Честно сказать, поначалу наше положение незавидное: незнание языка
делает невозможным профессиональную или общественную активность. Чем скорее
выучишь датский – тем быстрее займешь свое место в обществе. Я изучаю язык – и
с огромным интересом открываю для себя страну, не устаю поражаться ее
рациональности, гуманизму и здравому смыслу. То, как устроили датчане свою
национальную жизнь, завораживает, как любая гармония. И я все время сравниваю
то, что вижу, со своей родной страной, мне часто бывает больно. Я думаю, нам
надо как можно прилежнее учиться у европейцев, если мы хотим когда-нибудь
достичь гармонии и справедливости в наших странах. И еще мне кажется, нам надо
знать побольше подробностей.
Скандинавские
страны Швецию, Данию, Норвегию называют странами победившего социализма,
победившего феминизма, победившей демократии. В самой Дании существует
официальный термин - страна всеобщего благоденствия. На русский язык
термин этот чаще всего скромно переводят как социально ориентированная страна.
Это страна, где социально уязвимые слои населения чувствуют себя
равноправными членами общества. И не только чувствуют, но и являются ими.
Дети
В Дании
существует традиция здороваться со всеми присутствующими за руку. Исключения не
делаются и для грудных детей. Грудничкам совершенно серьезно протягивают
руку взрослые дяди и тети. И тем более школьникам и подросткам. В кафе
и ресторанах всегда есть специальные стульчики для грудных детей и вовсе
не редкость увидеть масштабное мероприятие, на котором на равных за
столами восседают дети. И не на руках у родителей, а имея собственное отдельное
место. Дети постарше - от 4-х - могут сидеть за отдельными столиками,
совершенно самостоятельно.
В автобусах огромные двери, родители спокойно вкатывают и выкатывают
коляски с детьми. В метро - огромные лифты для тех же детских и
инвалидных колясок. В музеях специальные детские комнаты. В этих комнатах
один из родителей может почитать ребенку книжку, порисовать с ним, ожидая пока
другой родитель спокойно осмотрит экспозиции. Здесь же вы можете поместить
рисунок ребенка на своеобразную выставку.
В главном городском историческом музее Копенгагена такая специальная комната
состоит из четырех огромных залов. Здесь ребенок может примерить любую
одежду - от рыцарских доспехов до нарядов королей и королев, специально сшитых
для детей. Здесь можно также сесть на макет лошади, макет судна викингов,
взвесить на старинных весах продукты. Пока мы с мужем осматривали залы с
экспонатами (на это ушло более двух часов!), наши дети прекрасно провели время
в этих комнатах. И не они нас, а мы их ждали на выходе.
А зал современного искусства «Луизиана»! Мы с моим 14-летним сыном осматривали
выставку, а муж со своей четырехлетней дочкой занимались более трех часов в
детских залах. Они сконструировали из пластелина, бумаги и еще Бог весть чего
сложное архитектурное сооружение с огромным количеством всевозможных предметов
внутри. При этом они могли пользоваться консультацией опытной сотрудницы,
организующий совместный труд детей и их родителей.
Кстати, если вы обратили внимание, я нигде не использую словосочетание
мама с ребенком, потому что в Дании – на улице, в общественных местах - невозможно
на глаз определить - кого больше, пап или мам, с детьми. Столько семей в полном
составе - на прогулке, в музеях, в кино, на пляжах, на демонстрациях - я
раньше не видела. И это лучший ответ тем, кто считает феминизм главной угрозой
семейным отношениям.
А специальные детские выставки и парки? Я не могу подобрать слова для
перевода названия музея (и музея ли?), где мы пол-дня изучали строение атома,
Вселенной, географическую карту мира. То, о чем нам рассказывали учителя на
уроках физики, химии, биологии, географии, не имея под рукой ни одного
практического пособия. А здесь - ходи, трогай, ставь опыты - словом,
образовывайся по полной программе. И никто не заставляет – самому интересно.
Кстати, в школах оценки детям не ставят, что вначале просто пугало
меня! Как, скажите на милость, я должна контролировать своего ребенка?
Большинство учебного материала осваивается на уроке и только если ребенок
что-то не успел, он доделывает упражнения дома. На практике это выглядит так:
за весь учебный год 11-летняя дочка мужа всего пять-шесть раз выполняла задания
дома.
