НЕВЕСТУ - НА РАБОТУ миграция не оставляет места для сантиментов Амалия Бенлиян, Кыргызстан фото Галы Петри
Среди трудовых кыргызских мигрантов стремительно растет доля женщин. По данным официальной статистики, они составляют 14 процентов от всех приезжих. Однако, по оценкам экспертов UN WOMEN, доля женщин составляет не менее 30 процентов.
Женская недоля — В Кыргызстане девушки очень рано выходят замуж. А вскоре после свадьбы отправляются на заработки за границу, — говорит председатель общественной организации "Ала–Тоо аялдары” Жамиля Бегиева. — Молодые женщины трудятся зачастую нелегально, по 14 часов, а то и больше. Чтобы больше заработать, они выполняют тяжелую работу наравне с мужчинами. И постепенно теряют здоровье. Ситуация такова, что наших молодых девушек в первую очередь интересуют не семья и дети, а где и как заработать. К нам обращается много молодых женщин, которые жалуются, что их обманули, бросили. И практически у всех серьезные проблемы со здоровьем. Хотелось бы посоветовать родителям, чтобы они не отправляли своих дочерей на работу в Россию и другие страны, пока те не окончат школу. Такую же озабоченность выражают эксперты центра социальных исследований Американского университета в Центральной Азии, которые при поддержке международной организации HelpAge International в регионах республики провели специальное исследование по влиянию миграции на семейные отношения. Они выявили необычную тенденцию: если раньше в семье все надежды возлагались на сыновей, то теперь роль кормильцев нередко выполняют дочери. Причем число женщин–трудяг неуклонно растет. По словам директора Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей РФ Алины Левитской, среди сирот появляется все больше детей мигрантов. И у этих ребятишек, как показывает практика, мало шансов быть усыновленными. — Наиболее проблемные регионы, в которых стремительно увеличивается число детей мигрантов, оставшихся без попечения родителей, Сочи, Москва и Петербург, — поясняет Алина Левитская. — В региональном банке данных в настоящее время находятся более 5 тысяч детей–сирот, в том числе дети мигрантов. Это выходцы из Кыргызстана, Казахстана, Туркмении, Таджикистана, Молдовы. Россияне редко забирают этих детей. Единственный шанс для них обрести новую семью — международное усыновление. Но такая возможность приезжим детям выпадает очень редко.
вне дома Исследовательница из Цюрихского университета Сюзан Тиеме, которая в течение полугода прослеживала основные миграционные траектории наших граждан, также пришла к неутешительному выводу. Она интервьюировала наших граждан в Алматы и Москве. Параллельно проводила опрос членов их семей, которые остались в селах, глав айыл окмоту, учителей школ и социальных работников. — Миграция нарушила традиционную структуру семейных отношений, в которых основной добытчик — мужчина, — говорит Сюзан Тиеме. — Сегодня в Кыргызстане большой процент женщин мигрируют в поисках заработка, они наравне с мужчинами вносят свой весомый вклад в семейный бюджет. Более того, в некоторых семьях это даже поощряется. Во–первых, считается, что женщинам–гастарбайтерам легче найти вакансию и им больше доверяют работодатели. Во–вторых, оставшиеся родственники уверены, что все заработанные деньги их "командированная” добросовестно переправит домой. По словам швейцарской исследовательницы, в некоторых обследованных семьях сразу несколько родственников находятся за границей, причем работают в разных местах. Например, в нескольких городах России и Казахстана. — Многие женщины–домохозяйки мне признавались, что не видят особой выгоды от миграции мужей. Во–первых, тяготит постоянная зависимость от их перечислений. Во–вторых, с отъездом супругов у них прибавляется хлопот по хозяйству и они вынуждены в одиночку воспитывать детей. А если мужчины не возвращаются домой ко времени сбора урожая, то женщинам приходится брать на себя еще и эту обязанность. Есть и другая проблема: нередко жены мигрантов, живущие в доме свекров, теряют право самостоятельно принимать решения, — говорит Сюзан Тиеме.
Стратегия интеграции Что надо предпринять, чтобы мигранты из Кыргызстана и других азиатских республик имели равные права с принимающим сообществом? Ответ на этот вопрос пытаются найти разработчики "Стратегии социальной интеграции мигрантов в Российской Федерации и Москве”. Этот документ разрабатывается на основе исследования, проведенного в рамках Региональной программы по трудовой миграции, реализуемой МОМ и ооновской организацией UNWOMEN при содействии Союза журналистов России. — Россия сегодня сталкивается с качественно иной миграцией по сравнению с началом текущего десятилетия, — говорит эксперт организации "ООН Женщины” Анара Ниязова. — Характерная черта сегодняшней миграции — широкое распространение неформальных социальных сетей. Почти все свои социальные транзакции — от устройства на работу и поиска жилья до организации лечения — мигранты в основном осуществляют с помощью таких сетей. Но при этом очень рискуют. Как правило, подобные связи чреваты неформальной занятостью, а иногда и рабством. Ограниченный доступ мигрантов к официальным сервисам, например к банковским кредитам, порождает теневой рынок этих услуг, зачастую приводящий к криминальным долговым схемам типа средневековой долговой кабалы. Неформальные мигрантские сети увеличивают вероятность образования анклавов как экономических, так и территориальных, — резюмирует Анара Ниязова. Более 50 процентов россиян выступают за политику, ограничивающую приток мигрантов в Россию. Такую цифру приводят специалисты Левада–центра, проводившие мониторинг социальных настроений. Разработчики "Стратегии социальной интеграции мигрантов в Российской Федерации и Москве” надеются, что им удастся выработать механизм, при котором ни гости, ни хозяева не будут чувствовать себя ущемленными в правах.
|