актуальное новогоднее - 3 Января 2015 - КавкАзия
Понедельник
05.12.2016
13:27
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 76
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [226]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [14]
Текущий момент [56]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [47]
трибунка
Что вы об этом думаете? [37]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [30]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [32]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [81]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [13]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [57]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2015 » Январь » 3 » актуальное новогоднее
    16:34
    актуальное новогоднее

    НОВЫЙ ГОД – БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТ СОЛНЦА
    Медея Гогсадзе, Грузия

    фото: интернет,  прислано автором
    Новый год – любимейший праздник практически всех народов. И как это ни странным может показаться теперь, он связан с древним культом солнца. К слову, всегда подозревала, что Новый год зимой – это что-то не совсем комильфо. Сами посудите: природа ушла в спячку, на улице холодрыга, день стал совсем коротенький.. ну и какое вам тут обновление?! Колоритная языческая суть праздника оказалась весьма живучей. Показатель тому – отголоски почитания солнца. Удивлены? Извольте – это  культ Басилы, традиция возложения на стол свиной головы, и конкурент европейской елочки – курчавый чичилаки. И еще: до седьмого века Новый год в Грузии праздновался в августе; затем его перенесли на сентябрь. А вот с четырнадцатого века люди поздравляли друг друга с Новым годом уже в марте. Тут прослеживается явная связь с созреванием и сбором урожая, а затем – пробуждением природы. А вот зимний вариант праздника – влияние западной культуры, и, конечно,  христианского рождества. Читателей наверняка заинтересуют некоторые любопытные факты из истории этой традиции в Грузии.

    КАК БАСИЛА СТАЛ ВАСИЛИЕМ
    Басилой сначала называлась статуетка бога солнца, которую украшали драгоценностями и с помпой водружали на новогодний стол. Окруженная статуетками семи подчиненных божеств там она и стояла в продолжении всего праздника. Это был некий образ солнечной системы: солнца и семи известных тогда планет. Естественно, церковь не могла потерпеть такое явное идолопоклонство. Однако, убирать одним махом  глубоко укоренившиеся обычаи не было бы разумным. Это означало восстановить народ против еще молодой тогда государственной религии. Церковники поступили очень диломатично: их трудами культ Басила был заменен на культ Св. Василия великого. В Картли по сей день пекут хлебец посвященный Св. Василию. А также хлебцы поменьше, которых стали называть «хлебцами судьбы» (бедис квери) – явный отголосок почитания планет, которые по астрологии определяют судьбу человека. Их пекут с расчетом по две штуки на каждого члена семьи и по одной – на каждого из домашних животных. В верхней Раче на хлебе изображается лик Басилы. В Месхетии и Джавахетии тоже пекли изображения Басилы, причем – с бородой и глазами из половинок ядер ореха. Эти иображения занимали почетное место на праздничном столе и обкладывались ритуальной выпечкой в форме орудий труда и коровьего вымени. В Тушети тоже пекли особые хлебцы с животными символами – рогами, или выменем. Все это отголоски древнего магического ритуала призванного обспечить плодородие земли и плодовитость скота.

    СОЛНЕЧНЫЙ  ЧИЧИЛАКИ
    Наши предки представляли солнце в виде величественного старца с пышной, длинной бородой. Чичилаки – символ солнца с лучами. Это  позже его кудряшки стали ассоцироваться с бородой Св. Василия  Великого. Культ чичилаки оказался особенно живучим в Самегрело и Гурии. За две недели до Нового года мегрелы отправлялись в лес чтобы подобрать подходящую ветку орешника. Они ее замачивали и содрав размягченную кору, осторожно вырезывали на палке тоненькие длинные полоски по всей длине до одного из кончиков. Так получалось нечто вроде беленькой  курчавой елочки побольше, или поменьше – в зависимости от длины подобранной ветки. Украшали чичилаки с соблюдением всех ритуалов драгоценными украшениями. Увенчивал все это великолепие гранат – символ плодородия. С чичилаки в руке хозяйн дома совершал ритуал благословения дома: обходил жилые помещения, двор и погреб.
    Насчет символики граната, осмелюсь высказать предположение, что тут скорее всего не обошлось без влияния понтийских греков. В Элладе гранат почитался как символ плодородия. Даже боги были бессильны перед его магией. Отведав зернышко  граната, прекрасная Кора так и не смогла покинуть своего похитителя Аида. Думается, при колонизации Колхиды греки завезли сюда культ граната как и многие другие атрибуты своей культуры.
    Дело не ограничивалось украшением самого чичилаки. Вокруг раскладывали атрибуты символизирующие богатый урожай и достаток: фрукты, сладости, ритуальную вареную тыкву, хачапури, и, конечно, лучшее вино. Мясное варьировалась в зависимости от возможностей и кулинарных предпочтений конкретного региона.  Естественно, хозяйки вовсю старались – Басилу (читай – солнце) стоило ублажать. Гнев разобиженного божества мог оказаться страшен. Этот факт некоторые даже пытались использовать. Отслуживший чичилаки хранили еще неделю после праздников, затем снимали с него драгоценности, подпаливали над костром «бороду» и подкидывали «разгневанного» Басилу в семью врагов. Именно поэтому в ту ночь все Самегрело было начеку: никому не хотелось получить подобный презент от «доброжелателей».
    К слову: драгоценностей не имею. А поэтому украшаю беленькое чудо шоколадными конфетами. Иногда даже преподношу это великолепие в подарок вместо банальной бонбоньерки. А вот в этом году у меня возникла идея: попробую украсить чичилаки бижутерией. Думаю, солнце не обидится!  