На родительских собраниях в датских школах речь идет не об
успеваемости, а о планировании совместных мероприятий. Два раза в год родители
приглашаются на индивидуальные беседы, где классный руководитель делится своми
наблюдениями. При необходимости информирует о мнении педагогов-предметников. И
при этом - никакой критики. Только оценка достижений. Первые школьные оценки
ребенок получает по окончании фолькескуле - 9-летнего обучения. Здесь в
тестовой форме оцениваются полученные знания, по результатам которых ребенок
идет дальше либо в гимназию, либо в техническую школу. В университет можно
поступить, только окончив гимназию. Но если в свое время ты не попал в
гимназию, а позже спохватился, всегда можно закончить дополнительный 10-й класс
и после него получить высшее образование. В Дании вовсе не редкость, когда в
этих дополнительных классах обучается масса взрослых. В 10 класс можно пойти и
сразу после 9 класса, если ты не добрал нужных баллов до обучения в гимназии.
Такая система вырабатывает у детей чувство ответственности за свою
судьбу с младых лет и высокую самооценку. Дети не боятся школы, в школе нет
соперничества, очень много времени уделяется совместной работе. Наверное,
поэтому датчане лишены агрессивности, конфликтности, суеты. Только не надо
напоминать о суровом климате, якобы формирующем такие черты характера! Не
забудем, что воинственные викинги, завоевавшие в свое время пол-мира,
были предками датчан. И еще в 19 веке датчане вели войны не на жизнь, а на
смерть со своими соседями - шведами, немцами, англичанами...
По моим наблюдениям, датские дети лишены комплекса неполноценности. В
гимнастических секциях дети с энтузиазмом участвуют в показательных
выступлениях, в соревнованиях, вовсе не беспокоясь, какое они производят
впечатление. В том числе и полные, неповоротливые (вполне возможно, что
таковыми их вижу только я!). Сорвав упражнение - спокойно начинают сначала, не
смущаясь и не паникуя.
На детей не кричат, их не наказывают. В самых сложных ситуациях
очень твердо и спокойно говорят: стоп. И ребенок успокаивается. К слову
сказать, за год я ни разу не видела капризничающего или хулиганящего ребенка.
Хотя они также же, как все нормальные дети, бегают, прыгают, шумят... А уж
поднять руку на ребенка - вовсе невозможно. Есть специальное законодательство,
жестко реагирующее на подобные случаи. Ребенок изолируется от таких родителей,
чаще всего его помещают в другую семью, реже - в специальный детский дом.
А с родителями ведется работа.
Я по-хорошему завидую датским детям - их уверенности в себе,
невозмутимости, самодостаточности. Моя подруга из Казахстана, осмотрев детские
комнаты в музее, неожиданно заплакала: «Почему наши дети лишены всего этого?»
Старики
Пожилые люди появляются везде - на экскурсиях, в ресторанах, в
магазинах. Они активны и самостоятельны. Даже самые старые, опираясь на
специальные тележки, на которые всегда можно сесть и отдохнуть, сложить
покупки, смело выходят на улицы огромного города.
Потеряв спутника жизни, датчане в любом возрасте не ставят крест на
своей личной жизни. Они знакомятся, ухаживают друг за другом, создают
новые семьи. Причем вовсе не обязательно живут вместе. У каждого может быть
свой дом, своя квартира. Но вот на семейные встречи они обязательно приходят
вместе - и в прежнюю семью женщины, и в прежнюю семью мужчины. Кстати, здесь
бабушки и дедушки вовсе не воспринимаются как бесплатные няни. Это вообще
редкость, чтобы пожилая женщина посвятила всю себя внукам, запершись в четырех
стенах.
Занятия у пожилых людей разнообразные. Некоторые мы не можем себе даже
представить. Как-то, замучив всех своих домашних пересказами текстов, что дают
нам на занятиях датского языка, отправилась я в одну женскую организацию за
помощью. Сюда можно приходить три раза в неделю и получать помощь
индивидуального педагога, который будет вместе с тобой разбирать все тонкости
датского произношения и датской грамматики (первое намного сложнее второго).
Оказалось, что здесь очень много пенсионеров, которые без всякой оплаты и
другого какого-либо поощрения занимаются с иммигрантами. Мне особенно
понравилась одна очень грамотная женщина, и я решила с ней договориться о
занятиях. «Что вы, я не могу три раза в неделю, - сказала она мне. - у меня
только понедельник свободен - и я прихожу сюда каждую неделю. По средам у меня
бридж-клуб, а по пятницам я помогаю в офисе своей партии. На уик-енд мы уезжаем
с моим другом по очереди то в мой загородный домик, то в его». К слову сказать,
моя свекровь (ей 72 года) занимается в художественной школе для взрослых,
не пропускает ни одного занятия, и мы наши семейные мероприятия строим с
учетом этих и других ее увлечений.
