Суббота
30.11.2024
10:07
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 91
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
дневники [7]
интервью [2]
статьи [4]
Форма входа
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии

    К@вкАзия

    Каталог статей

    Главная » Статьи » из журнала "Диалог женщин" » дневники

    БАНГКОКСКИЙ ДНЕВНИК, 2005
    10-й международный женский форум AWID, 27 октября – 1 ноября, 2005

    ГУЛ И СВЕЧЕНИЕ
    семь жарких дней в Бангкоке


    из блокнота участницы,
    дневник Галы П.

    Четыре дня, с 27 по 30 октября, продолжался Форум – великий праздник и огромное рабочее совещание феминисток всего мира. И было бы неправильно, заехав так далеко, не продлить командировку еще на три дня, чтобы повидать незнакомую страну. Продолжая традицию, заложенную в первом номере, излагаю впечатления так, как они вылились в мой бангкокский блокнот.


    26 октября
    На тайскую землю ступаешь - будто ныряешь в теплое молоко. Попадая в расплавленную атмосферу, плавишься сама. Снять свитер и остаться в мини-майке кажется  самым естественным движением. Мы прилетели в Бангкок около полудня. Мы – это Марина Табукашвили, координатор Женской сетевой программы Института «Открытое общество» в Грузии, ее коллега из Азербайджана Гульнара Мамедова, коллега Гульнары Юля Гуреева из бакинского Информационного Гендерного центра, и я. Азербайджанских девушек мы встретили в стамбульском аэропорту.
    В аэропорту Бангкока – многометровая и широкая очередь на паспортный контроль. Но появляется тайская девушка, встречавшая вип-персон Марину и Гульнару, и увлекает нас в обход. Офицер-пограничник оформляет наши паспорта и, слегка кокетничая, снимает нас на фото для нужд тайской безопасности.
    Мы свободны. Такси с левым рулем, и мы начинаем путь – слегка тошнотворный, как во сне, - у тайцев левостороннее движение, и все время кажется, что машина едет не туда и не так. Как в кошмаре. Воздух напоен самыми разнообразными запахами, и я все время принюхиваюсь, как собака, впервые вышедшая на охоту в незнакомом месте. Думаю вскользь, что тяжко, однако, придется тут тем из нас, которые аллергичны или беременны. Вечно я забегаю вперед.
    Бангкок показался мне довольно странным. С одной стороны, высотные здания - да, из стекла и металла. Тут уж ничего не скажешь – стекло, металл и пластик. С другой – обширные районы живописного и вполне трущобного вида. Как говорится, новое и старое борются между собой. Причем новое явно вооружено получше, потому вступает в бой открыто – импозантными зданиями, ярко освещенными витринами. Старое, на минутку притворившись, что его нет, - вдруг возьмет да и выставит такой квартал, от которого только охнешь и схватишься, как за сердце, за фотоаппарат. Он (квартал) забит мотоциклами, жаровнями, горшками с невиданными растениями. Тут же, у жаровень, стоит стол – вот тебе и кафе. Один или два клиента поедают то, что только что изжарилось – бананы, или креветки, или рыбу, или супчик, который я так и не отважилась попробовать. Все очень дешево, стоит буквально несколько центов, и окрестный рабочий и офисный люд, похоже, именно тут и обедает.
    Разбредаемся по гостиницам. Наши координаторы Марина и Гульнара остались в респектабельном «Холидэй Инн», а мы с Юлей держим путь в свой «Менам Риверсайд». Ехать недалеко, но - пробки. Они нипочем только мотоциклистам – их шустрые машинки шныряют там и тут, в том числе и по тротуару. А мы томимся в кондиционированном такси с полчаса, не меньше – чтобы преодолеть пятиминутный путь.
    Моя комната в «Менаме» показалась довольно неприятной своим колониальным стилем. Немножко спасают впечатление два гобелена, забытые тут с лучших времен. Отель незаметно ремонтируется, верхние этажи уже обновлены, до моего третьего прогресс пока не дошел. Окно выходит на какой-то заброшенный балкон с металлоконструкциями, и шторы лучше не открывать. Тем более, что надпись гласит: пожалуйста, держите окно закрытым, если не хотите спать с москитами. Мы с комнатой на первый раз только едва взглянули друг на друга – по опыту я знала, что уже через пару дней полюблю ее как родную. А сейчас мне некогда – на 6 часов у меня назначено свидание с Луис Херман.

