Пятница
22.11.2024
08:19
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 91
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [251]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [15]
Текущий момент [65]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [52]
трибунка
Что вы об этом думаете? [38]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [29]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [33]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [95]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [14]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [59]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2012 » Сентябрь » 16 » мы и абхазы
    01:08
    мы и абхазы
    АБХАЗСКАЯ ДИЛЕММА:
    вместе или порознь?.
    .

    Медея Гогсадзе, Грузия
    фото прислано автором


    Заявление политолога и кавказоведа Мамуки Арешидзе о возможности признания независимости Абхазии вызвало ураган эмоции. Кипение страстей и перипетии текущей политики за прошедшие годы совершенно заслонили корень проблемы –  первопричины грузино-абхазского конфликта. Этот вопрос или замалчивается, или заменяется псевдоисторической казуистикой. На международных сайтах дело представляется таким образом: аборигенами (исконным населением) в этой части черноморского побережья были абхазы, а грузинские племена пришли намного позже. В лучшем случае, признается проживание небольшого количества грузиноязычного населения, включенного в культурно-политическое пространство абхазского государства. Доминирующего положения грузины, мол, достигли лишь после присоеденения Закавказья к Российской империи (в особенности, при сталинском режиме после советизации). Для неискушенной аудитории все звучит более чем убедительно. Так формируется общественное мнение, согласно которому признание независимости Абхазии – это акт восстановления исторической и политической справедливости.
    Думается, читателей заинтересует фундаментальный исторический экскурс с  анализом фактов и комментариями экспертов. Особенно на фоне последних политических событий.

    У ИСТОКОВ: ПЕРВАЯ КРОВЬ
    Абхазы и грузины никак не могут договориться: кто же из них был первым на этой прекрасной земле? Сложились две непримиримые точки зрения: прогрузинская и проабхазская. Не вдаваясь в подробности «научной» перебранки, обратимся к нейтральным историческим источникам.
    В новейших учебниках по истории, изданных на территории Абхазии, грузиноязычные колхи не фигурируют вообще. Однако, летописи однозначно свидетельствуют: в первом тысячелетии до н.э. здесь проживали колы и кораксы колхского/грузинского происхождения (Гекатий Милетский; VI в. до н.э.). В летописях еще упоминаются сваны и мосхи – племена  грузинского/картвельского происхождения, а также упоминаются гениохи и меланхлены, этническая принадлежность которых не установлена. И самый веский аргумент: обилие колхских артефактов и памятников  служит свидетельством  доминантности грузиноязычного этноса. Другие сообщества были включены в культурно-политическое пространство колхского государства, поразившего некогда воображение греков.
    Военные кампании римлян и экспансия кавказских горцев нанесли сокрушительный удар по государству колхов.. Древнегреческий историк Гекатий Милетский (VI в. до н. э.)рассказывает о стене кораксов, построенной для отражения  набегов с гор. Однако «Великая колхская стена» не смогла сдержать «лавину» адыгов устремившуюся в плородные долины Колхиды. Сперва пришли апсилы.О них пишет Плиний Секунд (I в. до н.э.); затем абазги, упомянутые в записках римского полководца Луция Флавия Арриана (II в. до н.э.).
    Любопытная деталь: летописи повествуют также о кровавом вторжении джиков и керкетов, племен тоже адыгского происхождения. Причем весьма круто заявивших о своем намерении прочно здесь обосноваться. С тех пор в грузинском языке слово «джики» обозначает леопарда, а «керкеты» – твердую непреклонность и непробиваемость.
    Все завершилось распадом некогда могучего царства колхов и образованием двух крупных политических единиц: государств лазов и санигов. Грузинское происхождение лазов сомнению не подлежит. Зато ряд абхазских ученых, к примеру, Ш. Инал-ипа и З, Анчабадзе, настайвают на адыгском происхождении санигов. Древние хроники свидетельствуют совсем о другом. Ипполит Римский (IV в. н.э.) называет их сванами. Греческий историк и географ Страбон (ок. 64/63 до н. э.- ок. 23/24 н. э), современник санигов, рассказывает о соанах/сванах, владения которых простирались до самого моря. Это соответствует расселению санигов. Древнее название Сухуми – Цхуми происходит от сванского слова обозначающего местный вид дерева. Апсилы, являющиеся тогда вассалами лазов, целенаправленно загнали санигов в горы. Лазы явно не возражали и не обижались за своих соплеменников.  Так Цхуми стал апсилским городом. Невольно вспоминаются строки из поэмы Давида Гурамишвили «Беды Грузии», с горечью повествующие, как погубила грузин отчаянная грызня Кахетии и Картли. 
    К слову: авторы интернет-публикации, рассказывая о переселении в Колхиду абазгов и апсилов, «забывают» уточнить, что к этому моменту тут уже с давних времен проживали грузины. Зато охотно упоминают об этнических меншинствах, каковыми являлись гениохи и меланхлены (см.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Абхазии).
    Материал для размышления: об этнической принадлежности абазгов и апсилов ведутся споры. Абхазские ученые настаивают на их адыгском происхождении.  Грузины яростно обосновывает противоположное мнение. Спор этот явно отдает политикой. Осмелимся утверждать, что версия адыгского происхождения более убедительна. Кровавую экспансию и силовой метод обоснования на земле Колхиды возможно объяснить лишь через чужеродство пришельцев. Уже не говоря о том, что «пионеры» удостоились патронажа со стороны Византии, вознамерившейся сделать их своими союзниками против грузин. Прокопий Кесарийский (VI в. н.э.), пишет, что абазги с давних времен были христианами и созниками римлян (!). Часть абазгов, пришедшая в Колхиду несколько позже первой волны переселенцев, особой цивилизованностью не отличалась. Византиицы «отечески» позаботились об их христианизации. Император Юстиниан (VI в. н.э.) даже построил им первый христианский храм. Дальше – больше. В том же веке Византия  создала на территории древних колхов княжество Абазгия. А в VII-VIII в.в. новоявленное княжество окончательно прибрало к рукам земли санигов. При активной поддержке Византии, естественно. Империя нуждалась в местных союзниках, чтобы успешнее контролировать грузин. Вам это ничего не напоминает?
    Абазгия сформировалась как мультиэтническая единица. Тут бок о бок проживали не только адыги (абазги, апсилы), но и грузины (санигы/сваны, лазы, мегрелы, чаны). В VIII веке в грузинских источниках впервые появляется термин «Абхазия». Причем слово «абхазы», употребляется для обозначения не только адыгов, а всех жителей княжества независимо от этнической принадлежности (для сравнения: «американец», «канадец», «австралиец»).  Иными словами, эти термины носили не этническую, а историко-культурную нагрузку. Существует версия, согласно которой «абхаз» это трансформация адыгейского «абазаха».  Создание Абазгии первоначально служило для усиления адыгейского этноса. Логично, что при формировании грузинского обозначения акцентировалась адыгейская лексическая конструкция. 
    Итак, первая кровь пролилась. В фундамент будущей многовековой эпопей был заложен первый кирпичик. Начался процесс зарождения будущей Абхазии.