Есть в Дании и свои Дома престарелых. Точнее, это называется Дом
старости. Это целые поселения внутри городов. Чтобы попасть в такой Дом, надо
долгое время стоять в очереди. И не потому что их мало (как у нас), а потому
что жить в таких домах много желающих. Многие старики предпочитают их, потому
что здесь они имеют полноценное общение со своими ровесниками. Старикам так
гораздо интереснее - вот основная причина, по которой пожилые люди оказываются
здесь. У каждого тут отдельное помещение со всем необходимым – словом, это
обычная двухкомнатная квартира с собственным
садиком, а вовсе не общежитие, как в наших Домах.
Содержание одного пожилого человека в таком городке старости вылетает
государству в копейку, вот почему сейчас в Дании активно пропагандируется
проживание стариков в семьях. Но послушаются ли они государство - это еще
вопрос. Поскольку каждый член общества здесь наделен правом голоса - и не
номинально, а фактически - старики умеют отстаивать свои права и активно
пользуются ими.
Пожилым людям государство оказывает массу услуг - от приходящих
медсестер, нянь и домработниц до бесплатных памперсов любых размеров.
Приходящие от коммун работники не только уберут квартиру, принесут продукты и
приготовят обед, но и отведут или отвезут стариков на прогулку, посмотрят
вместе с ними телевизор, почитают свежую прессу или книги. Надо ли говорить,
что пенсии у датчан хорошие, что на них не только можно существовать, но и
выезжать на отдых?
Живут датчане долго. Первое, что бросилось мне в глаза на датских
кладбищах - огромная разница между датой рождения и датой смерти. Моя
подруга заплакала, увидев, как живется детям в Дании. У меня наворачиваются
слезы, когда я вспоминаю последние годы жизни моего отца. Он умер, ничем особо
не болея, вскоре после смерти мамы. От тоски, - считаю я. Да, он был обихожен,
накормлен, но вот поговорить с ним, выслушать его - вечно не хватало времени.
Надо было носиться по жизни, сломя голову, чтобы обеспечить более-менее сносное
существование и ему, и маленькому сыну, и себе... А его пенсии хватало
лишь на то, чтобы оплатить бесконечно растущие коммунальные счета за
свет, воду, газ, тепло, которые к тому же регулярно отключали. И эту вину
перед родителями уже ничем не искупить...
Люди
с ограниченными возможностями
До приезда в
Данию я никогда не видела специальных туалетов для инвалидов. Что говорить -
даже и не задумывалась, что они должны быть. Но кроме туалетов должны быть
специальные подъемники, специальные двери, специальные дорожки наконец.
Если быть
точной, то нужно все не-специальное. Все то же, что и для здоровых, но с учетом
интересов других. Эта та тонкость, до которой очень трудно додуматься
гражданам, выросшим в странах, где руководят и принимают решения мужчины. И политика
таких государств, ведомая мужчинами, только на взрослых здоровых дядь и
рассчитана.
Здоровые
сильные мужчины редко задумываются о тех, кто от них отличается - больных,
стариках и детях. Забота о них всегда лежала на плечах женщин, но женщины к
принятию решений в моей стране до сих пор допускаются лишь в виде
исключения. В Дании, где проблема сбалансированного предствительства решена лет
уже как 20, все по-другому.
Здесь я
увидела на улицах много инвалидов - в колясках и без них, в сопровождении
коммунальных работников и в одиночестве. Я даже вначале растерялась: почему в
такой благополучной стране их так много? А потом я поняла: их не больше, чем у
нас, просто они живут общей жизнью со здоровыми и потому они на виду, а наши инвалиды
лишены такой возможности. Они заперты в своем пространстве, вынуждены вести
затворническую жизнь.
Так получилось, что у меня и в Казахстане, и в Дании есть знакомые
семьи с детьми даунами. Но если в Казахстане семья c таким ребенком не
показывается на люди - и не потому, что стыдится его, а потому что им некуда с
ним пойти, а если пойдут, то от любопытных глаз неизвестно куда деваться. В
Дании же такой ребенок был с нами везде - на выставке свадебных нарядов, на
каруселях, играл на игровых автоматах. И ни разу я не поймала любопытного
взгляда. И в детский сад Матиас - так зовут нашего нового знакомого -
ходит, и в детский лагерь ездит. И за компьютером играет, и мультики по
телевизору смотрит. У моих знакомых в Таразе ребенок тоже многое умеет, но как
несопоставимы усилия тех и этих родителей. Если мои таразские знакомые остались
один на один с проблемой, без поддержки государства, то орхусские знакомые -
члены большой общины, где все помогают друг другу, делятся методическими
наработками и постоянно контактируют со специалистами.
