ЧТО МОЖЕТ ДИАСПОРА? как минимум, помочь мигранту в интеграции Асилбек Эгембердиев, Россия/Кыргызстан фото Галы Петри
само понятие «диаспора»
становится размытым. Есть граждане России нетитульных национальностей, а
есть временно проживающие трудящиеся мигранты. Они также являются
представителями соответствующей диаспоры. Она должна объединять и
решать по-настоящему важные проблемы. В России проживают около 200 этносов. Она остается самой большой принимающей страной бывшего «нерушимого» союза, занимает второе место в мире по числу трудящихся мигрантов. Их число, по официальным данным, 10 млн. человек, по некоторым неофициальным - превышает в разы. Это – не считая граждан бывших союзных республик, имеющих одновременно российское гражданство и находящихся в стране на заработках. Многие рассматривают Россию как свою вторую родину. Она является, как правило, приоритетной при выборе места для получения образования, работы. Большое значение имеет в бывших союзных республиках и статус русского языка. Однако сегодня в России нет системного механизма содействия трудоустройству и интегрирования граждан СНГ. Интеграция через миграцию могла бы дать плоды, если бы к этой работе были подключены руководители автономий и национальных диаспор. Для этого необходим ряд проектно-простроенных действий и соответствующие изменения в федеральное миграционное законодательство. Диаспора, несомненно, должна стать важным инструментом не только в реализации прав мигрантов, но и в осуществлении осмысленной российской миграционной политики. Сегодняшнее состояние трудовой миграции и основных аспектов интеграции порождает, как правило, непонимание, а то и страх и даже ненависть местного населения по отношению к приезжим, что в результате почти неизбежно приводит к насилию. В свою очередь и насилие, возникающее в подавляющем большинстве случаев лишь на бытовой и межличностной почве, очень скоро приобретают черты конфликтов межнациональных, межэтнических и межрелигиозных. Политика, проводимая органами власти, прежде всего, Федеральной миграционной службой РФ, неэффективна. Применяемые в настоящее время правила легализации не могут считаться нормальными и способствующими успешной миграции и трудовой деятельности граждан, приезжающих в Россию именно для того, чтобы трудиться. Нормы квотирования устарели, но им нет замены, в результате мигранты вынуждены искать спасение в коррупционных способах, неизбежно приводящих к подпольной трудовой деятельности. Тысячи высококвалифицированных специалистов работают отнюдь не по своей основной специальности. С ними некому проводить работу по отбору на имеющиеся вакансии, в которых реально нуждается рынок труда. В итоге расцветает неформальный сектор, коррупция, этнически ориентированный подпольный бизнес, преступность. В результате - рост социальной и межэтнической напряженности. Необходимо сформировать механизмы, которые позволят профильным общественным организациям осуществлять свою деятельность. Как видно, устойчивых связей национальных диаспор с профильными неправительственными организациями нет, что удивительно. В свою очередь, руководство ФМС, как правило, игнорирует большинство инициатив общественности, что тоже странно. Конструктивно настроенная общественность крайне нуждается в содействии со стороны российских властей. На основе ныне действующих профильных НКО можно создавать образовательные центры по обучению мигрантов русскому языку и культуре, правам человека. Не знающие элементарных законов приезжие зачастую становятся жертвами нечистоплотных сотрудников милиции, криминальных элементов и работодателей. Важную роль диаспоры могут сыграть в формировании здорового образа жизни трудовых мигрантов. Они имеют для этого достаточно широкий творческий и активистский потенциал, но их никто не поддерживает. Часто от поддержки общественных организаций соотечественников и мигрантов отказываются даже посольства. Так, в Москве каждый год усилиями одного из ОО кыргызстанцев проводятся спортивные соревнования на более чем тридцати площадках Москвы. Активисты сами договариваются с местными жителями и органами власти и проводят такие мероприятия. Сами! Без чьей бы то ни было помощи. А ведь они делают важное. В итоге нужно признать, что государственные структуры России явно недостаточно взаимодействуют с диаспорами. В результате в мигрантских кругах усиливается влияние криминальных элементов и асоциальных явлений. Важно, чтобы партнёрское взаимодействие становилось не только регулярным, но и имело хорошо продуманную, долгосрочную основу. В этом случае реальны положительные изменения в межэтнических отношениях, а также – снижение остроты конфликтов.