Пятница
26.04.2024
02:42
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 91
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [251]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [15]
Текущий момент [65]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [52]
трибунка
Что вы об этом думаете? [38]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [29]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [33]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [95]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [14]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [59]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2011 » Июль » 1 » этничность и дети
    11:33
    этничность и дети
    "ДРУГИЕ" -
    маленькие и большие

    детская толерантность:
    как она формируется - или нет

    Т.В. Александрова, И.А. Хоменко, Россия
    фото Умиды Ахмедовой, Узбекистан

    С прошлого года на кафедре педагогики и психологии РГПУ имени Герцена идет проект «Поддержка культурного самовыражения национальных меньшинств в детской среде». По нашему глубокому убеждению, консолидация всех заинтересованных в развитии общества сил является тем продуктивным ресурсом, который позволит решить многие проблемы. К их числу таких проблем можно отнести и национальную нетерпимость, раскалывающую общество. По мнению ученых, легче всего привить уважение к чужой культуре в детстве – когда маленький человек ещё не делит людей по национальному признаку, когда его психика пластична к восприятию нового.
    Одним из направлений нашего проекта было изучение уровня этнокультурной осведомленности детей и их родителей. Анкета включала несколько разделов: этнокультурная осведомленность родителей; уровень осведомленности и принятия детьми культуры других народов; оценка родителями качества работы образовательного учреждения, в котором учится их ребенок; информационно-образовательные запросы родителей по поддержке культурного самовыражения национальных меньшинств.
    Опрос проводился в октябре-ноябре 2010 года в нескольких регионах России (Чувашия, Мордовия, Санкт-Петербург), в нём участвовали около 300 родителей, 258 детей и 86 педагогов.
    Представления родителей о национальных меньшинствах неточные, размытые. К национальным меньшинствам они относят людей мордовской национальности (20,75%), евреев (19,2%), узбеков (12,35%), таджиков (10,7%), чувашей (14,35%).  Дети (в целом) знают о своей национальности и национальности своих родителей. Осведомленность школьников выше, чем дошкольников - у последних неточные знания о национальности своих родителей. Значительная часть дошкольников (48,6%) не могут описать человека своей национальности; почти треть (29,8%) не знают, какие праздники отмечают люди их национальности и как выглядит «свой» национальный костюм (59,4%). Дети школьного возраста осведомлены об этом лучше (10,3%, 6,4% и 28,2% соответственно). 
    В семьях респондентов соблюдаются разнообразные национальные традиции. В большей части семей (32,55%) отмечают национальные праздники. Религиозных обычаев и традиций придерживаются 19,45% опрошенных. В семьях респондентов готовят блюда национальной кухни (17,3%) и говорят на родном языке (17,8%). Обустройство быта (5,1%) и общение и национальными сообществами (7,8%) не является типичным для семей респондентов. Таким образом, при построении системы работы по поддержке культурного самовыражения национальных меньшинств в детской среде можно опираться на досуговые мероприятия, обращаться к религиозным обычая и традициям, а также поддерживать языковые традиции семей.
    В целом, дети довольно доброжелательно относятся к сверстникам другой национальности, хотя среди дошкольников процент таких детей выше (78,3% и 61,5 % соответственно). Примечательно, что около десяти процентов детей при знакомстве со сверстниками иной национальности сначала настроены недоброжелательно, а потом доброжелательно (8,2% дошкольники и 10,2% школьники). Очевидно, что в педагогическом процессе важно проводить превентивную работу. По оценке родителей, поведение детей в общении со сверстниками можно назвать толерантным: они не выбирают себе друзей по национальному признаку (71,8%). Часть дошкольников предпочитают дружить с русскими детьми (23,3%), школьники – с русскими (7,1%), мордвой (7,1%), татарами (4,9%).  По мнению родителей, больше всего проблем в общении со сверстниками испытывают таджики (17,45%) и узбеки (15,65%). Заметна разница в ответах родителей дошкольников и школьников. Так, родители дошкольников больше отмечают трудности у узбеков и тех детей, кто плохо разговаривает на русском языке.