И тут еще один вопрос на засыпку. Кто должен работать с
детьми-инвалидами? Врачи или педагоги? Вот центр реабилитации в
небольшом городке Рибэ - всего 8 тысяч жителей. Здесь находятся 16
детей в возрасте от одного года до 7 лет, больные детским церебральным
параличом (ДЦП), с синдромом Дауна, инвалиды. Персонал состоит из 18 человек
(педагоги, физиотерапевты). В каждой группе 4 ребенка и 2 педагога. С детьми
занимаются гимнастикой, играми. Гимнастический зал оборудован тренажерами, дети
плавают в бассейне и даже катаются на лошадях. Датчане считают это
педагогической работой, а не медицинской (никаких белых халатов), и называют
это "гандикап" (догнать в развитии).
Мини-автобусы
с надписью «Гандикап» можно увидеть всюду. По дороге в аэропорт, на экскурсию,
в музей, на пляж - дети с сопровождающими взрослыми спешат по своим делам.
Да, затраты
очень велики. В год на одного такого ребенка тратится 30 тысяч долларов. Но все
расходы оплачивает муниципалитет. А решение на выделение средств на гандикап
принимают муниципальные советы, сбалансированные по половому принципу. Такому
совету и в голову не придет, что вначале нужно удовлетворить военные нужды,
развитие промышленности, а социальная сфера - это уж если останется...
И еще один
пример. Много лет назад у меня в Москве была слепая подруга- шведка. Я
тогда еще удивлялась, как свободно, без страха она носится по большому городу,
предлагая мне все новые и новые места для посещений... Помнится, я ее даже
жалела, что вряд ли она выйдет замуж... Как же я радовалась, когда через много
лет у меня появилась возможность узнать о ней. Она давно замужем, у нее трое
сыновей и любящий муж (кстати говоря, зрячий и здоровый)... Вот только
встретиться мы с ней никак не можем. Она настолько активна и востребована в
своей организации, занимающейся проблемами инвалидов, что никогда не сидит на
месте... То она в Лондоне, то в Барселоне, то в Афинах...
Женщины и
мужчины
Конечно же, в
Дании феминизм вовсе не ругательное слово, как у нас, где мужчины его боятся, а
женщины стесняются. Здесь феминизм обозначает одно - равные права и возможности
мужчин и женщин. И если датчанин говорит, что он феминист, то этим он
подчеркивает, что он не считает мужчин или женщин умнее или сильнее друг друга,
а оценивает личности как таковые.
Где место мужчин и женщин в Дании? У нас в большинстве случаев
установки ясны - женщины на кухне, мужчины в Парламенте. Про Данию на этот
вопрос ответить трудно. В датском Парламенте – Фолькетинге - на данный момент 38 % женщин. В правительстве - пять
женщин-министров (26%) . Это министр юстиции, министр помощи
развивающимся странам, министр по социальным вопросам и вопросам
равноправия, министр окружающей среды и совместной работы северного альянса,
министр по проблемам беженцев, переселенцев и интеграции. Из 7
политических партий, представленных в Фолькетинге, четыре возглавляют
женщины. Лет десять назад некоторые партии имели гендерные квоты, которые
отвечали за то, чтобы мужчины и женщины в избирательных списках
были представлены пропорционально. Сейчас необходимость в
квотах отпала. Количественные изменения переросли в качественные, и
никому в голову уже не приходит контролировать списки по половому признаку. Сейчас
все решают профессиональные качества претендента. Но партии убеждены, что такой
шаг в свое время они должны были сделать, чтобы преодолеть гендерное
неравенство. Изменилась ситуация - квоты исчезли.
Что касается кухни, то здесь совершенно нет разделения на мужскую
и женскую работу. Мужчины и женщины вместе готовят пищу, вместе убирают со
стола, вместе стирают и делают уборку в квартире. Если учесть при этом, что
белье стирают и посуду моют машины, то напряга здесь нет ни для мужчин, ни для
женщин. В магазины тоже ходят вместе. Здесь никогда не увидишь картину, что
женщины идет, нагруженная сумками с продуктами, а мужчина гордо вышагивает
рядом.Не увидишь и другого - чтобы мужчина зарабатывал деньги на содержание
семьи в одиночку. Здесь работают оба - на равных, и дома, и вне его. Такое
впечатление, что здесь за ненадобностью умер сам термин - домохозяйка.
Не ходят на работу - по моим наблюдениям - только
женщины-иностранки. И то - пока изучают датский язык. Здесь это
считается основной работой первые три года. И все эти три года государство
оплачивает обучение.
Еще одно мое сильное потрясение - здесь женщины не думают о том, как
они выглядят! Им не надо пользоваться косметикой, вставать на высокие каблуки,
тщательно подбирать гардероб, тратя на это огоромное количество времени, сил и
нервов. Только для того, чтобы понравиться мужчине. Или самой себе. Часто в
подсознании такого поведения сидит простая мысль - быть не хуже других.
Датчанка же позволяет себе быть самой собой, не приукрашивая то, что дано от
природы.