    ИСКРА РАЗУМА: ДАВАЙТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ!
    Провидение уготовило политикам Византийской империи неприятный сюрприз. Грузины и адыги сумели договориться. Причем, очень успешно. Это связано с появлением на политической арене Кавказа мошнейщей политической фигуры, великого князя Абазгии Леона Второго (767- 811 г.г.).
    Нет абсолютно достоверных сведении, кем же был Леон: абазгом или грузином. Абхазские ученые уверены в его адыгском происхождении. Грузины настайвают на противоположном. Вопрос власти решался в Византии – это факт. Думается, имперские политики отдали бы предпочтение абазгу, или греку. Согласно одной из версии Леон был внуком хазарского Кагана и двоюродный братом Императора Льва Исавра. В любом случае он принес добро и грузинам, и адыгам.
    По-видимому, Леону не хотелось быть марионеткой Византии. Начал он с того, что через династические союзы  объединил территории Западной Грузии. Соседи с готовностью откликнулись на его инициативу. Повидимому, ситуация назрела и требовался  лишь лидер, способный все организовать. Леон перенес столицу в Кутаиси.  Затем, воспользовавшись ослаблением Византии и освободившись от вассальских обязанностей с помощью хазаров (!), он объявил себя царем Леоном Первым. Государственным языком нового государства стал грузинский. Церковная служба проводилась тоже  на грузинском языке.
    Возникает вопрос: почему Леон выбрал грузинский язык, когда мог предпочесть абазгский, или греческий? А потому, что  прекрасно понимал, что в этом регионе лишь грузинский язык нес в себе тысячелетнюю традицию политической и культурной жизни. А древняя грузинская письменность веками служила нуждам администрирования. Следовательно, только грузинский язык мог послужить политической целостности и культурной самобытности государства. Абазгский для этого объективно не подходил. Леон мудро решил, что не стоит ломать тысячелетнюю традицию. Рассуждая примерно таким же образом, Александ Македонский, не будучи греком, выбрал государственным языком империи греческий.
    Параллельно с объединением Западной Грузии происходит раширение термина «Абхазия». Теперь он обозначает всю Западную Грузию. Абхазами именуются все жители западной Грузии независимо от этнической принадлежности. Глупо спорить о происхождении Леона. Узко-этнические рамки не подходят для личности такого масштаба. Правильнее сказать, что он был абхазом в историко-культурном значении этого слова.
    К слову: авторы вышеупомянутых интернет-публикации, рассказывая об этих событиях, опять-таки «забывают» упомянуть, что Абхазия была грузиноязычным государством, продолжившим традицию колхской культуры. Сайты переполнены спекуляциями на эту тему. К примеру: «Скандалиссимо. Абхазия никогда не была «исторической частью» Грузии. Скорее – наоборот!» (см. http://www.abkhaziagov.org/ru/president/press/inosmi/detail.php?ID=16484).
    Тамара Чхеидзе как-то сказала, что Грузии без Абхазии не существует. И она права: когда-то, реанимация Грузии начиналась именно с Абхазии, причем совместными трудами грузин и адыгов. Забыть об этом означает погрешить против истины. И в этом ресурс будущего примирения.

    (Продолжение следует) 

    Категория: Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте | Просмотров: 1406 | Добавил: Gall | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]