Екатерина Левченко, Украина: ПОЧЕМУ Я ПОДАЛА ИСК против премьер-министра?
Зачем ты это делаешь? Чего ты хочешь добиться, кроме лишних проблем и судебной волокиты? А может, твое решение еще и отрицательно повлияет потом, ведь судиться с теми, у кого власть, - дело опасное? И вообще, примут ли у тебя такой иск? Эти и другие вопросы задавали мне друзья и коллеги. Но решение было принято фактически мгновенно, сразу после того, как я прочитала высказывание премьер-министра Н. Я. Азарова по поводу того, что проводить реформы - это неженское дело. Накипело. Надоело. Достало. Сначала отправили женщин на кухню. Затем подтвердили это своими кадровыми назначениями. Параллельно фактически разрушили Департамент семейной и гендерной политики Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта. Начали говорить о возможности сворачивания программ тренингов и обучения для общественных активистов и государственных служащих. Ну а потом вообще выяснилось, что (цитирую) «не женское это дело - проводить реформы в Украине». Интернет издания приводят слова Н. Я. Азарова: «Одни говорят, что наше правительство велико, вторые, что в правительстве нет женщин, не на кого посмотреть во время заседания Кабинета Министров. Одни скучные лица. При всем моем уважении к женщинам - не женское дело проводить реформы». И далее: в новое правительство подобраны люди, которые могут работать по 16 часов в сутки, «без выходных и проходных», могут брать ответственность и не боятся говорить «нет» начальству. Что я вынесла из этой фразы? Во-первых, не лезь в дела государственные, сиди молча, выполняй, что говорят, потому что не женское дело проводить реформы. Во-вторых, что я не могу работать 16 часов в сутки. Что я неполноценный работник, потому что мне нужны выходные (о, ужас!). В отличие от тех, кто сегодня в правительстве, то есть в отличие от мужчин. В-третьих, что я не могу брать ответственность на себя. Ну и последнее, что я боюсь говорить «нет» начальству. Может, я в чем-то ошибаюсь? Кажется, нет. Ибо те же смыслы и толкования возникли у всех, с кем обменивалась мнениями по поводу этих «гендерных перлов». Высказывание Н. Я. Азарова является публичным выступлением должностного лица высшего уровня, в результате которого нарушены права и законные интересы мои лично, созданы препятствия для осуществления мной конституционного права на участие в управлении государственными делами, а также является проявлением прямой дискриминации, т.е. нарушением норм Конституции Украины, которые являются нормами прямого действия. И все это происходит именно тогда, когда я активно отстаиваю существование Управления мониторинга соблюдения прав человека в деятельности ОВД, в создании которого принимала непосредственное участие и которое новый министр ликвидировал, не прислушиваясь к аргументам специалистов и голосам правозащитных организаций. И еще тогда, когда мы с коллегами вернулись из Женевы, где участвовали в работе Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, где отчитывались о выполнении Украиной Конвенции ООН с одноименным названием, и куда не поехал ни один из членов украинского правительства. Отчитывались, говоря обо всех существующих проблемах в этой сфере: и о гендерных стереотипах, царящих в обществе, и о недостатке противодействия насилию в семье, и о фактическом отсутствии цивилизованной и скоординированной государственной политики в этой сфере, и о дискриминации женщин на рынке труда, о неразвитой социальной сфере и т.д. Надеялись, что решение этих проблем станет частью стратегии государственного развития Украины для нового правительства. На это и надеялись и члены комитета ООН. Но не сложилось. В проектах программ экономического и социального развития государства об этом вообще не идет речи, предложения министерства экономики по финансированию государственных программ старательно обходят те статьи расхода, которые связаны с вопросами гендерного равенства. Ну а публичные выступления руководителей государства в этой сфере можно расценивать как прямую дискриминацию женщин. На это обратили внимание даже в парламентах европейских государств. На это будут обращать внимание на следующей сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Этот факт не оставили без внимания международные организации, в том числе и доноры Украины. А что же в Украине? Объяснение пресс-службы Кабинета Министра от 25 марта 2010 о высказывании Азарова не касается его сути. Извинения перед женщинами со стороны самого премьер-министра не было. Но есть нарушение закона.
Немного юридических цитат. Статья 24 Конституции Украины: «не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам». Статья 7 b) Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Статья 11 b) этой же Конвенции: государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права, в частности: b) право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме. Статья 1 Закона Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин»: дискриминация по признаку пола - действия или бездействие, выражающие любое различие, исключение или привилегии по признаку пола, если они направлены на ограничение или делают невозможным признание, пользование или осуществления на равных основаниях прав и свобод человека для женщин и мужчин.
Поэтому высказывание Н. Я. Азарова «При всем моем уважении к женщинам - не женское дело проводить реформы» - считаю прямой дискриминацией женщин Украины и меня лично, как женщины. Продолжение высказывания Н. Я. Азарова о том, что в новое правительство подобраны люди, которые могут работать по 16 часов в сутки, «без выходных и проходных», могут брать ответственность и не боятся говорить «нет» начальству, считаю не только дискриминацией, но и оскорблением, потому что оно ставит под сомнение мои профессиональные способности, намекает на мою второстепенность и неполноценность по сравнению с мужчинами. Это высказывание прямо подходит под определение понятия «дискриминация», как оно представлено в статье 1 Закона Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», поскольку выражает различия и исключения по признаку пола, направленное на ограничение, а также делает невозможным признание, пользование или осуществление на равных основаниях прав и свобод человека для женщин и мужчин. Высказывание Премьер-министра противоречит нормам международных документов, ратифицированных Украиной в установленном законом порядке, Конституции Украины (статей 24, 38) и Закону Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», так что эти действия можно рассматривать как нарушение статьи 10 «Основные обязанности государственных служащих» Закона Украины «О государственной службе» в части определения таких обязанностей как соблюдения Конституции Украины и других актов законодательства Украины и недопущения нарушений прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 38 «Ответственность за нарушение законодательства о государственной службе» Закона Украины «О государственной службе», лица, виновные в нарушении законодательства о государственной службе, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству. Таким образом, считаю, что было нарушено мое личное неимущественное право на равенство мужчин и женщин, которое закрепляется и гарантируется всеми приведенным выше нормативными актами. Цитаты можно продолжать. Но достаточно и этих. Для того чтобы выполнять законы, их нужно знать. Может благодаря этому иску появится мотивация у наших вождей изучить законодательство в области равноправия мужчин и женщин!? Пока же ждем решения суда. Печерского районного суда в г. Киеве. И окружного административного суда г. Киева, куда свой иск подала и директор Информационно-консультационного женского центра Олена Суслова. государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны и, в частности, обеспечивают женщинам на равных условиях с мужчинами право: участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные должности, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления.
От "КавкАзии". Екатерина Левченко - президент Международного
правозащитного центра «Ла Страда Украина», профессор права, одна из ярких и активнейших лидеров регионального и международного женского движения.
|