    Луис
    Она - координатор Всемирной ООНовской информационной сети для женщин. Ежедневно рассылает десятки писем своей обширной сети, в которой тысячи адресов. ООНовские документы, объявления международных организаций, новости женских НПО – информация приходит от Луис практически круглосуточно. Похоже, что она даже спит в сети, время от времени кликая куда надо.
    Я не помню, как мы с ней познакомились. Столнулись где-то на одном из интернетовских перекрестков, и она включила меня в свой лист, наш электронный журнал «КавкАзия» благодаря ей получил десятикратно большую – поистине всемирную - аудиторию.
    Луис пережила огромную личную трагедию – ее сын погиб во время теракта в нью-йоркском торговом центре. Он был студент, и проходил там практику... Это уж так водится у женщин – когда мы говорим о работе, мы говорим обо всем. И работа от этого ничуть не страдает – она становится осмысленней и стереоскопичней. Но в наших разговорах много грустного, это верно.
    Мы с Луис интенсивно общались по электронке, и вот – первая живая встреча. Нервничаю в такси, высиживая в пробке. Водитель, видя мое отчаяние, пробует объяснить мне, как дойти пешком. Но у него не хватает слов, и он только машет рукой куда-то прямо, а потом налево. Не очень точный адрес. Наконец трогаемся и через пару минут подъезжаем к весьма породистому отелю «Шангри Ла», где завтра начнется наш форум. Я регистрируюсь и поглядываю по сторонам: где ты, Луис? Она находит меня сама, и мы заключаем друг друга в объятия, которые столько раз сулили в письмах.
    Обратно в свой псевдо-колониальный отель я категорически не хочу ехать на такси. Идти пешком – смелое решение. Это я поняла, пройдя примерно четверть дороги. Ее можно охарактеризовать как сплошной торговый ряд, к тому же не очень хорошо освещенный. Вдобавок пошел дождь, очень теплый и очень обильный. Я подняла голову и увидела магазин – в ярко освещенной витрине невозмутимо красовались зонтики. Бангкок явно извинялся и немножко смеялся надо мной. Зонтик и стал моей первой покупкой.
    Дома мы с комнатой внимательно посмотрели друг другу в глаза, и она показалась мне не такой уж занудой.

    27 октября
    Красный день календаря! – сегодня стартует наш форум. Ура! Интересно, как все это будет? Самое время дать общую информацию. Официальное имя: Десятый Международный Форум по женским правам и развитию. Девиз: «Как происходят перемены?» Организатор: AWID (Association for Women's Rights in Development) – Ассоциация женских прав в развитии - авторитетная канадская неправительственная организация, широко популярная в феминистских кругах. Сама себя AWID позиционирует как международную членскую организацию, связывающую, информирующую и мобилизующую людей и институции для продвижения гендерного равенства, устойчивого развития и женских прав. Свои форумы AWID проводит каждые три года (предыдущий был в Мексике, в 2002-м). Они весьма масштабны – на нынешний, например, съехалось около 1700 участниц и участников из 120 стран.
    Мне очень нравится, как выстроена программа этого форума – и как она озвучена. Она звучит как серия вопросов: какие перемены произошли вокруг нас? каких перемен мы добились сами? что мы должны изменить? «Перемены» - ключевое слово, ведь мы живем в стремительно меняющемся мире – нередко эти трансформации драматичны, для человечества в целом и для женщин в особенности. Местоимение «мы» в этом контексте подразумевает глобальное феминистское сообщество. Все очень серьезно. Вот для чего мы собрались сюда – вопрошать и находить ответы как ключ к практическим действиям. Be stimulated, be provoked, be inspired – энергично говорит программа. Импульс, стимул и вдохновение – вот что увезем мы отсюда, если все получится.  

    Чаофрайя
    Но сначала было рабочее совещание представителей нашего региона – Центральной и Восточной Европы и стран бывшего СССР. Это дополнительное меропритяие, оно сверх-плановое для программы. О нем мы договорились заранее еще находясь у себя дома, и поскольку другого времени в плотном графике форума было не найти, решили проводить его в 7.30 утра. Таким образом, вставать надо было, в 5.30 – чтобы успеть выпить кофе, прийти в чувство и доплыть до «Шангри Ла».
    Доплыть! О пробках я уже рассказала, да? Для того, чтобы избежать их, в Бангкоке есть замечательная река Чаофрайя. Что бы мы делали без нее? Отели, расположенные на берегу, имеют свои мини-флотилии, которые охотно используют гости. Река довольно большая – поменьше Волги или Дуная, но побольше Енисея или Риони. Достаточно спокойная, мутная, плотно уставленная зданиями, домами и домишками на сваях по колено в воде. Настолько плотно, что набережные как таковые отсутствуют.
    Итак, 27 октября, мутная, но величественная Чаофрайя. 7 утра, пристань славного отеля «Менам Риверсайд». Собираемся возбужденные, праздничные. Находим коллег и знакомых из разных стран. С радостью вылавливаю из толпы Эльмиру Шишкараеву и Гульнару Ибраеву из Бишкека, москвичку Наташу Бердникову, Ванду Новицкую из Варшавы, Даниэлу Драгичи из Бухареста. Собирается группа человек в 30-40 - ранние пташки, летящие на наш региональный «кокус». Служитель отеля предлагает всем по очереди крепкую мужскую руку для безопасной погрузки в катер. Чаофрайю слегка штормит, катер и пристань ходят ходуном. Твердая рука как механическая опора явно кстати, но многие обходятся своими силами из чисто феминистстких убеждений. Грузимся и бодро плывем (идем!) в «Шангри Ла».

