Пятница
03.05.2024
03:52
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 91
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
дневники [7]
интервью [2]
статьи [4]
Форма входа
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии

    К@вкАзия

    Каталог статей

    Главная » Статьи » из журнала "Диалог женщин" » статьи

    ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА: БРАВО, КЫРГЫЗСТАН, 2008
    В 27 РАЗ БОЛЬШЕ!
    стало женщин в нашем парламенте

    еще недавно их там не было вовсе

    Владимир КОРОТЕНКО, Зульфия КОЧОРБАЕВА, Кыргызстан

    Быть или не быть гендерным квотам в Кыргызстане? Длившаяся более десяти лет дискуссия по этому вопросу закрыта: квоты есть и, надеемся, будут

    ЧЕМ ХОРОШ «НОЛЬ»
    Итоги парламентских выборов 2005 года, когда среди депутатов не оказалось ни одной женщины, не стали неожиданными для кыргызстанского общества (хотя в предыдущем составе женщины были - около 7 процентов). Фиаско на выборах прогнозировали женские и гендерные общественные организации, которые – задолго до выборов - призывали изменить избирательное законодательство. В СМИ, обращениях к Президенту и парламенту они еще и еще раз подчеркивали: существующая избирательная система (мажоритарные выборы по одномандатным округам), высокий избирательный залог, широкая практика подкупа избирателей, жесткая борьба (вплоть до физического устранения противников) – все это приводит к тому, что женщины не могут конкурировать с мужчинами на равных. Но тогда эти призывы остались без внимания.  
    В результате Кыргызстан оказался в числе немногих стран, где женщины абсолютно не представлены в законодательном органе. Согласно базе данных Межпарламентского Союза (IPU), в 2005 году таких стран было немного: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Соломоновы острова, Кувейт, Микронезия, Науру, Сент Кидс и Невис, Тонго, Тувалу. В большинстве из этих стран женщины не имеют избирательного права.
    Нулевой результат у нас стал ярким доказательством того, что существующая избирательная система создает скрытые барьеры именно для женщин. В публичных дискуссиях об этой «позорной статистике» были попытки переложить вину на самих женщин. Но исследования говорят о другом: при многомандатных округах на местных выборах избиратели обязательно вторыми/третьими выбирают женщин, и только в условиях одномандатных округов, когда нужно выбрать лишь одного кандидата, в пользу мужчин работают гендерные стереотипы и вся система агитации по клановому признаку вкупе с подкупами.    
    В тот момент и ярые противники так называемых «квот», и их сторонники, осознавая несправедливость и парадоксальность сложившейся ситуации, пытались найти модель, способную обеспечить адекватное представительство полов в кыргызском парламенте.  


    ПРОЙТИ МАРШРУТ:
    РАВНЫЕ  ПРАВА –  РАВНЫЕ  ВОЗМОЖНОСТИ - РАВНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

    Политика государства, формулируемая представителями одного пола, не может отвечать потребностям всех граждан. В заявлениях политиков Кыргызстана нередко подчеркивается приверженность социальной справедливости, но в терминах, нейтральных по отношению к гендеру. Однако такое "нейтральное" отношение маскирует реальную проблему неравенства. На концептуальном уровне вопрос о том, что же такое "равенство" – равенство возможностей или равенство результата - являлось предметом серьезных дискуссий. Сегодня очевидно, что существующее реальное неравенство людей требует новых подходов для его преодоления. Резонность такого подхода объясняется тем, что "формат" жизни женщин и их жизненные обстоятельства более дифференцированы, чем мужские. Разница в жизненном опыте женщин и мужчин происходит из-за врожденных биологических различий. Однако нет никаких  оснований для того, чтобы эти биологические различия порождали неравенство в социальной, юридической и экономической жизни. Женщины до сих пор пользуются общественными благами не в равной степени с мужчинами. Гендерные стереотипы и систематическая дискриминация влияет на выбор профессии и экономическое положение женщин.
    Учитывая это, начиная с середины 70-х годов, в международном праве произошел переход от понимания «равных прав как идентичных прав  (этот подход часто звучит в наших политических дискуссиях в виде разнообразных аргументов в стиле: «Все люди равны, это отражено в Конституции и этого достаточно»), к концепции «дополнительных прав». Сторонники такого подхода исходят из аргумента: «Женщины выполняют те же функции, что и мужчины, но выполняют  дополнительную репродуктивную роль. Значит, для них нужны дополнительные меры защиты». 
    Это положение зафиксировано и в международных обязательствах Кыргызстана по достижению гендерного равенства: в международных конвенциях и соглашениях, и  национальном законодательстве, что создает необходимые законодательные рамки для введения специальных мер. Так, в январе 1996 года Парламентом КР были ратифицированы пять международных конвенций по правам женщин, среди них "Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации против женщин" (CEDAW).  В Конвенции существует статья, являющаяся основанием для ведения спецмер (ст.4 / п.1): «Принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается, как это определяется настоящей Конвенцией, дискриминационным; …эти меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения».
    Таким образом, в законодательстве КР уже были все нормы, необходимые для введения гендерных спецмер. Было необходимо выбрать адекватную для наших условий стратегию их внедрения.

