пересказываю - 16 Января 2013 - КавкАзия
Понедельник
05.12.2016
13:27
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 76
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [226]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [14]
Текущий момент [56]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [47]
трибунка
Что вы об этом думаете? [37]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [30]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [32]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [81]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [13]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [57]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2013 » Январь » 16 » пересказываю
    22:26
    пересказываю
    РАССКАЗЫ УДИВИТЕЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЫ
    Давлатхан Кабыковой, из Кыргызстана
    публикация Александра Попова, Россия


    В 2009 году коллектив редакции газеты «Вести трудовой миграции» задался целью искать авторов из среды самих мигрантов, потому что когда печатается какой-то материал, написанный самими мигрантами, это больше трогает их душу. У мигрантов возникает какое-то более высокое чувство сопричастности к событиям, большее доверие к материалу. Мы стали печатать в газете или размещать на сайте Профсоюза трудящихся-мигрантов рассказы о них, интервью, взятые у мигрантов, их собственные рассказы. На сайте создали раздел «Портрет мигранта» и «Творчество мигрантов». Все это поднимало уровень их самооценки и в то же самое время знакомило россиян с лучшими из их бывших соотечественников, приехавших в Россию на заработки.
    Из центрального офиса профсоюза мне однажды позвонили и порекомендовали встретиться с очень необычной женщиной. Это была Давлатхан Кабыкова, приехавшая из Кыргызстана.

    Скромная восточная женщина, по возрасту где-то чуть-чуть старше 40. Она из медработников. Работала в семьях россиян либо в качестве няни, либо в роли сиделки при больных пожилых людях. Она готова была поделиться с читателями своими мыслями. Единственно, что ее смущало, - тексты она могла предоставлять в редакцию только в рукописном варианте, а также она не была уверена, что ее знание русского языка будет достаточным. Я успокоил ее и попросил писать разборчивыми буквами, редактирование взял на себя.. И когда она приносила школьные тетради в клеточку, я в свою очередь начинал работать с ее рассказиками.
    У меня был ее сотовый телефон, иногда я что-нибудь уточнял у нее.
    И таким образом мы опубликовали несколько рассказов.
    Ну а потом она пропала из поля зрения, ее телефон не отвечал. Возможно, она уехала на родину. Не знаю… Диаспора о ней тоже ничего не могла сказать.
    И мне иногда хочется сказать: «Где же ты, удивительная и необыкновенная Давлатхан? Откликнись!»
    А вниманию читателей сайта «КавкАзия» я предлагаю ее два маленьких рассказа, которые мне больше всего понравились.

    ПЕРЕРОЖДЕНИЕ У ИЗГОЛОВЬЯ
    Вот и я, как и многие бывшие граждане бывшего Советского Союза  приехала испытать свою удачу в бывшую мою столицу, т.е. в нашу Москву. Мы, то есть мои ровесники - дети семидесятых, юноши восьмидесятых, дети Великого Союза вправе называть Москву нашей, несмотря на то, что у нас другой родной язык и мы отличаемся цветом  кожи. Может быть  словосочетание «великий СССР» сейчас  кого-то раздражает, но только  не наше  поколение. В той стране мы были самыми любимыми детьми Союза. Нас не касались ни  репрессии, ни войны. А перестройка  застала  уже взрослыми. Я все это  говорю, потому что хочу сказать, что когда  я  собралась сюда, в Москву, у меня  были те же чувства, что и в молодости. Я ощущала, что еду не в чужую страну, к чужому  народу, а в мою Москву и вспоминались слова песни: «Москва моя, ты самая любимая». А вот для Москвы любима ли я - это уже был другой вопрос, над которым я не задумывалась. Здесь, оказывается, нашего брата  называют нелюбимым словом «черные», или «гастарбайтер», то есть «гостевой работник».
    Все это было первыми впечатлениями, в моменты, когда мне было плохо, тоскливо и я чувствовала себя униженно, в моменты, когда я сталкивалась с недалекими людьми  и когда мысли мои становились однобокими, поверхностными и предвзятыми.
    Мне не хочется рассказывать свою  историю. Она банальна как у всех простых смертных. Женщина средних   лет, есть семья,  т.е. муж и дети. Меня, один из  моих   знакомых так  охарактеризовал: ростом - низкая, красотой - средняя, интеллектом и душой - высокая. Насчет «высокая» - не знаю, но все  остальное верно. А в Москву приехала тоже, как и все «гостевые работники» - за  материальными благами. Но, слава тебе, Господи, приобрела  не только материальное, но и самое главное – духовное благо. Здесь я преобразилась, переродилась. И я хочу поведать вам другую историю…


    «ПРИНЯТИЕ СМЕРТИ»