    Ночью
    По славной холерической традиции, не спится нашей Гале П. Меж тем вставать завтра в пол-шестого. Вместо того, чтобы предаться сну, думаю разные мысли. Некоторые из них довольно наивны, как я понимаю, но они лезут в голову, и их приходится терпеливо думать, мирясь с наивностью.
    Всю долгую дорогу из Тбилиси в Бангкок мы с Мариной много говорили. Один раз она сказала примерно следующее: беда в том, что работая, мы иногда забываем главное, ради чего работаем. Для чего? Для того, чтобы самым обычным, «простым» женщинам жилось хоть чуточку легче. Чтоб им в итоге каждого года нашей работы на чуть-чуть прибавлялось прав, защищенности, достоинства, уверенности в себе. Чтоб наши карьеры, как сообщающиеся сосуды, были бы связаны с общим положением женщин.
    Сегодня много говорилось о радикальности – о том, как вернуть ее феминизму. «Время разозлиться снова!» - воскликнула одна ораторша. Сейчас я внутри себя бессонно фантазирую. Сколько стоят комнаты, в которых мы живем? Наверное, в среднем 50-100 долларов сутки. Умножаем эту сумму на 4 дня, умножаем хотя бы на 1000 участниц/ков... Отдаем эти деньги на тайское женское движение, а сами перемещаем Форум на лужайку и в палатки. Достаточно радикально? Развиваю эту социальную утопию и так и этак, нахожу разные преимущества. Но понимаю, что многих своих участниц форум, наверное, не досчитался бы... Это во-первых. Во-вторых, он не был бы продуктивным, ибо для работы, как ни крути, нужны столы и микрофоны, переводчики, кофе, телефон, интернет, проекторы и наушники... (в скобках я ехидно думаю, что, может быть, к лужайкам все и идет? Многие выражают тревогу, что денег «на гендер» все меньше).
    Параллельно – вторым коридором – думаю о том, какой будет обложка нашего журнала. Хорошо бы на фоне Чаофрайи поставить разных женщин – в разнообразных одеждах, с разными оттенками кожи и разрезом глаз – и снять длинный ряд, чтобы хватило на обложечный разворот.
    И совсем фоном, оказывается, я все время думаю о смерти. Моя подруга потеряла мужа, и я все время помню об этом, все время ощущаю это пустынное место вокруг нее. Она говорит, молчит, улыбается - но эту запретную зону не перейти, не нарушить.

    28 октября
    Форум вступил в зрелую фазу своего развития. Все приветствия сказаны, радость и воодушевление сменились деловитостью, программа испещрена галочками и напоминалками, и у каждой из нас миллион встреч и дел. Не забывайте, что мне еще нужно взять много интервью у спорадически возникающих и бесследно пропадающих коллег. Упустив, найти кого-то в этом броуновском движении просто невозможно. Кстати говоря, ночью я все-таки встала и набросала списочек потенциальных интервьюируемых. Было аккурат четыре часа утра. А сейчас 7.30 утра – на «кокус» слегка опаздываем всем «Риверсайдом»...
    Я придумала, какой можно будет попробовать сделать обложку! Когда все грузятся в катер, я иду на нос и прошу посмотреть в объектив. Потом разглядываем кадр и обсуждаем его достоинства. Коллективное творчество! Мне снимок нравится. Если дизайнеру и редколлегии понравится тоже, то ему и быть обложкой.


