Вектор
осетинской политики стабильно указует на север. Согласно материалам
южно-осетинского масс-медиа, в Южной Осетии нет единодушия в отношении
политической стратегии: одна часть желает объединения с Россией, другая
же не признает альтернативы независимому государству. То же самое можно
сказать в отношении политической элиты. К сожалению, мы лишены
возможности непосредственно ознакомиться с мнением рядовых граждан.
Однако, скорее всего, увидим ту же картину сремлений и ожиданий (увы!) А
значит, при любом раскладе, будет продолжаться процесс планомерного
отторжения древней грузинской земли. Южная Осетия – это прискорбный
пример не только полного игнорирования исторической справедливости, но и
пагубности непродуманных решений.
ПРАВДА И ЛОЖЬ Выработать
правильную стратегию действий, а также рациональную тактику по ее
осуществлению невозможно без учета опыта прошлых лет. Напоминаем: лет
двадцать назад президент Звиад Гамсахурдиа активно апеллировал к
историческим хроникам, доказывая неосновательность притязаний осетин на
Шида Картли/Южную Осетию. Это вызвало тогда большое раздражение и даже
озлобленность среди осетин. Дальнейшее развитие событий способствовало
разочарованию в действенности исторической аргументации. Особенно, с
учетом того, что международное право не признает принцип исторического
подхода. Думается, негативизм осетин в большей степени обусловлен
отнюдь не исторической аргументацией права грузин на землю Шида Картли.
Роковую роль тут скорее сыграли общий агрессивный фон и некорректные
высказывания в прессе. Те же исторические аргументы вполне могли
сработать в атмосфере доброжелательности. И послужить информированию
осетин, обманутых сепаратистской пропагадой. Припоминаю отчаянные
выкрики осетинского подростка: «Убирайтесь отсюда! Это земля моих
предков..». И он в это свято верил! Информация для размышления: а
вот имперские стратеги отнюдь не брезгуют «историческим» подходом для
обоснования правомерности отторжения Шида Картли: «В 1920 году Южная
Осетия подверглась со стороны Грузии вооруженной агрессии и геноциду
(18 тысяч погибших и более 50 тысяч изгнанных на север Осетии).
Изгнанные со своей родной земли осетины смогли вернуться на свои
пепелища только, после советизации Грузии (март 1921 года). 20 апреля
1922 года была образована Юго-Осетинская автономная область в составе
Грузинской ССР, а Северная Осетия 17 ноября 1920 была включена в Горскую
АССР в составе РСФСР. Таким образом, осетинский народ был искусственно
разделен на две части. ..Южная Осетия испытывала постоянное давление и
дискриминацию.. ..Последовательно проводившаяся грузинскими властями
дискриминационная политика привела к тому, что Южная Осетия оказалась
единственной автономией в СССР, население которой не росло, а постоянно
сокращалось » (см. http://community-dpr.org/about_country/osetia.php) А
вот в 2009 году Кокойты подчеркивал, что Южная Осетия имеет к Грузии
серезные территориальные претензии. К примеру, по поводу Трусовского
ущеля, которое является исконно осетинской территорией (см. http://www.rian.ru/politics/20090731/179273091.html). На
самом деле: массовое переселение осетин на территорию нынешней Южной
Осетии началось в 1860 году. Согласно энциклопедическому словарю
Брокгауза и Ефрона, в этот период в нынешней Северной Осетии проживало
47 тысяч осетин, а в Картли – 19 тысяч. Затем их численность пошла по
нарастающей.В 1880 году: на севере – 59 000, в Картли – 52 000. К 1989
году численность осетин в масштабах всей Грузии составила 164 тысяч. 65
тысяч из них проживали на территории Южной Осетии, а 100 тысяч – за ее
пределами в других регионах республики. Что же касается Цхинвали,
согласно сведениям от Вахушти Багратиони, к концу XVIII в. тут проживало
до 700 семейств. В основном, грузин, армян и евреев. В 1889 г. Тут
числилось 1135 грузин, 1953 евреев, 744 армян и ни одного осетина (!). В
1922 году в Цхинвали уже фигурируют 613 осетина. К 1989 году их
численность достигает 31 537 человек. Для сравнения: в то же время тут
проживали 6905 грузин, 396 евреев, 734 армян и 1836 русских. Таковы
реальные результаты «этночистки», «геноцида» и «дискриминации» осетин,
осуществленных «кровожадными» грузинами. Задействовать исторический
подход при решении конфликтов совершенно необходимо. На подобные
обвинения надлежит дать документально подтвержденные ответы.
Исторические хроники, а также архивная документация предназначены не
только для нужд образования и административной деятельности.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? Георгий Хуцишвили (директор Международного центра по конфликтам и переговорам; профессор): -
Конфликтологи давно пришли к выводу, что излишнее углубление в историю
конфликтов отнюдь не способствует их благополучному разрешению. Причина
проста: слишком много пространства для разнообразных интерпретаций. Для
разрешения конфликтов более подходят реалии новейшей истории. Тут
вероятнее отыскать рациональные пути решения проблемы. - Вряд ли
это возможно. К примеру, проблема Косово. Когда-то в XVI-XVII в.в. при
поддержке турков албанцы поселились на территории нынешнего Косово.
Естественно, не обошлось без конфликтов. Финал: Европа и США наплевали
на истоические реалии. Все закончилось отделением Косово при прямой
поддержке США. Теперь Косово стремится объединиться с Албанией.
