МИГРАЦИОННАЯ КАРТА стала козырной Амалия Бенлян, Кыргызстан фото Галы Петри: Лидия Графова (слева) и Алла Пятибратова, журналистка из Кыргызстана
В Москве в Центральном доме журналиста состоялась международная конференция "Миграция в России и в мире. Роль СМИ в предотвращении конфликтов”. В ней приняла участие известный общественный деятель, член Общественного совета при Федеральной миграционной службе России, председатель исполкома "Форум переселенческих организаций”, "Золотое перо России” Лидия ГРАФОВА. Она уже более 20 лет занимается проблемой миграции и помогает людям, оказавшимся на чужбине, отстаивать свои права и восстанавливать справедливость. Чиновники всех мастей трепещут, когда узнают, что за дело взялась Графова. Потому что знают: она никого не оставит в покое, пока не доведет начатое до конца.
Глаза с бездонной болью — Я заболела этой проблемой очень давно. Моя тема — беженцы, репатрианты, трудовые мигранты, — говорит Лидия Графова. — Для западной журналистики это ненормально, там считается, что журналист должен только информировать, а общество само делает выводы. Но ведь наше общество, словно улица у Маяковского, "корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать”. Я никогда не забуду, как в январе 1990–го впервые пришла в армянское постпредство, где находились более 300 беженцев, жертвы бакинских погромов. Раненые женщины, дети, старики лежали на мраморном полу в вестибюлях и коридорах бывшего Лазаревского особняка. В Москву тогда были единовременно эвакуированы 40 тысяч армян. Федеральной миграционной службы тогда еще не существовало, был комитет по труду, который расселял их по разным регионам России. Я принесла в посольство две сумки с продуктами и одеждой. И люди с благородными интеллигентными лицами, красивыми глазами с бездонной болью эти сумки буквально рвали на части. В этот момент ко мне подошел убеленный сединами старец, который стоял в сторонке и читал газету, и сказал: "Не осуждайте этих несчастных, они в одночасье потеряли все, что у них было”. Эта картина на меня произвела тогда неизгладимое впечатление. В "Литературной газете”, которая в то время была рупором перестройки, я написала одну статью, другую, третью. И вдруг поняла, что мои материалы ничем не могут помочь. Я приводила туда друзей из других газет, с телевидения, чтобы и они рассказали о беде этих людей. Но ничего не менялось. Армянское постпредство находилось в 10 минутах ходьбы от ЦК КПСС, под носом у властей. Но беженцы продолжали страдать. Там начались дизентерия, различные инфекции. Это была страшная трагедия. Писать об этом дальше было уже бессмысленно. И тогда от бессилия помочь людям строчками родилась идея организовать общественное движение. Так, в марте 1990 года появилась первая в СССР общественная организация "Гражданское содействие”, помогающая беженцам. Помещения у нас не было, мы практически жили в коридорах редакции "Литературной газеты”. А спустя несколько лет произошли события в Чечне. УВКБ ООН тогда обратило на нас внимание, и нам выделили небольшой грант. Волонтерам, бежавшим из Чечни, мы выдавали по пять долларов. В то время это были немалые деньги. И один пожилой нефтяник, который долго просидел в подвале, у которого руки были черные, в трещинах, бросил эти купюры на пол и начал топтать, крича: "Да как вы смеете меня оскорблять!”. А был другой случай, когда в давке за пятью долларами едва не убили вахтера, который пытался призвать людей не толкаться. Одна женщина схватила его за шею и стала душить.
Понаехали — Когда распался Советский Союз, началась репатриация. В "Литературной газете” была рубрика "Дети России”, там публиковались списки тех, кто хочет вернуться на историческую родину. И к нам приходила масса писем. Тогда родилось движение по строительству компактных поселений. Приезжала интеллигенция со всего бывшего Союза. Люди готовы были жить даже в лесу. Им выдавали там земельные наделы, и они строили целые поселки, начиная жизнь с нуля. Им помогал Форум переселенческих организаций. А в 2000 году мы столкнулись с новым явлением — трудовой миграцией. И произошла странная метаморфоза. Люди, которые в 1990 году со слезами на глазах делились с беженцами–армянами последним, теперь вдруг стали различать людей по форме носа, разрезу глаз, цвету кожи. Появилось это проклятое "понаехали”. И наши горе–коллеги, борзописцы, дорвавшись до свободы слова, стали использовать ее хамски. Ради жареных фактов провоцировали межнациональную рознь. Все делалось на продажу, лишь бы разразился скандал. А как их слово отзовется, не думали. То, что миграционная карта стала козырной во всех политических баталиях, известно во всех странах мира. Разжечь национализм, задеть самую тонкую струну человеческой души — национальные чувства — легче, чем пробудить доброе и созидательное. Гастарбайтеров, которые едут к нам, превращают в рабов. Но они же дети и внуки наших бывших советских граждан! Доброжелательное отношение к мигрантам — это судьба России. Без них она не выживет. Интеграция — вот что сейчас необходимо. В прошлом году в России было создано управление по интеграции. Начинаем с нуля. На Западе пошли разговоры, что мультикультурализм провалился, а у нас безвизовое пространство, к нам едут миллионы. Некоторые депутаты хотят закрыть границы с Таджикистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, якобы оттуда везут наркотики. Это что же такое — когда Евросоюз объединяется, мы разъединяемся?! Когда–то межнациональные браки считались счастьем, потому что в таком союзе появлялись яркие талантливые дети. Сейчас количество интернациональных пар в России резко сократилось. И это тоже большая драма.