    Я – вполне оголтелая феминистка
    Пленарное заседание в этот день начинается фильмом об экологии. Все меньше чистого воздуха, пресной воды, энергоресурсов. Все жестче эксплуатация, все шире разрыв между условиями существования тех, кто обладает этими ресурсами – и теми, кто их лишен. И так уж устроено в человеческой цивилизации, что среди этих последних амортизатором по сглаживанию ударов приходится быть женщинам. Будь то глобализация, фундаментализм, терроризм или экологичесике катастрофы – «крайними» всегда оказываемся мы. Женщины из бедных стран и из нижних социальных слоев – в особенности.
    Все-таки молодцы организаторы форума, и молодцы докладчицы, молодцы мы все! Здесь просто нет тягомотных выступлений, коими, бывает, грешат наши мероприятия. Здесь что ни выступление – то в точку. Уши слышат, сердце чувствует, спящих нет. Мои органы чувств уже натренированы, и мне не надо напрягаться анализом, чтобы понять – ценное это мероприятие или нет. Если глаза мои вдруг увлажняются изнутри, как окна осенью, а сердце ёкает, как в самолете, - значит, не зря приехала. И еще бывает такой сестринский любовный порыв ко всем нам, упрямым в своей вере и борьбе, зацикленным на дискриминации (которую никто не отменял) – любовный порыв к дорогим оголтелым феминисткам, легким мишеням для безнаказанных шуток. (Вот приеду домой и закажу себе давно задуманные визитки: «Галина такая-то, оголтелая феминистка, телефон, и-мейл, факс». Ибо есть от чего... оголтеть.)

    Массаж
    Необходимо написать и про него. Все-таки это яркая  местная достопримечательность – ни одна из тайских туристических реклам не обходится без упоминания массажа, все отели предлагают его наперебой - для разных частей тела и по самым разным ценам. Да что там отели – массажные кабинеты в центре столицы следуют друг за другом на расстоянии не далее пяти метров один от другого. Их конгломераты кучкуются вблизи отелей и других мест обитания иностранцев.
    Но сначала я, как обещала, расскажу о бригаде массажистов, которая оздоравливала нас непосредственно в регламенте форума. Испытав другие виды массажа, я вынуждена признать, что на форуме нам предлагали его самую целомудренную разновидность. Нам массировали спину, руки и затылок. Видно было, что «форумные» массажисты – классные специалисты, за пятнадцать минут без лишних движений они могли сделать вашу спину заново. У многих из нас на время форума притихли остеохондросы и радикулиты. Это был, так сказать, деловой массаж – то есть строго по делу, без всякой вкрадчивости.
    Вчера вечером мы с подругой-москвичкой Наташей испытали и другую разновидность -  массаж ног. На Галю П. это произвело неожиданно тягостное впечатление и вызвало серию новых наивных мыслей. Мы забрели в какой-то «ногомассажный» салон рядом с нашим «Риверсайдом». Наташа выступала в роли подстрекательницы и гида – вчера она уже приобщилась к процедуре, а я еще нет. Мы ложимся на лежаки, нас укрывают пледами, погружают ноги в тазики с теплой водой, ласково вытирают, смазывают чем-то пахучим и начинают растирать, разминать и поглаживать. По ходу Наташа просвещает меня и заодно ворчит на своего массажиста. Потом не выдерживает и спрашивает у «моего»:
    - Он что, ученик?
    - Вовсе нет, мадам, почему вы так решили? – «мой» массажист слегка встревожен.
    Наташа говорит мне по-русски: «Он все время смотрит на его руки и просто старается повторить его движения, он ученик всего-навсего...»
    Тот, что массирует мои ноги, что-то говорит своему коллеге, и он перестает коситься на руки наставника. «Ну вот, - говорит Наташа, - теперь вообще черт-те что будет делать, без руля и без ветрил» - «Сама виновата, - говорю я, - не надо было мешать учебному процессу».
    Ученик – мальчик лет 17, не больше. В стране, где тотальная безработица, можно легко догадаться, как стремится он получить эту работу. Он тонкий, нежный, у него изящные руки – как и его у учителя, впрочем. Тайцы и тайки вообще очень изящны и грациозны, а руки у них просто потрясающие – смуглые, с длинными пальцами, тонкой сухой кожей и овальными ногтями.
    Меж тем расслабиться не удается. Я лежу и чувствую себя униженной. Это трудно объяснять и нелепо, наверное, но что уж тут поделашь. Я чувствую себя – как бы это выразиться пояснее? – униженной самой собой и ситуацией в целом. Какое тут расслабление? Я вспомнила свою подругу Анне из Швеции, которая сказала мне однажды, что она и ее друзья принципиально и категорически против использования домашней прислуги. Принцип у них такой – обслуживать себя только своими силами. Конечно, тут многие скажут, что есть люди, которые готовы и хотят делать такую работу, что это способ трудоустроиться для них... На что Анне спокойно и твердо говорит, что если такой работы не будет, они найдут способ трудоустроиться по-другому, более достойно и интересно. Замечательное качество – последовательность: если ты исповедуешь равенство, то исповедуй во всем и без перерыва на мытье окон.
    Я хотела прояснить свои ощущения, но, по-моему, запутала еще больше. Короче говоря, я лежала и думала о том, что вот этот массаж – вопрос не медицины, нет. Это вопрос власти. Язык тела говорит об этом со всей очевидностью: удобно полулежащие массируемые - и коленопреклоненные у их ног массажисты. Для контраста представьте себе другую пару: больной и доктор. Там доктор тоже может как угодно склоняться над больным, но – властные отношения там другие, не так ли? Именно доктор имеет власть и «заказывает музыку», а пациент робко заглядывает ему в глаза. (Хотя... если пациент не очень болен и очень богат... – но не будем отвлекаться).
    Я подумала, что надо обязательно написать об этом и очень хотела сфотографировать процесс. Но у меня не хватило цинизма. Я застеснялась и сунула фотоаппарат обратно в сумку.

