СЕМЕЙНАЯ РЕФОРМА НАЗРЕЛА
об этом говорят результаты исследования Дильбар Тураханова, Таджикистан
Зачем нужна реформа? Сегодня семейное законодательство не отвечает вызовам по защите женщин и
детей. Такого мнения придерживаются органы ООН по правам женщин, а
также независимые эксперты. Так, например, организация Amnesty
International отмечает, что «Несмотря на то, что Таджикистан
ратифицировал соответствующие международные документы в области прав
человека, он не выполняет своих обязательств по защите прав женщин».
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, а также
Специальный докладчик ООН по насилию в отношении женщин отметили
существование полигамных союзов и недостаток обеспечения экономических
прав женщин, проживающих в таких союзах. С правовым статусом женщин в
браке связан доступ к гарантиям против насилия, а также социальным и
экономическим правам. Семейное законодательство Республики Таджикистан
требует пересмотра с учетом сложившихся изменений. Пересмотра и
совершенствования - для того, чтобы защитить права всех членов семьи.
Какие перемены мы видим? • Нерегистрированное создание семей; • широкая практика полигамных семейных отношений; • долгое отсутствие супругов в связи с трудовой миграцией; • выдворение жен и детей мигранта из дома родителей супруга его родственниками; • полное или частичное отсутствие финансовой поддержки семей трудового мигранта
Какие группы населения остались без правовой защиты? • женщины, чьи мужья-мигранты не поддерживают свои семьи; • разведенные женщины, не получающие алименты; • женщины, не зарегистрировавшие брак в ЗАГС, и дети, рожденные в таких союзах; • женщины, проживающие с мужем в доме, оформленном на одного из его родителей; • дети, рожденные в незарегистрированных союзах; • сельские женщины, которые при разводе не могут реализовать свое право на землепользование.
Основные тематические блоки Исследование охватило следующие тематические направления
имущественные права супругов и лиц, проживающих в фактических отношениях;
насилие в отношении женщин;
рассмотрение судебных дел в суде;
медиация по семейным делам.
Выводы и рекомендации 1) Концепция «семья»: Законодательство РТ устанавливает, что семья может быть основана на браке. Такой подход не принимает во внимание изменение модели семьи в современном Таджикистане, то есть распространенное явление многоженства, проживание мужчин и женщин в незарегистрированных отношениях. То есть мужчины, женщины, и что самое главное дети - участники таких семейных отношений находятся в заведомо уязвимом положении. Такая ситуация не соответствует принятым РТ на себя международным обязательствам (Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международным Пакт о гражданских и политических правах), которые хотя и не требуют от государств-участников ввести понятие семья в законодательство, но предписывают государствам законодательно определить все виды семейных отношений в данном обществе и обеспечить защиту для всех форм семьи. Рекомендуется в связи с этим внести в законодательство РТ такое понятие как «семья» (необязательно в Семейном Кодексе, но можно в законах, которые имеют отношение к регулированию семейных отношений) с тем, чтобы все формы семейных отношений были под защитой государства
2) Заключение брака: Семейное законодательство РТ не предусматривает механизм информирования будущих супругов об их правах и обязанностях как супругов и будущих родителей. Предлагается внести изменения в Закон РТ об органах ЗАГС с тем, чтобы органы ЗАГС в момент подачи заявления будущих супругов о регистрации брака информировали об их правах и обязанностях в браке как супругов, так и как будущих родителей; а также, информировать будущих супругов о возможности заключения брачного договора и обязанности супругов информировать друг друга о состоянии здоровья.
3) Фактические отношения: В семейном праве РТ имеется явный пробел, связанный с отсутствием законодательного признания фактического сожительства, получившего такое распространение в современном Таджикистане. Непризнание фактических союзов приводит к уязвимому положению женщин и детей, оно также ведет к тому, что ответственность за содержание детей в таких союзах перекладывается с родителей на государство (увеличивается количество пособий на детей одиноких матерей). Следствием отсутствия такого признания также является невозможность урегулирования имущественных отношений фактических сожителей. В результате разрыва таких отношений, женщины-сожительницы, выполняющие традионную гендерную роль по воспитанию детей и ведению домохозяйства и дети, рожденные в таких союзах, лишены права на жилище, содержание. Поэтому рекомендуется внести изменения в СК РТ и дополнить его главой «Совместное проживание мужчин и женщин без государственной регистрации брака» с целью определения правового статуса таких отношений, возникающих имущественных прав и прав детей, рожденных в таких союзах.
