Умида Ахмедова: "Стабильность Узбекистана - это стабильность рабовладельческого государства" господа, получите приговор от художника Наша Умида, член "КавкАзии" с 2003 года и одна из ее основательниц, фотограф-документалист из Ташкента, ответила на коллективные вопросы пользователей ресурса "Лента.Ру". «КавкАзия» выбрала наиболее интересные вопросы и ответы. фото Галы Петри
- Каково сейчас отношение к приезжим в Узбекистане? Если, например, турист из Москвы приедет в Узбекистан, чего ему стоит опасаться? - Отношение к туристам, в том числе и к российским, в Узбекистане традиционно хорошее. Простые узбеки крайне гостеприимны, другое дело - представители власти, милиционеры, таможенники: если у них будет хоть малейшая возможность заработать на вас деньги, они непременно этим воспользуются. - Как сейчас поживает интеллигенция Ташкента? - Образование как система, по сути, уничтожено. Все держится на энтузиазме людей предпенсионного возраста, от которых повсеместно стараются избавляться. Культуры и искусства это касается в первую очередь. Естественно, какие-то люди еще остались, и молодежь вокруг них концентрируется, но это существует вопреки государственной политике. Все государственные программы приводят к прямо противоположным результатам и носят имитационный характер. Интеллигенция Ташкента большей частью реагирует на все традиционным интеллигентским способом - старается всего этого не замечать - по крайней мере, публично. Что власть вполне устраивает.
- Не кажется ли вам, что Узбекистан и другие республики Средней Азии больше всех пострадали от распада СССР? Уровень жизни очень упал, за остатки ресурсов идёт борьба между кланами... Возможно ли воссоздание нового Союза как асимметричной федерации с участием Узбекистана, России и других республик? - После распада СССР Узбекистан потихоньку вернулся в 15 век, не зря его символом стал Амир Темур. Воссоздание нового союза не только возможно, но и является, на мой взгляд, единственно возможным вариантом, позволяющим предотвратить превращение всей Центральной Азии в один большой Афганистан.
- Как обстоит в Узбекистане дело с памятниками советской эпохи (в особенности участникам Великой Отечественной Войны)? Насколько о них заботится государство и простые люди? Знает ли молодежь нашу общую историю? - Все упоминания о советской и русской истории старательно подчищаются, убираются памятники, названия улиц, полно всяких глупостей в учебниках истории. День Победы и тот переименован в абстрактный День памяти и почестей. Молодежь почти совсем не знает нашей истории, хотя родители в большинстве случаев о ней рассказывают. Те, кому это интересно, всегда могут найти информацию в интернете.
- Что будет после отхода Каримова от власти? Возможно ли возвращение Ташкента в русло российской политики? - Я несколько далека от политики и предсказать расклад политических сил вряд ли смогу. Но думаю, что простой сменой лидера не решить всех проблем. Уже сегодня к власти приходят другие люди, но мы не ждем от них ничего хорошего. Их вскормил нынешний режим, действуют они еще агрессивнее, и моральных барьеров у них еще меньше. Возвращение Ташкента в русло российской политики зависит в большей мере от самой России. Восток уважает силу, и только с ней он будет считаться.
- Рада увидеть Вас здесь! Я подписывалась под петицией, чтобы защитить вас от преследований. Как складывается Ваша жизнь в настоящее время? Можете ли свободно заниматься своей профессиональной деятельностью в Узбекистане? Планируются ли Ваши выставки в Европе, в частности, в Германии? Была бы рада посетить их. - Большое спасибо за Вашу поддержку, она была для меня очень важна. Профессиональной деятельностью я сейчас занимаюсь, наверное, даже активнее, чем раньше. Много снимаю, провожу мастер-классы как в Узбекистане, так и за его пределами. Естественно, официальные структуры от меня "шарахаются", но помешать не могут. С октября по март проходила моя передвижная выставка по городам Испании. В ближайшее время пройдет выставка в Дании, состоятся встречи со студентами Копенгагенского университета. Насчет Германии пока планов нет.
- Как вы думаете, почему у Узбекистана такие напряженные отношения со всеми соседями? - В советское время Ташкент был южными воротами Советского Союза, и на это работала вся страна. После независимости амбиции сохранились, а былых ресурсов - как интеллектуальных, так и прочих - не стало. Поэтому современные претензии Узбекистана на лидерство в регионе смешны. Отсюда и напряженные отношения с соседями.
- Каково положение русских в Узбекистане? Есть такие, которые живут вполне неплохо, но есть и узбекские бабушки, которые также бедствуют. - Конечно, жизнь у пенсионеров несладкая, и боюсь, что это касается большей части постсоветской территории. И русские, и узбекские пенсионеры находятся в одинаково тяжелом положении, без поддержки родных им просто физически не выжить. О русских, которые живут неплохо, мы всегда можем посмотреть по узбекскому телевидению, там только такие и присутствуют. Впрочем, как и узбеки. И уж совсем не говорится о русских, сидящих в узбекских тюрьмах по надуманным обвинениям (Максим Попов, Юрий Корепанов). На тему русских в Узбекистане мы с Олегом Карповым, моим мужем, сняли несколько фильмов. Два из них - "Жить и умереть в Самарканде" и "Жить и жить в Фергане" - есть на Rutracker.org. Свое отношение к этой проблеме мы в них высказали достаточно внятно, если вам интересно, посмотрите. Это фильмы-размышления. В среднем русские здесь живут не хуже узбеков, только уровень жителей Узбекистана намного ниже уровня жизни в России и один из самых низких по СНГ. Многие русские считают Узбекистан своей Родиной, и их менталитет сильно отличается от российского. Кроме того, жилье в Узбекистане раз в 10 дешевле, чем в России, и существуют проблемы с вывозом имущества, которое не хочется продавать за бесценок. И потом, люди не уверены, что смогут найти себе достойную работу в России. Поэтому сейчас уезжает в основном молодежь, которой все равно, где начинать.