    29 октября
    Сегодня очень важный и трудный день для нас с Мариной и для наших коллег из Украины и Кыргызстана. Дело в том, что мы проводим на форуме свою сессию, которая называется «Новые революции – старый сексизм: изменения в Грузии, Украине, Кыргызстане» Мы хорошо подготовились еще дома, основательно обсудили предстоящие презентации здесь, накануне. Однако своими текстами не обменивались и о их содержании друг другу не рассказывали. Тем интереснее будет слушать. Я расскажу об этом по порядку, когда подойдет время, пока что – утро, время нашего регионального совещания.
    Третий «кокус» – последний в этой серии. Мы должны планировать работу на будущее. Коллеги из исламских стран говорят о том, что фундаментализм наступает, что государственные власти не только не не противодействуют ему, но часто едва ли не пособничают.
    Много рассуждений о гендерном мэйнстриминге – то есть включении гендерного подхода во все направления государственного развития. Сколько надежд возлагалось на этот подход! Практика показывает, что чуда не произошло, усилия по «гендеризации» просто растворились в этих направлениях. Ася Посадская-Вандербек в этой связи говорит: «Надо посмотреть – может быть, пора говорить о гендерном «аут-стриминге»? То есть о его отдельной, специальной и специфической фокусировке?
    Мы обмениваемся информацией на будущее, и опять я норовлю со всей Коалицией «КавкАзия» втиснуться в плотный регламент совещания. Отчаянно спеша, я стараюсь застолбить наше существование в сознании коллег, но ведущая Ванда Новицкая жестко пресекает меня: сейчас не время для презентаций. Это не презентация - упорствую я - а вполне практическое объявление, дайте мне досказать. И продолжаю: летом, в июле, мы проводим Четвертую Международную конференцию под рабочим девизом «Журналистика и гендерные сети: взаимодействие и поддержка во имя равенства». Это – хороший повод для того, чтобы вы, коллеги, направили бы к нам журналистов, с которыми вы сотрудничаете, которым вы доверяете. Это укрепит наше общее сотрудничество в регионе...
    Меня выслушали невнимательно. Ну ладно, подумала я, сейчас некогда – наверное, после кое-кто подойдет, чтобы уточнить и договориться. Ничего подобного – никто не подошел. Я укрепила в себе горький вывод о том, что мы мало думаем о перспективе и о реальном сотрудничестве. То, что мои коллеги «по гендеру» не понимают той роли, которую могут играть медиа, - давно стало моим хроническим ощущением...
    Чего я добивалась? Пользуясь служебным положением редактора, объясняю сейчас еще раз. По моему глубокому убеждению, журналистов/ток необходимо сделать составной частью наших усилий. Я полагаю, что предстоящая гендер-медийная конференция (финансировать ее вновь согласился гендерный департамент БДИПЧ ОБСЕ) – очень подходящий случай для того, чтобы региональные сети прислали на нее хотя бы по одной журналистке. В итоге было бы логично и разумно встроить медийный компонент в наше региональное взаимодействие НПО, тем самым укрепив его. Чего тут не понятного?
    Теоретически все разделяют эту не новую мысль, но воплотить в практику не особенно стремятся. Это как с Пекинской Платформой – всем она вроде бы нравится, но почему-то никак не станет руководством к действию...