Бьют по паспорту — Но есть еще одна больная для нас тема — это русские, которые в России считаются иностранцами. Беженцы, трудовые мигранты, репатрианты, которые не могут по 10 лет получить гражданство из–за того, что потеряли какую–то справку. Их депортируют, они становятся нелегалами. Да, есть закон, но ведь есть же и здравый смысл! Миграция — это Клондайк для чиновников и милиционеров. Все заборы оклеены объявлениями: гражданство за столько–то рублей. Люди приезжают на родину по программе переселения соотечественников, а с них требуют деньги. Это же невиданно! Мне не раз приходилось возвращать депортированных русских. Каждый день на электронную почту мне шлют сообщения с пометкой "SOS!”. Приходится идти в Федеральную миграционную службу и заступаться за русских, которые приезжают из бывших республик Союза в Россию. Нередко их хватают прямо на улице, держат в кутузке, депортируют из–за того, что у них нет документов. В прошлом году хотели выдворить из страны мать Героя России! Ее сын прошел чеченскую войну, получил высшую награду от государства. Она родом из Узбекистана, уехала оттуда на историческую родину, но не оформила вовремя вид на жительство. Так ее забрали в спецприемник. Наши коллеги из "Российской газеты”, к счастью, ее защитили, вызвав общественный резонанс. Только тогда чиновники спохватились. Для граждан Кыргызстана российские власти недавно тоже отменили упрощенный порядок получения гражданства. Эта новость пришла так внезапно, что поначалу даже никто ничего не понял. Люди приехали на свою историческую родину в полной уверенности, что через три месяца получат гражданство. А теперь, чтобы стать гражданами РФ, им надо прежде получить вид на жительство. Для этого надо пробыть в России не менее двух лет на основании разрешения на временное проживание. Это неправильно! Защищать мигрантов — это божье дело, поэтому я так зациклилась на этой проблеме. Каждый год трудоспособное население России уменьшается на миллион человек! Люди, которые приезжают сюда как на остров спасения, нам нужны. Я начала писать книгу о наших соотечественниках, которые после распада Союза оказались оторванными от своей исторической родины. Она называется "Разнесенные ветром”. Происходит много безумия, и мы, журналисты, должны быть психиатрами общества. Россия и наши ближайшие страны–соседи переживают сейчас трудный период. Надо интегрироваться, ведь наша связь еще до конца не утрачена. Зло можно победить только добром.
комментарии Ришад КОМЕНДА, старший советник по правам человека при системе ООН: — Защита прав мигрантов — одна из самых важных для УВКБ ООН. В мире каждый день более 200 миллионов человек становятся мигрантами. Их интересы надо защищать независимо от юридического статуса, национальности. Об их проблемах надо говорить на всех уровнях и искать способы решения совместно с правительством и международными организациями.
Геше КАРРЕНБРОКК, представитель УВКБ ООН в РФ: — Беженцы и мигранты, которые находятся на территории РФ, сталкиваются с большим количеством проблем. В некоторых источниках говорится, что в России сегодня около 6 тысяч лиц, ищущих убежище. Но это капля в море, на самом деле их несколько миллионов — людей, по разным причинам вынужденных покинуть свою родину, опасающихся преследований. После распада Союза около 600 тысяч человек подали заявления на получение российского гражданства, многие из них до сих пор не получили документов, и это осложняет их положение. Необходимо улучшать уровень информированности о правах этих людей, воспитывать толерантное отношение общества к ним, заботиться о том, чтобы у них был доступ к государственным социальным услугам. УВКБ ООН сотрудничает с правительствами стран СНГ по проблемам миграции. Мы считаем, что важно тщательнее работать с принимающим сообществом, потому что это самое главное условие комфортного проживания. Недавно наше агентство совместно с ФМС России провело исследование на эту тему, в отчете изложены рекомендации для правительства, какие подходы возможно применить к решению данной проблемы.
Галина КАЛИНАЕВА, проектный менеджер "ООН — Женщины”: — Ни постановления, ни законы не заставят людей уважать тех, кто на них работает. Пока мы сами не научимся обращать внимание на того, кто моет полы в наших подъездах, метет улицы. Ну что стоит элементарно поздороваться с вахтером, сказать доброе слово дворнику, который с утра пораньше очищает ваш двор от снега. Я каждое утро говорю консьержу "доброе утро”, "спасибо”. Им ведь так требуется эта отдача. И нам она необходима. Надо всем уяснить: эти люди едут к нам, потому что они нам нужны.
Амалия БЕНЛИЯН - замредактора газеты "Вечерний Бишкек" Москва — Бишкек
|