- Правда ли, что в Узбекистане фактически установилась диктатура клана Каримова? Можно ли утверждать, что Каримов целенаправленно прививает национализм - или это очередная промывка мозгов со стороны российских федеральных телеканалов? - Не надо забывать, что Каримов коммунист, и все прелести диктатуры пролетариата у нас присутствуют. Только теперь это называется диктатурой плутократии. Нельзя сказать, что Каримов целенаправленно разжигает национализм, это может обернуться, в первую очередь, против него.
- Нельзя забывать, что Узбекистан это мусульманская страна. Есть ли толерантность к другим религиям? - Узбекистан никакая не мусульманская страна, это заблуждение. Мусульмане стали появляться у нас только после объявления независимости, а до этого их практически не было, были коммунисты и комсомольцы. Нынешнее руководство - сплошь атеисты, поэтому в отношении религии проводится политика, очень схожая с советской. По отношению к другим религиям и национальностям узбеки достаточно толерантны.
- Как рассказывал мой одноклассник, на бытовом уровне проявления национализма были крайне редкими. Насколько изменилась ситуация сейчас? - В начале 1990-х были некоторые проявления национализма, но в основном они оставались на бытовом уровне и до криминала не доходили. За исключением ферганских событий 1989 года, которые явно были инспирированы властью. Сейчас этого практически нет. В период СССР народы Средней Азии жили достаточно дружно. Я не помню никаких особых конфликтов, за исключением тех, что начались в период распада. Узбеки не хотели выхода из СССР, их оттуда выгнали насильно. И сейчас отношение достаточно ностальгическое, по крайней мере, среди людей постарше.
- Как Вы считаете, куда направлен вектор развития страны? - В настоящий момент Узбекистан - это рабовладельческое государство 15 века. И то, что здесь есть телефон и телевизор, принципиально ничего не меняет. Как говорил Герцен, Чингисхан с телеграфом куда страшнее, чем Чингисхан без телеграфа.
- Между Узбекистаном и Россией исторически сложились социальные и экономические отношения. Скажите пожалуйста, стремится ли Узбекистан снизить долю этих отношений во внешних связях? Например, переориентироваться на Китай? Есть ли у населоения положительные ассоциации с Россией? - Узбекистан и Россия достаточно долго были одной страной. И ощущение единой страны у большинства узбеков осталось.
- Есть ли у Каримова положительные стороны? Свободы - возможны в нашей республике? Почему их трактуется как ослабление безопасности государства? - Положительная сторона любого диктатора (она же и отрицательная) заключается в том, что, пока у него хватает сил, он держит народ в повиновении, но его старость, болезнь, смерть приводят к полному хаосу. В современном мире диктатура не конкурентоспособна. Что касается свободы в нашей республике, то, к сожалению, от рабства нельзя освободить. Никакие внешние обстоятельства не сделают человека свободным, увы. Считается, что для революции необходим некоторый уровень демократии, при диктатуре она невозможна. Но стихийный бунт, кровавый и беспощадный, при диктатуре неизбежен.
- Как в Узбекистане видится скандал с задержанием российского гражданина Юрия Корепанова? Для чего всё это сделано и кому выгодно? - 20 лет назад Россия избавилась от 150 миллионов своих граждан - что на этом фоне судьба одного Юрия Корепанова? Узбекистан прощупывал, насколько сильна Россия, и он оказался прав - слаба. Россия регулярно предает своих граждан по всему миру. Интересно, зачем тогда ей нужен статус ядерной державы?
- У меня есть знакомые узбеки из ташкентской интеллигенции. Они говорят на замечательном русском языке, без акцента, очень хорошо образованные, светские люди. В разговорах про Узбекинстан рассказывают, как хорошо им сейчас живется в республике. - В Узбекистане действительно есть некоторое число людей с красивыми домами и бассейнами, и им действительно очень хорошо живется. Как правило, это милиционеры, таможенники, работники прокуратуры, налоговики, СНБшники. А те, кого в России называют гастарбайтерами, - это скорее беженцы, которые вынуждены покинуть Узбекистан, чтобы не умереть с голоду. И будь у них возможность получить российское гражданство, они никогда не вернулись бы обратно.
- Чем, по-Вашему, отличается нынешняя цензура от советской? Возможно ли правдивое кино? - Нынешняя цензура отличается от советской катастрофическим уровнем образования, что в моем случае даже хорошо, потому что советские "искусствоведы в штатском" сумели бы серьезнее подготовиться к процессу надо мной и не выставить себя посмешищем. Как это ни парадоксально, в Узбекистане снимают правдивое кино. Только это не игровые фильмы, а видео-арт и безбюджетное документальное кино. До властей эти фильмы не доходят, но в интеллигентской среде циркулируют достаточно активно. Это направление даже получило название - "узбекский арт-джихад".
Вся пресс-конференция – здесь: http://lenta.ru/conf/ahmedova/
|