    Радикализм и отвага
    Пленарное заседание прошло на подъеме. Как нам построить сильное движение, которое было бы устойчивым, эффективным и мобильным? Хороший вопрос. Главное – новый. Лет ему примерно столько же, сколько женской активности, начиная с суфражисток – а может, и пораньше. Запомнилось выступление Энисы Эминовой, активистки рома из Македонии. Она выступила примерно так: «Одна белая феминистка назвала меня квази-феминисткой. Я посмотрела в словаре иностранных слов и поняла, что приставка «квази-» значит «недо-». Значит, меня она назвала недо-феминисткой, пред-феминисткой, не совсем феминисткой... То есть, по ее мнению, «полноценный» феминизм делается только в привилегированных университетах белых стран? То есть мне, цыганке, по определению не положено участвовать в его выработке?»
    Молодец, Эмина! К ряду черные - белые, богатые – бедные и т.д. можно прибавить еще два полюса: интеллектуалы – практики. То, что проблема есть, очевидно – особенно почему-то для практиков. Высокая теория взращивается в престижных (западных!) университетах, а грешная земля вспахивается сохой активистов. Женское движение разваливается на эти пласты. «Теоретики» варятся в своем сообществе, «практики» даже не пытаются понять, о чем они там, из интеллектуальных высей? Да кто ж спорит – нужна теория, нужны исследования, нужна феминистская философия и все другие науки. Однако как бы это так немного сблизить одно с другим?
    Эмина говорит: «Я на нее обиделась. Я написала, что не позволяю навешивать на себя ярлыки, что я сама выбираю, на каком фронте мне воевать... Сначала моя белая оппонентка спорила, но конце концов она согласилась, и мы примирились. Моя подруга, которой я рассказывала об этой дискуссии, сказала мне: вы выиграли обе, потому что договорились».
    Эмина продолжает: «Я считаю себя частью глобального женского движения. Мы добиваемся улучшения положения женщин на планете и в каждой стране. Но почему мы признаем двойные стандарты? Почему мы продолжаем пользоваться ими? Я спрашивала у наших цыганских женщин-свекровей: их невестка-цыганка должна быть девственницей? Да, конечно, говорили они мне, а как же иначе?! Я спрашивала: а если свою молодую жену ваш сын привез из Европы? Ну, говорили они, тогда, может быть, другое дело...»
    Сильвия Тамале, исследовательница, активистка и первая женщина-декан юридического факультета в Уганде, говорила об африканском феминизме – ярком, стремительно развивающемся. Она тоже говорила о внутренних вызовах глобального движения: разрыве между феминистской теорией и практикой. О том, что карьеризм глубоко въелся в наши ряды. О том, что наступающий фундаментализм и экстремизм для женщин означает усиление прессинга. «Они стараются всеми силами удержать дискриминирующие традиции, такие, как, например, тесты на девственность. Они говорят: это наши традиции, это нормально. Но когда было рабство, нас тоже убеждали, что это нормально и что это естественный порядок вещей. Сегодня нас, женщин, заставляют чувствовать себя социальными париями, маргинальным слоем. И сегодня нам, как никогда, нужен радикализм и отвага».
    Медея Бенджамин - активистка из США и лидер женской группы Code Pink, известной своими смелыми и нестандартными выступлениями против войны в Ираке. Захватывающий рассказ об акциях Code Pink Медея предварила словами: «Я чувствую себя неловко перед вами за то, что мы до сих пор не смогли сбросить наше правительство и президента, развязавших войну в Ираке. Было бы справедливо, если бы Джордж Буш предстал  перед военным трибуналом за эти преступления. Ведь на самом деле это война за нефть, а не за демократию». Code Pink организует демонстрации и пикеты, марши протеста, организует совместные акции матерей погибших солдат – иракцев и американцев. Несомненно, это требует, помимо всего, большой политической смелости. В заключение Медея призывает всех нас у себя дома организовывать протестные акции у посольств США с требованием прекратить войну.

    Вечером
    состоялся ужин. Завтра у нас еще полдня работы по программе, а сегодня – предварительное прощание и пред-завершение. Все-таки не зря я столько хвалю AWID за творческую организацию – ужин тоже оказался очень интересным и содержательным. Пожалуй, я не буду останавливаться на национальном меню, подсвеченных фонтанах и разноцветных фонарях на берегу Чаофрайи. Перейду сразу к делу.
    Гвоздь программы – трансвестит-шоу «Малайзия». На сцене стремительно появился пластичный молодой человек и под музыку стал красиво и очень динамично надевать на себя женскую одежду. Пара минут – и перед нами была очаровательная эстрадная дива, которая пластично двигалась под музыку. Кажется, там был еще текст на тему того, что мы вправе выбирать, кем быть – мужчиной или женщиной. Выходили трансгендерные люди в женской эстрадной одежде и слаженно танцевали. Вел программу трансгендерный человек, который/ая сказал/а примерно следующее: мы тоже женщины, мы тоже нуждаемся в защите наших прав и мы солидарны с вами. Я сейчас пишу – будто по минному полю иду: мне очень не хочется кого-то обидеть или, с другой стороны, придать событию больше значения, чем оно того заслуживает. Было весело и ярко, никакой трансгрессии я не ощущала. Люди на сцене, одетые по-женски, выглядели по-разному: некоторые, по-моему, и были женщинами, другие – явно другие. Были и нейтральные варианты.
    Шоу – вещь, конечно, не для глубокомыслия. Но на этот раз легкая форма несла в себе нешуточные вопросы. Вопросы о теле. Об этом так или иначе много говорилось и на самом Форуме.  Кому принадлежит твое тело? Твоей кульуре или тебе? Распоряжаться им должны традиции – или ты сам/а? Ясно, не одна я думаю об этом во время трансвестит-шоу. Группа «Малайзия» известна в регионе как слегка скандальная. Это коммерческий проект Ассоциации защиты прав сексуальных работников. Единственный это проект Ассоциации или есть еще другие, к сожалению, выяснить не удалось.
    После вечера на всех парах, как бывалые речные волки, «идем» на катере в отель по маслянистой Чаофрайе. В лодку заносит теплые парные брызги, берега увешаны гирляндами огней. Мы говорим о том, каково это – быть «не таким». Это для вас я не такой, а внутри себя я – такой, как есть... Какой путь прошел каждый, сколько пережил драм на всех этапах осознания себя, сколько атмосфер давления претерпел со стороны других людей? И в итоге нашел в себе мужество радикально поменять жизнь – при помощи скальпеля, смены документов, смены привычек, окружения, всех полюсов жизни... Такое мужество и такая решимость – достойны уважения, это точно. Кстати говоря, Таиланд преуспел в развитии этой отрасли медицины и славится клиниками по перемене пола.