    СТРАТЕГИЯ: КАК ЕЕ РАЗРАБАТЫВАЛИ И ЛОББИРОВАЛИ
    В апреле 2005-го женское движение Кыргызстана на своем национальном форуме выработало Объединенную платформу действий до 2010 года, одним из приоритетных направлений было лоббирование изменений электорального законодательства. В результате изучения международного опыта, проведения обсуждений разных моделей, приемлемых в условиях Кыргызстана, женскими организациями были выработаны разные гендерные спец.меры: 
    •    По пропорциональной системе:
    Преференции для партий, вводящих двойное квотирование в списках кандидатов: не только учет пропорций кандидатов – женщин и мужчин, но и их очередность в списке («В списке кандидатов от партии в каждой тройке должны быть представители обоих полов»). Возможные преференции: снижение избирательного залога, предоставление дополнительного эфирного времени и др.
    Минимальную квоту представленности людей одного пола в списках кандидатов от политических партий (не менее 30%) и санкции в отношении партий, не соблюдающих данный принцип: от штрафов до отказа в регистрации
    •    По мажоритарной системе:
    Специальные меры через формирование трехмандатных округов (мужской, женский и смешанный списки кандидатов). В каждом избирательном округе избиратели имеют возможность выбрать достойных кандидатов обоих полов. Такая система позволит выровнять возможности мужчин и женщин – лидеров, обладающих разными финансовыми и символическими капиталами. 
    Предлагаемый организациями гражданского общества пакет предложений встретил сопротивление со стороны депутатов, так как содержал для них конфликт интересов: большинство из них  намерены были вернуться в законодательный орган следующего созыва и были не заинтересованы в «сокращении» потенциальных мандатов для себя лично. Поэтому ситуация противостояния парламентариев данным предложениям была прогнозируемой, необходимо было продумать эффективные формы давления на них.
    Возникла необходимость привлечения внимания широкой общественности к этой проблеме через СМИ. Однако масс-медиа находятся в ситуации выбора рейтинговых сюжетов и тем, формат обычных образовательных программ им не интересен. В связи с этим возникла необходимость отойти от традиционных методов работы, сконцентрироваться на проведении медиа-кампании. В этой связи женские организации приняли решение еще более усилить давление на публичных политиков, расширяя масштабы и изменяя формы воздействия.
    Агентством Социальных Технологий и национальной женской сетью «Женщины Могут Всё!» при консультативной и технической поддержке БДИПЧ ОБСЕ была разработана медиа-стратегия лоббирования гендерных  квот. В ее рамках планировалось широкое использование символических акций и проведение PR-кампаний. 

    КАК РАБОТАЮТ «СИМВОЛЫ»
    В рамках медиа-кампании использовались креативные формы и методы, способные создавать позитивные образы женского лидерства и деконструировать сексистские мифы. Стояла задача: в ходе акций  продемонстрировать солидарность женских групп в продвижении женского лидерства, а также реальный вклад женщин в развитие общества и их лидерский потенциал. Цель медиа-кампании – создать режим информационного давления на депутатов и других публичных политиков, в котором они не смогут игнорировать волю и интересы больших групп граждан, заявленных в символическом пространстве.
    В рамках медиа-кампании были проведены:
    • Символическая акция «Альтернативное 8 марта» - поздравление депутатов Парламента с 8 Марта – Международным днем солидарности в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Акция имела большой резонанс и широко освещалась в СМИ, которые отразили главное послание: «8 марта – день солидарности за политическое, экономическое и социальное равноправие». Было привлечено внимание депутатов парламента, они почувствовали себя хотя бы в некоторой степени ответственными за проблему однополого парламента. Был задан импульс сотрудничества женских организаций, партий, правозащитников, международных организаций, политиков, журналистов. («Диалог Женщин» рассказал об этом в номере 5 за прошлый год, в статье Гульнары Ибраевой «Маленькая революция в большом вопросе», можно найти здесь: http://www.gmc.ge/images/03DIALOG-01.html - прим. ред.)
    • «Наш Женский День» - альтернативная традиционному празднованию вечеринка с правозащитным звучанием;
    • Пикет у здания Парламента «Нет многоженству! Да – светскому Кыргызстану!».
    • В результате кампании сохранена уголовная ответственность за многоженство, произошла актуализация и солидаризация по поводу возврата в Конституцию определения «светское государства»; через «горячую» тему удалось в течение месяца в СМИ развернуто обсуждать вопросы гендерного равенства.
    • Символическая акция «Мамы разные нужны и в политике важны!», приуроченная ко Дню защиты детей 1 июня
    • «Летучие» пресс-конференции, в том числе и у стен Парламента - о необходимости введения временных специальных мер в Кодекс о выборах
    • Сбор подписей, факсовая атака избирателей из всех регионов; каждому из депутатов Парламента пришли факсы с требованием включить спецмеры в Кодекс о выборах. Давление было столь сильным, что многие депутаты стали публично выступать в поддержку гендерных квот.
    • Акция «Зебра» с разъяснением паритетного принципа формирования избирательных списков - участникам Общенационального Форума НПО-2007. Черно-белые полоски на косынках и логотип с изображением зебры в символической форме отражали принцип чередования женских и мужских фамилий в списках кандидатов на выборах. Тот, кто был солидарен со слоганом «Женщины + Мужчины = Сильный парламент!» надевали значки и косынки с этой символикой. Акция «Зебра» проводилась во всех регионах республики и широко освещалась в прессе.      
    • o    Встреча Оргкомитета Форума НПО с Президентом Бакиевым. Здесь была озвучена НЕОБХОДИМОСТЬ: а) возврата в Конституцию категории «светское государство» и б) внедрение гендерных квот в электоральное законодательство. Президент поддержал эти требования, что нашло отражение в проектах Конституции и Кодекса о выборах КР, которые были вынесены Президентом на референдум 21 октября 2007 года.

