"ДРУГИЕ" - маленькие и большие детская толерантность: как она формируется - или нет Т.В. Александрова, И.А. Хоменко, Россия фото Умиды Ахмедовой, Узбекистан
С прошлого года на кафедре педагогики и психологии РГПУ имени Герцена идет проект «Поддержка культурного самовыражения национальных меньшинств в
детской среде».
По нашему глубокому убеждению, консолидация всех заинтересованных в развитии общества сил является тем продуктивным ресурсом, который позволит решить многие проблемы. К их числу таких проблем можно отнести и национальную нетерпимость, раскалывающую общество. По мнению ученых, легче всего привить уважение к чужой культуре в детстве – когда маленький человек ещё не делит людей по национальному признаку, когда его психика пластична к восприятию нового. Одним из направлений нашего проекта было изучение уровня этнокультурной осведомленности детей и их родителей. Анкета включала несколько разделов: этнокультурная осведомленность родителей; уровень осведомленности и принятия детьми культуры других народов; оценка родителями качества работы образовательного учреждения, в котором учится их ребенок; информационно-образовательные запросы родителей по поддержке культурного самовыражения национальных меньшинств.
Опрос проводился в октябре-ноябре 2010 года в нескольких регионах России (Чувашия, Мордовия, Санкт-Петербург), в нём участвовали около 300 родителей, 258 детей и 86 педагогов.
Представления родителей о национальных меньшинствах неточные, размытые. К национальным меньшинствам они относят людей мордовской национальности (20,75%), евреев (19,2%), узбеков (12,35%), таджиков (10,7%), чувашей (14,35%). Дети (в целом) знают о своей национальности и национальности своих родителей. Осведомленность школьников выше, чем дошкольников - у последних неточные знания о национальности своих родителей. Значительная часть дошкольников (48,6%) не могут описать человека своей национальности; почти треть (29,8%) не знают, какие праздники отмечают люди их национальности и как выглядит «свой» национальный костюм (59,4%). Дети школьного возраста осведомлены об этом лучше (10,3%, 6,4% и 28,2% соответственно).
В семьях респондентов соблюдаются разнообразные национальные традиции. В большей части семей (32,55%) отмечают национальные праздники. Религиозных обычаев и традиций придерживаются 19,45% опрошенных. В семьях респондентов готовят блюда национальной кухни (17,3%) и говорят на родном языке (17,8%). Обустройство быта (5,1%) и общение и национальными сообществами (7,8%) не является типичным для семей респондентов.
Таким образом, при построении системы работы по поддержке культурного самовыражения национальных меньшинств в детской среде можно опираться на досуговые мероприятия, обращаться к религиозным обычая и традициям, а также поддерживать языковые традиции семей.
В целом, дети довольно доброжелательно относятся к сверстникам другой национальности, хотя среди дошкольников процент таких детей выше (78,3% и 61,5 % соответственно). Примечательно, что около десяти процентов детей при знакомстве со сверстниками иной национальности сначала настроены недоброжелательно, а потом доброжелательно (8,2% дошкольники и 10,2% школьники). Очевидно, что в педагогическом процессе важно проводить превентивную работу. По оценке родителей, поведение детей в общении со сверстниками можно назвать толерантным: они не выбирают себе друзей по национальному признаку (71,8%). Часть дошкольников предпочитают дружить с русскими детьми (23,3%), школьники – с русскими (7,1%), мордвой (7,1%), татарами (4,9%).
По мнению родителей, больше всего проблем в общении со сверстниками испытывают таджики (17,45%) и узбеки (15,65%). Заметна разница в ответах родителей дошкольников и школьников. Так, родители дошкольников больше отмечают трудности у узбеков и тех детей, кто плохо разговаривает на русском языке. Среди детей дошкольного и школьного возраста самая большая разница оказалась в отношении к детям узбекской и армянской национальности: их оценивают явно негативно (26,3% узбеков и 27% армян в дошкольных учреждениях; и 10,2 % и 5,2% соответственно – в школе).