4) Уголовное наказание за многоженство: Особого внимания заслуживают случаи проживания женщин и мужчин в полигамных союзах. Наличие уголовного наказания за сожительство с несколькими женщинами не всегда достигает предусмотренных целей, то есть сохранение семьи, а, наоборот, потенциально служит причиной нарушения прав женщин и детей, так как суды, по результатам наказания мужчин, не предпринимают никаких процессуальных действий по защите прав детей и их содержанию, и способствуют распаду сложившихся семейных отношений. Кроме того, имеются случаи злоупотребления, то есть когда мужчины привлекаются к ответственности только с целью вымогательства у них денег за прекращение дела, или после выплаты штрафа, мужчины уклоняются от обеспечения своей второй жены и их совместных детей. Таким образом, нагрузка по обеспечению таких жен и детей опять ложится на государство, так как необходимо платить пособия. Поэтому рекомендуется изменить статью Уголовного Кодекса РТ и запретить многобрачие, как это предусматривает Конституция РТ. Также, предлагаемся более четко определить понятие «ведение общего совместного хозяйства» и обязать суды по результатам рассмотрения дел о многоженстве возбуждать дело в гражданском порядке для защиты прав и интересов второй жены и детей.
5) Отсутствие гарантий равенства супругов в семье в части места жительства: Статья 32 СК РТ предусматривает, что супруги свободны в выборе рода занятий, профессии, места жительства и места пребываения. Однако, как показывают случаи выдворения жен и детей трудового мигранта из дома трудового мигранта это положение СК РТ недостаточно гарантировано. Поэтому, рекомендуется внести в СК РТ такую статью, которая обязывает супругов определить место совместного проживания (место жительства супругов) и определить порядок пользования местом жительства супругов. 6) Расторжение брака: Усилить полномочия судей следующим образом: • суды должны назначать срок примирения супругов, желающих расторгнуть брак по взаимному согласию при наличии несовершеннолетних детей для обеспечения наилучших интересов ребенка (сейчас примирительная процедура назначается в тех случаях, когда один из супругов не согласен расторгнуть брак при наличии несовершеннолетних детей); • предусмотреть порядок проведения примирительной процедуры судом для сохранения семьи, или если сохранение семьи невозможно, то для мирного урегулирования раздела имущества, содержания и воспитания детей и другого супруга, если необходимо; • предусмотреть возможность проведения процедуры примирения как в суде, так и вне суда путем медиации в общественных правовых приемных; • дело о расторжении брака может длиться до 6 месяцев. Поэтому у суда должно быть полномочие назначить временные специальные меры по защите интересов детей и супруга в течении рассмотрения дела (например, установить временно выплату алиментов на детей, содержание супруга и так далее);
Ввиду долгого отсутствия супругов в трудовой миграции предлагаются следующие нововведения в СК РТ: • предусмотреть в СК РТ такой порядок как режим временного проживания супругов и предусмотреть правовые последствия такого проживания в отношении такого проживания в отношении супруга, детей и имущества (например, воспитание ребенка, обеспечение ребенка, использование совместного имущества); • предусмотреть в СК РТ в качестве основания для расторжения брака прекращение фактического проживания супруга в течении 3 лет.
Внести изменения в СК РТ с целью определения права пользования местом жительства супругов после расторжения брака. Закрепление такого права позволит супругам, у которых не было совместного жилья или жилье, в котором они проживали принадлежало одному из супругов или родственникам, иметь право проживать на этой жилплощади в течении определенного времени и с соблюдением некоторых условий (например, пока женщина, которая занималась домашним хозяйством будет получать образование).
7) Имущественные права супругов: Для более ясного изложения имущественных прав супругов предложить следующие изменения в СК РТ: 1. для обеспечения прав ребенка на жилище внести изменения в статью 39 СК РТ, где указать, что суд обязан увеличить долю того из супругов, с кем будут проживать несовершеннолетние дети после расторжения брака; 2. для искоренения случаев манипулирования имуществом супругов одним из супругов внести изменения в статью 35 СК РТ, где указать что нотариальное согласие супруга на совершение сделки необходимо получить в письменном виде. Также, нотариус обязан объяснить супругу, чье согласие необходимо удостоверить о последствиях такого решения. 8) Брачный договор: Хотя использование брачного договора пока не получило широкого распространения, тем не менее, необходимо усовершенствовать этот институт. Поэтому предлагается внести изменения в СК РТ с целью более полной регламентации положений, касающихся брачного договора. Так, необходимо внести изменения в СК РТ в главе «Брачный договор» для установления обязательства будущих супругов или супругов по предоставлению полной информации друг другу о своих доходах и своем имуществе с целью недопущения обмана одного из супругов. Также, предусмотреть в этой главе положение, обязывающее нотариусов объяснить сторонам договора правовой режим имущества, устанавливаемый данным договором и другие важные условия. Отдельного внимания требует вопрос разработки специфичного для брачного договора порядка его расторжения и изменения. В связи с этим, рекомендуется более глубокое изучение практики других государств в этой сфере и внесение соответствующих изменений. Также, необходимо разработать примерную форму брачного договора. 8) Право землепользования: Ввиду того, что по действующему семейному законодательству право землепользования не подлежит разделу при расторжении брака предлагается внести соответствующие изменения и дополнения в Гражданский и Семейный кодексы, предусмотрев: 1. при распоряжении правом землепользования необходимо принять во внимание интересы женщин и установить предписание об осуществлении такого действия землепользователя с согласия супруги. 2. в статье 34 Семейного кодекса установить режим общей совместной собственности супругов к праву землепользования, 3. в статью 38 Семейного кодекса включить право землепользования в круг объектов подлежащих разделу при расторжении брака. 4. регистрировать право землепользования на обоих супругов, и в случае расторжения брака и отчуждения права землепользования одному из супругов предусмотреть выплату денежной компенсации другому супругу.
