ЮЖНЫЙ КАЗАХСТАН ЛОЯЛЕН однако не застрахован от проблем, если ситуацией не управлять Хадича Абышева, Марат Джакупов, Казахстан фото Рано Бободжановой, Таджикистан
Развитие ксенофобии справедливо связывают с тяжелым экономическим положением людей, понижением социального статуса целых общественных слоев, что способствует росту "комплекса неполноценности" и побуждает искать конкретных виновников всего происшедшего со страной, с обществом, с каждым отдельным человеком. Чаще всего такими виновниками оказываются чужаки, которые находятся в непосредственной близости от пострадавших, и потому на них удобнее и проще сорвать злобу. Подобно другим социально-психологическим явлениям, нетерпимость коренится как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Люди всегда склонны воспринимать и оценивать жизненные явления с точки зрения этноцентризма, т.е. сквозь призму традиций и ценностей собственной группы, выступающей в качестве эталона: «Мы» (свои) лучше, чем «Они» (чужие). Ксенофобию усиливает боязнь личности потерять свою культурную и социальную идентичность в результате изменения контекста межличностных отношений, который происходит при появлении в его окружении, в социуме иностранцев, т.е. носителей другой культуры, ментальности, истории. Ксенофобские настроения переживаются болезненно не только теми, на кого они обращены, но и теми, от кого они исходят. Нередко ксенофобия одних по отношению к другим встречает ответную, зачастую еще более жесткую реакцию. Таким образом, ее рост приобретает черты геометрической прогрессии, что особенно заметно в кризисных ситуациях. Проблема миграции и нетерпимость по отношению к мигрантам, остро вставшая в последние годы перед Казахстаном в связи с ростом миграционных потоков, имеет множество аспектов: - появление в некоторых сообществах мигрантов формирования замкнутых корпоративных групп по этническому признаку в качестве ответной реакции на случаи этнической дискриминации в отношении мигрантов; - снижение уровня толерантного восприятия культурных различий и соответственно распространение ксенофобских настроений; - активное и не всегда позитивное воздействие СМИ на формирование этнического самосознания, атмосферу межкультурных и межэтнических отношений, формирование и тиражирование этнических стереотипов по отношению к трудовым мигрантам.
Есть три спопоба решения миграционных проблем: Но миграционные проблемы традиционно решались несколькими способами: Первый - не допустить мигрантов (особенно временных трудящихся мигрантов и лиц, ищущих убежища) в общество, лишив их перспектив интеграции. Второй заключается в том, чтобы заставить мигрантов отказаться от собственной культуры и ассимилироваться с образом жизни большинства. Третий способ - проводить политику, которая позволит всем членам общества - мигрантам и принимающему их населению - выражать их собственную культуру и убеждения при условии соблюдения ими правовых норм и признания ряда общих социальных ценностей. В то же время необходимость осуществления целенаправленной государственной политики на этом направлении становится все более очевидной. Мигранты, прибывающие из зарубежных стран, как правило, недостаточно владеют местным языком, знаниями о культурном наследии и истории, основами национального законодательства и реалиями казахстанского быта. Сами этнические мигранты далеко не всегда ориентированы на освоение принятых в среде принимающего города обычаев и норм поведения. Отсутствует образовательная инфраструктура, позволяющая мигрантам из зарубежных стран повысить свой уровень владения местным языком, получить другие знания, которые помогли бы им адаптироваться и интегрироваться в принимающее общество. Посещение подобного учебного курса как обязательное условие получения рабочего места до недавнего времени оставалось лишь рекомендацией отдельных ученых и экспертов. Прибывающие в Казахстан мигранты вынуждены адаптироваться к новым условиям жизни. Так и коренные жители городов, находясь в постоянном контакте с мигрантами, своим отношением упрощают или, наоборот, усложняют процесс их социализации и адаптации. Психологическая установка на терпимое, толерантное восприятие окружающего мира - основное условие нормальной интеграции мигрантов. Поэтому, чтобы интеграция прошла успешно, соответствующие встречные усилия должны предприниматься и со стороны принимающего общества. Мигрантам необходимо гарантировать такие условия, при которых