    Среди детей дошкольного и школьного возраста самая большая разница оказалась в отношении к детям узбекской и армянской национальности: их оценивают явно негативно (26,3% узбеков и 27% армян в дошкольных учреждениях; и 10,2 % и 5,2% соответственно – в школе). 
    Родители школьников в большей степени убеждены, что проблемы детей во взаимодействии со сверстниками не зависят от национальности (15,3% и 1,9% соответственно). 27,8% родителей дошкольников убеждены, что у детей вообще нет проблем из-за своей национальности. Основная проблема, с которой сталкиваются дети из числа нацменьшинств – это языковой барьер. Причем в ДОУ эту проблему отмечают в два раза чаще, чем в школе: 70,5% и 39,3% соответственно. Очевидно, что при работе по поддержке детей из числа нацменьшинств следует включать не только обучение детей русскому языку, но и формирование толерантного отношения русскоговорящих детей к языковой культуре детей другой национальности. Родители отмечают, причем в школе больше (28,4%), чем в ДОУ (9,1%), что дети из числа нацменьшинств могут сталкиваться с интолерантным отношением сверстников. Дети могут дразнить, давать обидные прозвища. Агрессивное отношение к нацменьшинствам больше проявляют дошкольники (13,6% против 8,4% в школе). 6,0% родителей школьников отмечает, что причиной сложностей во взаимоотношениях с детьми являются нарушения семейного воспитания школьников.
    Взаимоотношения с педагогами  Значительная часть родителей не стала отвечать на данный вопрос или отметила, что незнакома со случаями предвзятого отношения к детям (35,8%). 21,15% респондентов указали, что предвзятого отношения к детям со стороны педагогов нет, и что педагоги ко всем детям относятся одинаково. Среди детей разных национальностей чаще всего, по мнению родителей, педагоги негативно относятся к таджикам (10,05%) и узбекам (9,6%). В то же время при анкетировании педагогов было установлено, что педагоги именно к детям этих национальностей могут относиться предвзято, негативно. Однако, по мнению педагогов, это наблюдается значительно реже, нежели отмечают родители (по 3,4%). У родителей школьников проявляется четкий стереотип относительно профессиональных качеств педагогов. 25,7% респондентов отметили, что педагог вне зависимости от национальной принадлежности детей должен относиться ко всем одинаково. Толерантное, «хорошее» отношение к детям – обязательное качество для педагога. Основной причиной проблем во взаимоотношении ребенка с педагогами, по мнению родителей, является языковой барьер (64,1%). Родители школьников отмечают, что личность самого педагога может быть фактором, осложняющим взаимоотношения детей с педагогом (17,7%). Незначительная часть родителей указывает на возможное негативное, предвзятое отношение к ребенку со стороны педагогов (5,2%). В целом, родители чаще, чем педагоги отмечают случаи предвзятого негативного отношения педагогов к детям.
    Значительная часть родителей отмечает сложности в воспитании и обучении детей из числа нацменьшинств (32,35%). Языковой барьер, как и во многих других ситуациях, является причиной сложностей у детей и педагогов в выстраивании взаимоотношений (13,4%). Родители отмечают низкий уровень профессиональной готовности педагогов к работе с детьми из числа нацменьшинств (среднее значение равно 10,1%, хотя родители дошкольников выделяют эту проблему реже, чем родители учеников начальной школы – 5.3% и 14,9% соответственно). Социальные стереотипы педагогов как фактор, мешающий их нормальным взаимоотношениям с детьми разных национальностей, отмечают 8,6% респондентов.
    По мнению родителей, работа по формированию позитивного отношения к культуре своего и других народов в целом находится на приемлемом уровне (это отмечают 89% родителей обеих возрастных групп); работа же по созданию условий для культурного самовыражения национальных меньшинств в детской среде организована, по мнению 17,85% родителей, недостаточно хорошо. Таким образом, результаты опроса явно свидетельствуют о том, что необходимо повышать уровень профессиональной готовности педагогов к работе с детьми из числа нацменьшинств и создавать адекватные условия для выражения национального своеобразия детей в образовательном учреждении.


    Т.В. Александрова, И.А. Хоменко - сотрудники РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
    Категория: МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ | Просмотров: 1124 | Добавил: Gall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]