    30 октября
    Последний день Форума – даже не день, а полдня. И не работа, а эмоции. Хотя кто сказал, что эмоции – это не работа? В начале пленарки прошла серия блиц-выступлений из зала. Народ выходил и говорил, что у кого накопилось. Я записала наиболее интересные цитаты:
    «Работая у себя дома, мы часто чувствуем безысходность, а тут мы укрепили себя, почувствовали частью глобальной сети».
    «Я много нового узнала о женской отваге, я горжусь, что мы такие смелые».
    «Больше надо говорить о правах лесбиянок!» (еще больше? – Г.П.)
    «Надо снизить регистрационный взнос для участия в Форумах AWID» (сейчас – в среднем около 300 долларов США – Г.П.)
    «Мы, женщины, должны научиться говорить «нет».
    «Надо глубоко изучать экономику, ибо это – базис».
    «Мы должны наладить более продуктивное сотрудничество между мировым феминизмом и другими глобальными движениями».
    «Нам надо привлекать к сотрудничеству побольше мужчин-феминистов».
    «Может быть, нам нужны маскулинные движения за равноправие?»
    «Тематика ВИЧ/СПИДа должна стать частью глобальной феминистской повестки дня»
    «У меня есть ощущение, что мы можем сдвинуть горы!»
    После этих эмоциональных выходов состоялось как бы суммирование того, о чем мы говорили на протяжении трех дней с раннего утра до позднего вечера. Но как можно суммировать космос? Или море? Заключительные выступления касаются не тем и даже не направлений – они еще раз расставляют акценты. В философском смысле.
    И это действительно важно. Вопросы идентичности и разнообразия, меньшинства и большинства. Ведь у нас множество идентичностей, и они не высечены в камне раз и навсегда. Это субстанции переменчивые, как сама жизнь. Работая на конкретном поле и по конкретному поводу, не худо бы лишний раз задаваться этими вопросами.
    Или – наши тела. Мы уже говорили об этом.
    Или – вопросы, связанные с категориями удовольствия, наслаждения. Об этом много говорилось в предыдущие три дня, и это действительно важные вопросы, фундаментальные для глобальной феминистской политики. Это вопросы важные и для нашего повседневного существования. Для нашей безопасности. Проблематику удовольствия (с удовольствием, чуть не сказала я) разрабатывает рынок, предлагая разные товары. Но философский смысл понятия в приложении к мужчинам и женщинам в разных культурах - осмыслен мало. И еще меньше задумываемся мы об этом в ходе повседневной практической работы.
    После пленарки усиливается прохладный прощальный сквознячок, который выдувает участниц из зала заседаний и из коридоров. Кто-то делает последние снимки, кто-то спешно добирает интервью, у кое-кого уже чемодан в руках. Грустно. Я беру последнее интервью у Джейн Барри из Urgent Action Fund, и на наших глазах обширный вестибюль пустеет, и уже уносят столы и стулья, и прислуга нетерпеливо поглядывает на нас, и концентрация разлуки сгущается. Все. Форум окончен.

