ОБРАЩЕНИЕ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ К ВЛАСТЯМ Российской Федерации и Республики Таджикистан
Трудовые мигранты из Таджикистана, сотни тысяч которых находятся в РФ, возлагали большие надежды на подписанное 8 февраля 2013 года главами миграционных служб обеих стран соглашение, от которого ожидали как упрощения процедуры постановки на миграционный учет, так и продления срока разрешения на работу в РФ до трех лет. Очевидно, что соглашения, касающиеся трудовых мигрантов, возникли в контексте ратификации таджикско-российских договоренностей в отношении российской военной базы в РТ.
Несмотря на такое, казалось бы, взаимовыгодное сотрудничество двух стран, происходят события, прямо противоречащие интересам таджикской миграционной политики и достигнутым в этой сфере соглашениям, - в самый день подписания российско-таджикского договора в Санкт-Петербурге была проведена спецоперация, в ходе которой была задержана почти тысяча трудовых мигрантов, многие из которых таджики. Рейд ФСБ при поддержке сил ОМОНа проходил в Апраксином дворе, где располагается мусульманская мечеть. Прямо во время пятничного богослужения молящихся всех без разбора выволакивали из мечети, избивали, применяли физическое и психологическое насилие. Рейд проходил в рамках уголовного дела по поиску экстремистов, в результате был задержан лишь один человек - гражданин России. Возникает вопрос: почему для ареста одного подозреваемого в уголовном преступлении были безосновательно задержаны, подвергнуты унизительному обращению, проверке документов сотни мигрантов, многие из которых оказались под угрозой выдворения, а некоторые уже высланы из России в Таджикистан. Намеренно создается ситуация, при которой, во-первых, косвенно утверждается ничем не доказанная связь между иностранными гражданами и экстремистской деятельностью, а во-вторых, появляется предлог для проведения очередного рейда «Нелегальный мигрант» и репрессий в отношении трудовых мигрантов.
Один из задержанных в ходе рейда обратился в АДЦ «Мемориал» с жалобами на то, что, когда сотрудники правоохранительных органов ворвались в мечеть, где он находился со своими детьми, его самого и его старших сыновей избили, а младшему 10-летнему сыну была нанесена психологическая травма. Рустам Касимов, обратившийся от имени посетителей мечети в прокуратуру Петербурга и Следственный комитет, также привлекает внимание к фактам насилия полиции, жестокого обращения с задержанными и оскорбления чувств верующих.
Днем раньше в поселке Горелово на окраине Санкт-Петербурга была проведена операция по выявлению «нелегальных мигрантов» («профилактический рейд», по терминологии самих правоохранителей). По официальной информации ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, полицейские обнаружили самодельные постройки, в которых обитали 16 взрослых и 28 детей различного возраста. Взрослые были переданы в миграционную службу для выдворения, а дети, не имеющие вообще никаких документов, помещены в детские учреждения, отвечающие за подготовку детей к отправке в Таджикистан. Как стало известно АДЦ «Мемориал», таким образом был уничтожен поселок таджикских цыган-люли, многие из которых действительно сталкиваются с проблемой оформления личных документов, особенно когда это касается детей. Но насилие и разлучение семей, безусловно, не лучший способ решения этой проблемы. Такой подход нарушает принципы международного права, в частности, принцип единства семьи, закрепленный в Конвенции ООH «О правах ребенка», в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и, по практике Европейского Суда по правам человека, означающий однозначный запрет разлучения детей с родителями и выдворения родителей без детей или детей без родителей.
Спецоперации против приезжих из Центральной Азии проходили не только в Санкт-Петербурге: на юге Москвы 6 февраля были задержаны 130 трудовых мигрантов, 7 февраля на западе Москвы в расселенных домах были задержаны 107 граждан Узбекистана и Таджикистана, а в конце января антимигрантский рейд прошел в Новгородской области, в нем были задействованы более 900 силовиков (такое огромное количество сотрудников правоохранительных органов явно несоразмерно задаче выявления административных нарушений, если только не ставится, помимо поиска нарушителей, задача устрашения иностранных граждан).
Создается ощущение, что трудовые мигранты находятся вне политической и какой-либо правовой защиты, становясь заложниками государства - принимающей стороны, которое использует их уязвимое положение для целей как внешней, так и внутренней политики, тогда как защита государства, гражданами которого они являются, хоть и включена в формальные межгосударственные соглашения, но на деле оказывается неэффективной.
В связи с изложенными фактами массового нарушения прав иностранных граждан, правозащитники требуют тщательного расследования всех случаев произвола, незаконного лишения свободы, насилия при задержаниях, нарушения прав детей и их родителей, как со стороны конкретных сотрудников правоохранительных органов, так и – что еще более важно – со стороны руководителей всех ведомств, ответственных за планирование и проведение спецоперации в Санкт-Петербурге и в других регионах. Правозащитные организации призывают власти РФ и РТ проявить максимальное внимание к случившемуся, не ограничиваться подписанием «взаимовыгодных» международных соглашений, а вести диалог на уровне защиты прав и свобод людей - трудовых мигрантов, находящихся на территории России. АДЦ «Мемориал», Санкт-Петербург (Ольга Абраменко) ОО «Центр по правам человека», Душанбе (Нодира Абдуллоева) Комитет «Гражданское содействие», Москва (Светлана Ганнушкина) Международная Федерация за Права Человека (Суэр Белассэн) Бюро по правам человека и соблюдению законности, Душанбе (Наргис Зокирова) Профсоюз трудящихся-мигрантов, Москва (Ренат Каримов) Ассоциация журналистов «ГендерМедиаКавказ», Тбилиси (Галина Петриашвили) Общественный Фонд «Нота Бене», Душанбе (Нигина Бахриева)
|