они будут в состоянии реализовать свой потенциал и оправдать ожидания. Отсутствие интеграционной политики ведет к изоляции и маргинализации мигрантов и их детей. Рост числа неблагоприятных и изолированных сообществ мигрантов (гетто) влечет за собой высокие социальные и финансовые издержки. Это может сказаться на общественной безопасности и привести к тому, что другие члены общества будут чувствовать угрозу, исходящую от приезжих. Риск в данных ситуациях заключается в том, что мигранты и представители других меньшинств могут начать искать агрессивные способы выражения собственной неудовлетворенности и утверждения своей идентичности. Все заинтересованные стороны - сообщества мигрантов, институты гражданского общества, национальные и местные органы власти, а также частный сектор - имеют шанс, действуя сообща, предотвратить негативные последствия миграционного процесса. Отечественный и мировой опыт современных мегаполисов показывает, что при неизбежности значительных миграционных потоков сфера образования и воспитания в сотрудничестве с медицинскими и социальными службами способна обеспечить социокультурную и прежде всего языковую адаптацию детей мигрантов и тем самым в значительной мере предотвратить их маргинализацию. При сравнении опыта, накопленного казахстанским мегаполисом, с политикой в сфере адаптации мигрантов, которую проводят ведущие мегаполисы мира и государства, можно сделать вывод о том, что казахстанское образование движется в русле основных тенденций развития образовательной политики тех государств и городов мира, которые, как и в Казахстане, принимают большие потоки мигрантов - представителей иных, по сравнению с коренным населением, языков и культур. Образование играет ключевую роль в адаптации и интеграции мигрантов. Поэтому данные вопросы должны найти отражение и в нормативных актах Министерства образования Республики Казахстан. Безусловно, необходимо стремиться к соблюдению вышеозначенных приоритетов, определенных руководством государства, тем более что русскоязычные мигранты имеют больше шансов на успешную и быструю интеграцию в местное сообщество. Однако государственная система адаптации и интеграции мигрантов должна быть выстроена таким образом, чтобы гарантировать успешную интеграцию мигрантов любой этнической и религиозной принадлежности, из любой страны исхода. Ведь, каким бы сильным ни было стремление снизить уровень иммиграции из близлежащих государств СНГ, в глобальном масштабе будет продолжаться воссоединение семей и решаться вопрос о привлечении трудовых мигрантов. Несмотря на все вышеуказанные негативные тенденции и острую ситуацию с миграцией в Казахстане, население Южно-Казахстанской области все же отличается большей терпимостью по отношению к трудовым мигрантам. Традиционно здесь мирно уживались представители более 100 национальностей. Однако усложнение ситуации с трудовой миграцией в Южно-Казахстанскую область, растущее число неразрешимых конфликтов с иностранцами, возникающих у коренных жителей, возникновение конфликта интересов между самими трудовыми мигрантами и т.д. могут изменить ситуацию в принципе. Чтобы не допустить этого, необходимо предпринять ряд мер, в частности: • на региональном уровне – разработать механизм реализации концепции миграционной политики, ускорить принятие миграционной программы. • издание материалов по вопросам миграции в местной печати, проводить разъяснительную работу населению о необходимости привлечения труда мигрантов, освещение деятельности Акимата области по решению проблем в сфере миграции; • проведение информационной кампании по разъяснению прав и обязанностей мигрантов. Распространение печатной продукции с указанием телефонов общественных организаций, оказывающих помощь мигрантам в экстренных ситуациях; • организация бесплатных юридических консультаций для трудовых мигрантов
Гарантировать мигрантам полноценную жизнь в обществе, к которому они присоединились, - это не просто вопрос следования принципам прав человека, но и вопрос взаимного интереса и выгоды. Мигранты, принятые и уважаемые другими членами общества, скорее реализуют свой человеческий потенциал и принесут пользу принявшей их стране. Социальное единство позволяет представителям всех сообществ почувствовать свою безопасность и общие цели и становится важным компонентом экономического успеха.
Хадича Абышева, Марат Джакупов - лидеры авторитетной национальной общественной организации «Сана Сезiм»