    «Смерть  должна  быть принята. Пока  вы живы - всецело радуйтесь жизни,
    когда придет  смерть -  весело радуйтесь».
    Ошо Радшниш Бхагаван Шри (великий мыслитель ХХ  века)


    Больничная палата, ухаживаю за тяжело больным стариком (по профессии я врач, но здесь я работаю сиделкой). У него состояние  действительно тяжелое. Не говорит, не сидит, не кушает. Только тяжелое дыхание и тусклый блеск в глазах говорят, что он живой. Мои обязанности: своевременно давать ему лекарство, менять  памперсы, умудряться его кормить, а также делать ему массаж, чтобы, не дай бог, не образовывались пролежни. Почему «умудриться»? Потому что он не хотел ни пить, ни кушать, а есть он вообще не  мог. Его сын мне платил деньги и я изо всех  сил старалась честно отрабатывать  их. Вначале я все это делала из-за денег… Но,  потом, ухаживая  за дедом (я про себя называла его «моим дедом»), каждое утро умывая его лицо, руки и ноги, покормив его с  ложечки и сделав массаж его уставшего от жизни больного тела, поменяв  ему памперсы и после этого, подмывая его, я незаметно даже для себя полюбила его как родного человека. Благодаря медикам ему стало чуть–чуть лучше Он начал реагировать на мои слова, кушать, и взгляд его стал более осмысленным. Я радовалась этим изменениям. Но радость моя длилась недолго, потому что ему опять стало плохо .Его перевели в реанимацию. Меня временно отпустили и сын его сказал, что вызовет меня, если ему станет лучше. В те дни я даже забыла о своей тоске по семье, о своих. Стала молиться  за  него, хотя  я умом понимала, человеку за 70, можно и отдать Богу свой долг, но сердцем этого не могла  принять. Когда его сын  опять позвонил  мне и спросил, могу ли я опять ухаживать за ним, я с радостью согласилась, хотя и знала, насколько это будет трудно. В этот раз его  состояние было еще тяжелее. Может быть, я говорю не совсем правильно, но он дышал смертью. Тогда я испытала, то чувство, о котором говорят: «мне стало не по себе». И дело не в том, чтобы я боялась, нет, у меня никогда не было страха перед смертью…  Даже  несмотря на то, что я несколько раз была у  нее в когтях. Просто, тогда я, наверное, не  смогла ощущать ее. А сейчас, когда смерть играла с этим человеком, я  живо, да, да,  именно живо ощущала ее. Дед мой перестал даже глотать. Ставили зонд  в желудок через нос, чтобы кормить. Несмотря на все мои усилия, начали появляться пролежни. У нас, у кыргызов есть поговорка: «если больному тяжело, то ухаживающему за ним еще тяжелее». Мне было тяжело не столько  физически, сколько, в основном, морально. Ухаживая  за ним днем и ночью, я начала  думать, почему смерть играет с ним, издевается над  жизнью! И каким то образом до меня дошло .Это должно было случиться со мной!
    Дело в том, что у меня тоже умерли родители. Они тоже болели, но я тогда по объективным и субъективным  причинам не могла ухаживать за ними как следует. Хотя оба умерли на  моих руках. Тогда по своей незрелости я многое не ощущала и не понимала, и, наоборот, многое отрицала и проклинала. Хотя я ухаживала за чужим  человеком, и ухаживала за деньги, но через его страдания я еще раз пережила уход своих родителей, как бы еще раз пропустила эти страдания через себя. Я плакала у его изголовья, прося прощения у своих  родителей. Потом, я начала просить Бога не мучить его. Просила прощения за него у Бога, у смерти.  Может быть, думала  я, он, хотя и взрослый, но был не зрелым и никогда не принимал смерть. Слишком любил жизнь и  отрицал смерть. Может поэтому смерть тоже не хочет принимать его, хотя  жизнь его уже  отпустила! Я перестала спать, потому что ожидала момента, когда  смерть его заберет, и хотела быть с ним, проводить его из этой жизни в другую, как  проводила когда-то  своих родителей. Только в этот раз, осознавая  всю  полноту жизни. Не противопоставляя Жизнь и Смерть.
    Был воскресный день. Дедушка стал дышать еще тяжелее, глаза стали выпученными, стеклянными. Я вызвала  медсестру, а она пошла за дежурным врачом. Мне его стало очень жалко, не из-за того, что он умирает, а из-за того, что так тяжело умирает. Я  стала одной рукой поглаживать его косматые, седые  брови, длинные седые волосы, а другой держала его костлявую  руку. И, плача, мысленно говорила ему: «Дед мой незнакомый и родной! Я не знаю, кто ты такой и кем ты был, и за что тебе такие страдания. Но  прошу тебя, отпусти Душу свою, не мучай ее и  тело свое. Принимай уже  другую истину под названием Смерть. Не знаю о жизни после смерти. Но ты прожил 75 лет, имеешь такую  семью (у него была любимая жена и сын, хотя они в этот момент не были с ним, наверное, по объективным и субъективным причинам)! Впрочем, как и я когда-то не была рядом… И это тоже не плохо и не всем дано».  Я поцеловала его в лоб, а слезы мои капали ему на лицо. Пришел дежурный врач и медсестра. Решили  перевести его  опять в реанимацию. Мне не хотелось туда, но…. Они странно смотрели на мое заплаканное лицо. Я позвонила его сыну, а когда утром пошла в реанимацию спросить, как он, сказали, что умер. Меня  охватило сложное чувство. Какая-то тяжесть, но и какая-то легкость в душе, за дедушку…
    Здесь хочется сказать словами великого писателя, которые бы могли быть эпиграфом вначале рассказа: «Жизнь, везде жизнь. Жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться  им  навсегда …вот в чем задача». (Ф .М .Достоевский. «Из письма к брату»).