Родители школьников в большей степени убеждены, что проблемы детей во взаимодействии со сверстниками не зависят от национальности (15,3% и 1,9% соответственно). 27,8% родителей дошкольников убеждены, что у детей вообще нет проблем из-за своей национальности. Основная проблема, с которой сталкиваются дети из числа нацменьшинств – это языковой барьер. Причем в ДОУ эту проблему отмечают в два раза чаще, чем в школе: 70,5% и 39,3% соответственно. Очевидно, что при работе по поддержке детей из числа нацменьшинств следует включать не только обучение детей русскому языку, но и формирование толерантного отношения русскоговорящих детей к языковой культуре детей другой национальности. Родители отмечают, причем в школе больше (28,4%), чем в ДОУ (9,1%), что дети из числа нацменьшинств могут сталкиваться с интолерантным отношением сверстников. Дети могут дразнить, давать обидные прозвища. Агрессивное отношение к нацменьшинствам больше проявляют дошкольники (13,6% против 8,4% в школе). 6,0% родителей школьников отмечает, что причиной сложностей во взаимоотношениях с детьми являются нарушения семейного воспитания школьников.
Взаимоотношения с педагогами
Значительная часть родителей не стала отвечать на данный вопрос или отметила, что незнакома со случаями предвзятого отношения к детям (35,8%). 21,15% респондентов указали, что предвзятого отношения к детям со стороны педагогов нет, и что педагоги ко всем детям относятся одинаково. Среди детей разных национальностей чаще всего, по мнению родителей, педагоги негативно относятся к таджикам (10,05%) и узбекам (9,6%). В то же время при анкетировании педагогов было установлено, что педагоги именно к детям этих национальностей могут относиться предвзято, негативно. Однако, по мнению педагогов, это наблюдается значительно реже, нежели отмечают родители (по 3,4%). У родителей школьников проявляется четкий стереотип относительно профессиональных качеств педагогов. 25,7% респондентов отметили, что педагог вне зависимости от национальной принадлежности детей должен относиться ко всем одинаково. Толерантное, «хорошее» отношение к детям – обязательное качество для педагога. Основной причиной проблем во взаимоотношении ребенка с педагогами, по мнению родителей, является языковой барьер (64,1%).
Родители школьников отмечают, что личность самого педагога может быть фактором, осложняющим взаимоотношения детей с педагогом (17,7%).
Незначительная часть родителей указывает на возможное негативное, предвзятое отношение к ребенку со стороны педагогов (5,2%). В целом, родители чаще, чем педагоги отмечают случаи предвзятого негативного отношения педагогов к детям.
Значительная часть родителей отмечает сложности в воспитании и обучении детей из числа нацменьшинств (32,35%). Языковой барьер, как и во многих других ситуациях, является причиной сложностей у детей и педагогов в выстраивании взаимоотношений (13,4%). Родители отмечают низкий уровень профессиональной готовности педагогов к работе с детьми из числа нацменьшинств (среднее значение равно 10,1%, хотя родители дошкольников выделяют эту проблему реже, чем родители учеников начальной школы – 5.3% и 14,9% соответственно). Социальные стереотипы педагогов как фактор, мешающий их нормальным взаимоотношениям с детьми разных национальностей, отмечают 8,6% респондентов.
По мнению родителей, работа по формированию позитивного отношения к культуре своего и других народов в целом находится на приемлемом уровне (это отмечают 89% родителей обеих возрастных групп); работа же по созданию условий для культурного самовыражения национальных меньшинств в детской среде организована, по мнению 17,85% родителей, недостаточно хорошо.
Таким образом, результаты опроса явно свидетельствуют о том, что необходимо повышать уровень профессиональной готовности педагогов к работе с детьми из числа нацменьшинств и создавать адекватные условия для выражения национального своеобразия детей в образовательном учреждении.
Т.В. Александрова, И.А. Хоменко - сотрудники РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
|