Параллели с Южной Осетией очевидны. Перспективы также идентичны. Вот вам
результат игнорирования историзма.. - Конечно, то, что произошло с
Косово, было совершенно неправильно. Я против подобных искусственных
решений. Следует досконально изучить все аспекты сложившейся ситуации. В
решении должны быть учтены интересы всех сторон. Гармонизоровать их
вряд ли удастся, но учесть, так, или иначе, возможно. - Вы
утверждаете, что обязательное условие разрешения конфликта изучение его
формирования. При этом отрицаете необходимость углубления в древнюю
историю. Между тем, корни конфликтов, зачастую, уходят в глубокое
историческое прошлое. Нет ли тут противоречия? - Текущие конфликты
сформировались в эпоху соответствующую новейшей истории. Я имею в виду
советский период. Времена пораньше – это период становления национальной
идентичности. - Позвольте напомнить: фундаментом конфликта,
зачастую, являются именно неверные представления об идентичности. Многие
жители Южной Осетии верят, что являлются аборигенным населением
Восточной Грузии. Это убеждает их в справедливости борьбы против
грузинских «захватчиков». Чем не аргумент в пользу углубленного
исторического подхода при решении конфликтов? - К сожалению, еще
ни разу не было такого, чтобы одна из сторон положила на стол
исторические документы подтверждающие правомерность ее позиции, а вторая
сторона безоговорочно их признала. Грузия несомненно имеет исторические
аргументы, подтверждающие то, что с древних времён территория Шида
Картли была частью грузинского государства. Но в условиях
этнополитического конфликта и сильной и заинтересованной «третьей
стороны» этого бывает недостаточно чтобы утвердить свою позицию. Разве в
учебниках истории разных стран не записаны противоречащие друг другу
сведения? - Конечно, учебники могут быть политизированы. Однако при
решении дел следует руководствоватся достоверными источниками. Права
политического субъекта – страны не менее существенны, чем права
человека, субъекта частного. Между тем, на данном этапе международное
право их игнорирует.. - Конечно, это несправедливо. Однако, после Второй мировой войны было решено не пересматривать существующие границы. - И кому же это выгодно? -
Конечно, большим странам. Однако, они утверждают, что это хорошо и для
малых государств. И резон в их словах есть. Сами посудите, если бы нам
вздумалось потребовать у Турции вернуть захваченные территории обратно!
Так можно увязнуть в нескончаемых конфликтах. Именно поэтому
существующие границы признаны нерушимыми.. - Что-то это не сработало в отношений Абхазии и Шида Карли (Южной Осетии). О Косово мы уже говорили. -
Сами понимаете, что тут столкнулись интересы больших стран. Так или
иначе, исторические реалии не работают. К примеру: мы не раз
документально доказывали, что исторически «Абхазия» – это второе
название Западной Грузии, а предки абхазов развивались в формате
Грузинского государства. Однако, ни для абхазов, ни для их покровителей
это не имело ни малейшего значения. То же самое можно сказать и в случае
с осетинами. Исторические аргументы – путь иллюзорный. Нам никогда
не победить медиа-машину России, имеющую куда более масштабные ресурсы в
этом направлении. Надлежит искать другие, более реалистические подходы.
- Для этого необходим свободный диалог. А тут ситуация прямо как
скандал в семье! Муж и жена, возможно, хотели бы договориться, однако с
двух сторон щипят свекровь и теща, не давая поговорить по-человечески.. -
Интересная постановка вопроса. Конечно, фактор «третьей силы» во многом
затрудняет ход переговоров. Однако, было бы неправильно переносить всю
тяжесть ответственности на ту же Россию. Наша беда в отсуствии навыка
правильной оценки собственных ресурсов и принятии рационально
просчитанных решений. Это оборачивается сокрушительным поражением в
достижении цели. Когда-то Гамсахурдиа громко возвещал, что объединит
Кавказ и победит Россию. Чем это закончилось, хорошо известно. С другой
стороны, неправильно требовать зрелости и рациональности от народа лишь
недавно восстановившего государственную независимость. Вряд ли мы сможем
быть такими же холодно расчетливыми в решениях как немцы, имеющие
богатый исторический опыт в этой области. У нас совершенно иной
исторический путь и иные политические реалии. Потому мы и натворили все
эти глупости, которые привели нас к существующему положению вещей. -
Могу напомнить времена Леона Великого, когда предки современных грузин и
абхазов сумели все просчитать не хуже здравомыслящих немцев,
договориться назло Византии и даже создать единое сильное государство.. -
Да, было такое. Вынужден костантировать, что наше политическая культура
в далеком прошлом была куда выше. Достаточно вспомнить времена Давида
Строителя, или же Тамары. Все это позабыто. Возможно, даже безвозвратно
утеряно.
КЛИО С ПОВЯЗКОЙ НА ГЛАЗАХ?! Отказываясь
задействовать аргумент исторической правды, человечество потворствует
нездоровым тенденциям и политическим махинациям в международных
отношениях. К счастью, постепенно происходит осознание этого факта. У
великой Клио, музы истории скованы руки. Пора их освободить и завязать
богине глаза. Тогда она сможет стать ценной союзницей Фемиды в
международных конфликтах. И многие дилеммы получат адекватное
разрешение.