    УСТАВШИЙ ОТ ЭПОХИ ЧЕЛОВЕК
    (ВОСПОМИНАНИЯ О ВСТРЕЧЕ С ВЕЛИКИМ ПИСАТЕЛЕМ)

    «Нет пророков в своем отечестве»
    (не очень приятная библейская истина)
    Мф.1357


    Вот и действительно неисповедимы пути Господни! Жил человек сорок с лишним лет на своей родине, откуда был родом. Хотя он очень любил его труды, он ни разу не видел воочию этого великого писателя. Тем более не видел в Москве. И вдруг это стало возможным: и беседовать с ним, и получить автограф на его последней книге «Когда падают горы».
    Этим  человеком была я. Жила я тогда на улице Мясницкой в Москве, спешила после работы на лекцию по психологии в Политехнический музей. По ходу решила разузнать в книжном магазине «Библио-глобус», что нового в мире книг. Смотрю, продается новая (и как оказывается последняя) книга Чингиза Айтматова «Когда падают горы».
    Вдруг новость еще круче: объявили, что будет презентация этой книги с участием самого автора, здесь же в конференц-зале. Я от радости чуть не лопнула! Встреча с самим Айтматовым, писателем эпохи, мыслителем и человеком эпохи!
    В конференц-зале народу было много. Я почему-то волнуюсь, как будто я встречаюсь с ним одна, лично. И он пришел!
    Глядя на него, мое сердце заныло: «Такой усталый, такой старый человек!». Не зря у нас говорят: «о герое лучше услышать, чем его увидеть».
    Ему дали слово, и голос тоже усталый. Начал отвечать на вопросы. Кто-то задал такой вопрос: «Что вы думаете о будущем Кыргызстана?».
    Он немножко задумался и ответил как любящий, но старый, мудрый отец о своем сыне: «Кыргызстану только 12 лет и он пока  как подросток в этом возрасте ищет свою верную дорогу и, надеюсь, что найдет».
    До этого я тоже хотела задать ему подобного рода вопрос, только более острый. Хотела спросить: «В истории любого народа, в трудные времена всегда его поддерживали его мудрые сыновья. А где нынче наши мудрецы?» В то время мне, почему-то, было очень обидно за себя и за других, похожих на меня людей. И я хотела, как маленькая дочка, пожаловаться и попросить поддержку у своего отца. Но, глядя на то, как ему было тяжело отвечать на предыдущий вопрос, я передумала.   В глубине души я его не хотела расстраивать еще больше.  Про себя думала: «Были же времена еще хуже, и то выжили. Дай Бог, одуматься мудрым сыновьям народа». И в горле застрял комок.
    Потом он начал давать автографы. Пришла моя очередь, я попросила, чтобы он мне написал по-кыргызски. Через год его не стало.
    Хотя он и прожил не мало, но о таких людях думаешь как будто они бессмертны. И когда уходят из жизни такие «великаны»,  как-то не верится. Да, горы падали бы, если смогли бы! Потому что падала одна величайшая человеческая Гора! Падала Эпоха! В дни траура ходила как в сомнамбуле. На третий день, когда по телевизору показывали похороны и передавали кошок  (прощальная песня) одного очень талантливого молодого акына, я начала плакать. Муж тоже заплакал.
    Не зря, наверное, китайцы желают недругам жить во время перемен. Да, время перемен – оно унесло от нас много чего и много кого! Нет, Он не из тех «много», он один из немногих ЕДИНИЦ, которые сотворили себе памятник при жизни!
    Каждый раз, когда я захожу в «Библио-глобус» перед моим взором возникает Его спокойный, умиротворяющий, мудрый взгляд, и, кажется, какая-то частица Его души осталась со мной!

    Категория: Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника | Просмотров: 405 | Добавил: Gall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]