    СВИНАЯ ГОЛОВА – ВСЕМУ ГОЛОВА!
    Читатель наверное удивиться, но банальные хрюшки тоже считались атрибутами божества солнца. Более того – его священными животными. С какой стати? Это связано с культом дуба, который почитался как обитель солнца. В древности даже имелись заросли священных дубов, где проводились ритуалы поклонения солнцу. А вот хрюшкам все было нипочем. Они исправно наведывались в священную рощу. С аппетитом поедая желуди, они приобщались к священным дарам солнца. Неудивительно, что через это «причастие» они и сами заделались священными животными – спутниками божества. Их берегли как зеницу ока и раз в год приносили в жертву. Так и продолжалось до прихода в Колхиду Андрея Первозванного. Он приказал вырубить священную рощу. С тех пор празденство переместилось в дома людей. Естетственно – в  трансформированном виде.  Ни одно новогоднее застолье не обходилось  без свиной головы на почетном месте. А вот на царском столе это была голова дикого кабана. Вокруг стол должен был ломиться от угощений – в зависимости от возможностей семьи. Но были и ритуальные блюда, без которых просто нельзя было обходиться. В Гурии и Самегрело – это сациви, купати; на сладкое – назуки. А вот в Аджарии, рядом с обязательной ачмой и пахлавой на стол клали тарелку с пшеницей. Тоже магический ритуал: пшеница служила для обеспечения хорошего оружая в будущем году. Сваны подменяли пшеницу зернами конопли. Она запекалась в ритуальный вид хачапури. В Пшави и Хевсуретии украшением стола считался хинкали. А вот в картли  особо налегали на назуки. Женщине испекшей самые вкусные назуки воздавались почести. Она руководила приготовлением ритуальных блюд в будущем году.  Подозреваю, что золотистый назуки тоже является символом солнца – типа блинов в России.                      
     К слову: может от культа свиной головы и берет свое начало традиция преподносить украшенную поросячью голову тамаде, подменившего древнего жреца?  Недаром он полновластно дирижирует застольем (читай - священнодействием) и его слова для всех закон?..

    ВЕСТНИК СЧАСТЬЯ - МЕКВЛЕ
    Меквле – проводник в дом счастья и удачи дарованной от Басила. Преполагается, что эта традиция берет начало в институте гостей. Наши предки были уверены, что добрый человек способен наполнить дом своей чистой  энергетикой. А уж в такой переломный момент, как наступление  нового цикла, благотворное действие будет длится весь будущий год. Следовательно он будет удачным. Злой же  человек, наоборот – может принести в дом только беду. Так родилось народное суеверие о «плохой» и «хорошей» ноге. Судя по последним изысканиям о биотоках и биополе, в этом поверье и в самом деле может оказаться зерно истины. Однако, независимо от реального положения дел, никто не хотел приглашать в меквле людей с «непроверенной ногой». Недаром к людям «счастливоногим» записывались задолго до нового года. Именно об этом культовая грузинская кинокомедия «Кучхи бединери», без которой не обходится новогодняя телевизионная программа. Предложение быть меквле –  большая честь для любого грузина.  Тем самым семья демонстрирует уважение к этому человеку и признает его высокие нравственные качества. Но с другой стороны – это также огромный риск. Если не дай Бог, в будущем году в семье пройсходило что-то плохое, меквле может и сохранял славу доброго человека, но начисто терял репутацию  «хорошей ноги». В отношении меквле соблюдались ритуалы. Это было необходимо, чтобы ненароком не разрушить благотворное действие. К примеру, в Тушетии до его прихода нико не имел право садиться за стол.  А вот в Сванетии меквле ночевал снаружи – на воздухе, чтобы очиститься и занести в дом исключительно добро заключенное в этой святой ночи.
    Традиция меквле выдержала испытание временам. А вот популярность чичилаки за последние годы заметно набирает обороты. Наши кудрявые красавцы успешно составляют конкуренцию европейской елочке. Однако, многое из кулинарных новогодних традиций забыто и было бы совсем неплохо вспомнить. Чем хуже столь популярных в Европе фигурных печеньюшек наши ритуальные квереби? Мы как-то увлеклись тортами, шарлотками и т.д. но явно стоит вспомнить солнечные назуки.  Лично я так и собираюсь поступить. Чего и вам желаю, дорогие читатели. И, конечно, самого светлого солнечного благословения! Язычество? Ничуть! За солнечным благословением в конечном счете, стоит тот, кто все это сотворил, и кто когда-то родился человеком чтобы умереть за нас!

    Категория: Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте | Просмотров: 502 | Добавил: Gall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]