    Массаж еще раз - и даже два
    Я переезжаю в другой отель и мне кажется, что приехала в Бангкок заново. Грущу еще какое-то время и – что делать? - начинаю новую жизнь. Наконец-то я могу не спеша окунуться в ревущую жизнь бангкокских улиц. С удовольствием блуждаю, открываю новые уголки, не устаю восхищаться обилием и разнообразием уличных скульптур. Все это – в полном одиночестве, обсудить увиденное могу разве что с фотоаппаратом.
    И все время натыкаюсь на рекламу массажа. Наконец соображаю, что это намек. Форум завершен, работа сделана, а у меня еще целых два с половиной дня. Самое время испытать полноценный тайский массаж, поставить жирную галочку и - точку.
    Я не могу назвать себя любительницей этой оздоровительной процедуры, хотя честно пыталась постичь, по поводу чего восторги тех, кто понимает. Однако те считанные разы, когда я это над собой делала, мне никогда не было комфортно. Наверное, мое астральное тело какое-то капризное – легко мнется и протестует. Однако в Бангкоке, поддавшись общему массажному психозу, я решила испытать и то самое –  собственно тайский массаж. Вы спросите – а до этого был разве не-тайский? Рекламные проспекты, уличные афиши четко разделяют: массаж ног, рук, лица, спины и – традиционный тайский массаж. Отдельной строкой. Стало быть, это – что-то другое?
    Иду в салон рядом с отелем, меня провожают на второй этаж, приносят просторную шелковую пижаму и просят переодеться. Кабинки разделены легкими перегородками, свет приглушен.
    Приходит девушка, и массаж начинается. Она чрезмерно нежно и чересчур долго, на мой взгляд, разминает и поглаживает мои пальцы, икры, бедра. (Где вы, суровая бригада массажистов с форума?) Девушка основательно работает над моими пахами и внутренней поверхностью бедер. Самое напрягающее для меня то, что она делает это не только своими руками, но и ногами, всем телом, даже концы ее длинных волос участвуют в процедуре. Процесс выглядит как череда весьма интимных взаимодействий. В итоге она переворачивает меня на живот и садится на меня верхом. Это уже слишком.
    Сначала массаж меня озадачил, потом смутил, потом рассмешил. В конце я сказала 27-летней девушке Мяэ (естественно, мы с ней познакомились в процессе): «Мяэ, если бы ты была мужчиной, то была бы обязана жениться на мне - как честный человек». Она не особенно поняла, по всей видимости, но рассмеялась от души. Я еще многое хотела бы узнать, но в салоне никто не владел английским хотя бы в том скромном объеме, что я.
    Однако я узнала, что Мяэ замужем и ждет «бэби», что работой довольна и что муж не возражает. Ну и ладно. Можно представить, как бодрит тайский массаж европейских и вообще мужчин. За стенками я слышала преимущественно мужские охи и вздохи – расслабляются, бедняги. Тренируют волю.
    Однако мне массаж не дал ничего, кроме размышлений. Более того, спина моя, натруженная спортивной юностью, снова заявила о себе. Вечером, когда нужно было уезжать, у меня оказалось свободное время. Спина болела, и я вспомнила, что клин вышибают клином... Не ехать же домой с больной спиной! Я пошла в тот же салон и очень доступными словами и жестами попросила, чтоб мне за те же деньги вместо «тайского» массажа сделали просто очень хороший массаж спины. При этом я напирала на то, чтоб массажистка была опытной и чтоб на меня никто не садился.
    Мне все обещали, повели давешней тропой наверх. Переодели, уложили. Пришла девушка постарше - и сделала все то же, что и вчерашняя. Правда, перевернув меня на живот, она не уселась на мою поясницу, а удерживала свое тело на некотором отдалении. Как всадник или велосипедист на финише.
    Однако спина моя поутихла. Наверное, испугалась, что я захочу повторить это еще раз.

    Домой
    Наш рейс в полночь. Мы с Мариной снова летим через Стамбул, и с нами вместе коллеги из Азербайджана и Молдовы. В ожидании посадки у нас происходит что-то вроде мини-сессии, впечатления от работы и жизни требуют выхода и обсуждения. В самолете тут и там возникают знакомые лица – Форум разлетается по домам...
    Я везу с собой Маугли, девушку Мяэ, речку Чаофрайю, Золотого Будду и несколько персонажей с Форума. Я думаю, что они расположились в моем сердце надолго. И еще я думаю, что эти мои эмоции и запавшие в душу образы вовсе не второстепенны, нет. Это не отходы, не сопутствующий материал, не отработанная порода. Я думаю, что это сама работа и есть. В этом ее стереоскопичность и квадрофония. В этом ее гул и свечение.
    Вот почему я так подробно, дотошно, - а порой, может быть, и назойливо, - постаралась донести до вас мои семь празднично-рабочих дней в Бангкоке.

    Категория: дневники | Добавил: Gall (05.11.2009)
    Просмотров: 934 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]