Для установления правильного подхода к существующим вопросам удостоверения завещаний, исключения дублирования компетенции соответствующими органами, а также правового просвещения населения предлагаем следующее: 1. необходимо привести нормы Гражданского кодекса и Закона РТ «О государственном нотариате» касательно круга лиц, удостоверяющих завещание в соответствии с реально существующими условиями общества. 2. провести информационно-просветительскую кампанию по разъяснению завещательных прав землепользователей, как среди землепользователей, так и среди нотариусов и других должностных лиц, имеющих право удостоверять завещания.
9) Насилие в отношении женщин: Как уже неоднократно упоминалось, в Таджикистане необходимо принять отдельный Закон о защите от домашнего насилия или внести такие изменения в действующее законодательство, которые закрепят особенность данного правонарушения и, соответственно, установят санкции за это правонарушение, которые не приносят финансовых потерь семьям и, в то же время, являются достаточными для предотвращения повторения такого правонарушения, обеспечат возможность и механизм выдачи охранного ордера и обяжут милицию сделить за исполнением такого ордера, а также, пересмотрят существующие процедуры по делам частного обвинения для обеспечения реальной и незамедлительной защиты пострадавших от насилия в семье.
Некоторые специфические рекомендации относительно дел частного обвинения: 1. в целях эффективной защиты жертв домашнего насилия, необходимо усовершенствовать механизм приёма граждан с заявлениями, их регистрации, направления их на экспертизу в кротчайшие сроки (т.е. в течение 24 часов) для установления характера и тяжести полученных телесных повреждений. В связи с тем, что в делах данной категории одним из важнейших доказательств является, прежде всего экспертиза, то соответственно законодателю необходимо закрепить в УПК нормы, которые обязывали бы органы дознания незамедлительно оказать помощь жертвам домашнего насилия, а также решение вопроса по существу в разумные сроки. Соответственно, также необходимо закрепить законодательно и обязанности экспертов, то есть обязать их по любому обращению потерпевших от избиения своевременно и объективно проводить экспертизу и выдавать результаты экспертизы пострадавшим от насилия. 2. относительно возбуждения дел частного обвинения, целесообразным представляется установить в рамках УПК, что после поступления заявления в суд, судья принимает меры к примирению сторон. Если примирения не удается достичь, судья по всем правилам, установленным другими главами УПК, официальным постановлением возбуждает уголовное дело и назначает дело к слушанию. 3. уполномочить участковых регистрировать любое обращение граждан, будь то семейная ссора или какой-то конфликт между соседями, если такие ссоры и конфликты сопровождаются физическим насилием, угрозами, ограничением передвижения, с одной стороны оно должно сразу и в обязательном порядке регистрироваться участковыми и ими же, пострадавшим от насилия должно выдаваться направление на экспертизу. Т.к. в жизни подобные ссоры происходят обычно дома или рядом с домом жертвы, то искать другие органы реагирования не совсем целесообразно. Если происшествие произошло поздно ночью, найти судью или прокурора, будет также практически невозможно и только участковый в данное время сможет отреагировать на правонарушение и только с ним первоначально можно будет решать проблему насилия. Поэтому необходимо закрепить законодательно все обязанности по регистрации как жалоб от потерпевших, так и сообщений о преступлении за участковыми, с обязательной передачей материалов в суд независимо от позиции потерпевшего.
Также, можно рассмотреть возможность закрепления в СК РТ положения, предусматривающее право супругов, подвергшихся насилию, обратиться в суд для принятия мер по выдворению супруга, осуществляющего насилие из совместного жилища. 11) Семейные суды: В процессе судебно-правовой реформы следует предусмотреть процесс внедрения семейных судов или назначения судей, которые будут заниматься исключительно семейными делами. В процессе внедрения семейных судов необходимо также включить в программу Учебного центра судей курсы по обучению семейных судей. Обучение должно охватывать вопросы семейного права, психологии, навыки ведения консультирования, примирительных процедур, социальной работы и так далее.
12) Медиация: Программа судебно-правовой реформы также должна предусмотреть мероприятия по внедрению в РТ такого альтернативного способа разрешения споров как медиация, которая практикуется в различных отраслях. Ее внедрение в разрешение семейных споров позволит снизить бремя судов. В связи с этим, рекомендуется, помимо внесения соответствующих изменений в СК РТ по установлению процедуры медиации в суде и вне суда, создать рабочую группу по изучения опыта медиации в других странах и разработки нормативных правовых актов по внедрению медиации в Таджикистане.
Исследование проведено экспертами Центра по правам человека при поддержке Посольства Федеративной Республики Германии и ООН Женщины в августе-ноябре 2010 года. Обсуждение отчета проводится при поддержке Программы по верховенству закона Американской Ассоциации юристов и Института Открытого Общества – Фонда оказания содействия в Таджикистане (Фонд Сороса).