    Эти PR-кампании дополнялись традиционными формами работы: обсуждением предлагаемых мер на различного рода дискуссионных площадках с участием государственных структур, депутатов, представителей гражданского общества и международного сообщества.

    И ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ?
    На референдуме в октябре 2007 года были одобрены: новая редакция Конституции, в соответствии с которой выборы в парламент должны проходить по пропорциональной системе через партийные списки; и новый Кодекс о выборах. Дискуссии о гендерных квотах позволили актуализировать также и проблему недопредставленности в парламенте других социальных групп. В результате статья 72 выборного Кодекса включала в себя гендерную двойную квоту (указание не только количественной пропорции, но и очередность в списке кандидатов), квоту для этнических меньшинств и квоту для молодежи: «При определении списка кандидатов политическая партия обязана учесть представительство:
        не более 70 % лиц одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать трех позиций;
        не менее 15 % лиц не старше 35 лет;
        не менее 15 % граждан, представляющих различные национальности».
    В результате выборы, назначенные на 16 декабря 2007 года - вслед за роспуском парламента, проходили уже по новым правилам. Принять участие в кампании могли только те партии, чьи списки кандидатов отвечали указанным требованиям. (Кстати. Две партии – Партия коммунистов Кыргызстана и партия «Замандаш» - не были зарегистрированы ЦИК, поскольку их списки не выдерживали гендерной квоты.) Таким образом, в составе парламента женщины должны составлять не менее 25 процентов. Следует отметить, что вследствие принятых электоральных спецмер значительно активизировалось привлечение женщин-лидеров в деятельность политических партий.
    Из 12 политических партий, которые участвовали в выборах, сегодня в парламенте представлено 3 партии. Число женщин-депутатов – 24, что составляет 27% от общего состава парламента. Впервые в истории нашего парламента женщина занимает пост вице-спикера; в 5 из 12 комитетов парламента женщины-депутаты входят в руководство - в том числе и в таких «нетрадиционных» для женщин, как Комитет по обороне, безопасности, правопорядку и судебно-правовой реформе, а также Комитет по земельно-аграрным вопросам, экологии и чрезвычайным ситуациям.

    ПРОЦЕСС ПОШЕЛ!

    Приход женщин в парламент стимулировал увеличение числа женщин в исполнительной и судебной власти: в правительстве – 22%, Председатель Конституционного суда, Председатель Верховного суда – женщины.
    В тесном сотрудничестве женщин-депутатов и гендерных экспертов из женских НПО в рамках Альянса Женских Законодательных Инициатив Кыргызстана проводится гендерная экспертиза наиболее значимых законопроектов, рекомендации учитываются и озвучиваются женщинами-депутатами. Примеры: проект закона о политических партиях, о государственном социальном заказе (принят), проект пенсионной реформы, проект закона о государственной службе, новая редакция закона о гендерном равенстве (принят), проведены парламентские слушания по исполнению закона о домашнем насилии.
    В последнем отчете Межпарламентского союза (IPU) Кыргызстан отмечен как лидер по повышению представленности женщин в законодательном органе страны.

    …Еще год назад, в июне 2007-го, депутаты предыдущего, «мужского», парламента утверждали, что гендерных квот в Кыргызстане не будет никогда. Сегодня многие из них, давая интервью, охотно отмечают - как сугубо положительный фактор! - работу женщин-депутатов.
    Категория: статьи | Добавил: Gall (05.11.2009)
    Просмотров: 1788 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]