с просьбой о покровительстве. Русский флот без особых усилий взял Сухуми. Брат Сафарбея,  мусульманин Асланбей бежал в Турцию. Его примеру последовали пять тысяч местных абхазцев-мусульман.
    Очень скоро жесткая колониальная политика остудила пыл сторонников российской ориентации. Достаточно привести отрывок из записок Н. Раевского: «Наши действия на Кавказе напоминают все бедствия завоевания Америки испанцами». Последовали всеобщие народные восстания в Абхазии в 1866-1877 г.г. В ответ империя устроила переселение тысячи абхазцев в Турцию – т.н. «Мухаджирство». Все могло закончиться изгнанием целого народа, однако, процесс был остановлен стараниямими представителей грузинской интеллигенции (И. Чавчавадзе, И. Гогебашвили и др.). В 1878 году империя объявила абхазцев «преступным народом». Их обложили новыми налогами и запретили носить оружие. А также началась активная кампания «разделяй и властвуй»: «Сухумскую эпархию желательно оторвать от весьма нежелательного грузинского влияния. С этой целью было бы очень полезно присоединить Сухумскую эпархию к Кубани. В Кубанском крае насчитывается 1 716 245 чисто русского православного населения. В этой массе легко ратсворится 100 000-е многоязычное население Черноморского Кавказа». Документ подписан князем П. Голыциным и экзархом Алексеем (!).
    Постепенно созрел план полного отрыва Абхазии от Грузии. В 1891 г.г. представитель Кубанских казаков Воробьев выпустил книгу «О неосновательности притязаний грузин на Сухумский округ (Абхазию)». Намного позже появилась книга И.Н. Воронина «Абхазия не Грузия». После событий 1956 года в Тбилиси, стрелка имперской стратегии повернулась в сторону использования накопившихся взимных грузинско-абхазских претензий в политических целях. К сожалению, неуклюжая политика местных грузинских функционеров очень помогла окончательному формированию конфликта. В результате имеем «горькие плоды раздора»: от былой дружбы остались одни воспоминания.
    Можно ли вернуть былое и есть ли перспективы в этом направлении?

    Об этом поговорим в следующих частях цикла.
    Категория: Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте | Просмотров: 12007 | Добавил: Gall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]