Вторник
19.09.2017
23:33
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 78
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [226]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [14]
Текущий момент [56]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [47]
трибунка
Что вы об этом думаете? [37]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [30]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [32]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [85]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [13]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [57]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2012 » Июль » 13 » как положено
    23:04
    как положено
    ЛОВЗАР –
    чеченская свадьба

    Саид Чинкейра
    фото Дианы Петриашвили, Грузия


    Итак, решено! После долгих дебатов, делать или нет ловзар, старики дома - по настоянию молодёжи и своим? одним им известным планам, наконец вынесли вердикт: позволить в ближайшие выходные провести Ловзар. Вызвали моего отца, и брат моего деда, Чинка, — самый старый среди моих близких по мужской линии, объявил отцу: «Тахана, нахехь лятташ бокха сингаттам бу, белли, байни, цонгши, кхи д1а, кхи д1а. Масни ду уьш цадицчиа, амма, дуьне вайг сац лур дац, я хийц лур дац, дерриг д1адерзин масуо х1ума нисделла ц1къа хир дац, тхом оха дуундег диъна доьвлер, кегирхойшн доьхь царн меттиг хилитарн доьха деш ду х1ара, ловзар…» (Сегодня очень тяжёлое время, убитые, похищенные, больные и т.д. ,однако мы не можем остановить жизнь, всё благополучно не бывает никогда, поэтому ради молодёжи мы решились на это..)
    С примерно такой или, может быть, ещё покрасивей, речью, он объяснил своему племяннику, во дворе которого планировалась эта свадьба, причину разрешения большого торжественного мероприятия, являющегося финалом тайных встреч и началом совместной жизни двух любящих друг друга молодых людей.
    Ловзар делали, и тогда когда в Казахстане гибли люди от голода и холода, и когда, казалось, наступил конец света, делали даже в самый тяжёлый и трудный час. Ловзар встряхивал людей, делал их красивее, сильнее, заставлял поверить в будущее!
    Свадьба имеет свои незыблемые каноны, свои правила, свои достопримечательности, и никогда не бывает похожа одна на другую. Все эти особенности, увязанные в единый механизм, дают необыкновенную зрелищность, веселое настроение и ощущение праздника для всех присутствующих.
    Однако для устроителя чеченской свадьбы это всеобщее настроение даётся неимоверным напряжением сил.
    Начнем по порядку. Во-первых, как только разрешение получено, собирается Совет по проведению самого мероприятия. Там, можно сказать, председательствуют: отец и мать жениха, находятся самые близкие люди жениха (братья, сестра и разумеется, взрослые). Здесь решаются вопросы: кого нужно поставить в известность, а к кому послать уважаемого человека и попросить не считать неуважением по отношению к ним эту свадьбу (по причине недавнего горя у этих людей), кого конкретно пригласить, на сколько персон будет накрыт основной стол, столы для женщин, для детей, столы для особо почётных гостей, где будет стоять невеста, кто из девушек-родственниц или сестёр жениха будет всё время рядом с невестой, какие подарки дарить девушкам, которые приедут с невестой, кому поручить приглашение музыкантов: гармониста, доулиста, певцов и т.д.

     Особое значение придаётся безопасности мероприятия: начиная от скорости экскорта машины, стрельбы, точного маршрута кортежа, состава (как количественного, так и качественного) тех, кто поедет за невестой. Как правило, здесь на ключевых позициях стоят самые близкие родственники, мужчины, которым очень не желательно допустить оплошность - по причине того, что она ложится на них самих. Здесь по минутам проигрывается весь ход будущего действа, определяется место для танцев, место для сидения девушек и место, где должны стоять парни, количество прогнозируется с учётом чеченского менталитета (гостей может быть и сто и тысяча), назначаются конкретные исполнители всех действий. Мелочей в таком деле, как приходится убеждаться тем, кто пренебрегает всей этой процедурой, не бывает. Малейшая деталь, неучтенная на таких заседаниях, оборачивается большим конфузом.
    День, который многим участникам запомнится на всю жизнь, начинается! По времени стараются привезти невесту ближе к полудню или чуть после полудня, когда день уже шатнулся в сторону вечера. Невесту в роскошном свадебном одеянии подвозят к крылечку её теперешнего дома, выводят из машины и подводят к ожидающей её в окружении женщин с чашей сладостей матери жениха - свекрови. Та сама кладёт ей в рот сладости и осыпает её конфетами с головы до ног, сопутствуя словами: «Дел я хьо марш» (Приходи свободной) и т.д. Стоящая рядом молодка вручает ей младенца мужского пола и её ведут в дом или к тому месту, где для неё приготовлен празднично убранный угол. Начинают собираться гости.
    Оьзд к1ант, ловзаре-ловзар д1адола делчул тъаьхь кхочш товш ву, ловзар юкъе даьлч давоьдаш товш ву — чеченская этика. (Воспитанный парень приходит на свадьбу после её начала и уходит, не дожидаясь конца).
    Ловзарш, халхарш, вокха стаг волуш, к1ант волуш, синкъерамш, сакъерарш, дог хаитарш, захлонш, мокъ йитарш, дуьнен безам т1елацарш… И т.д. Это все и это далеко не полный перечень специфичных слов — понятий, употребляемых на ловзаре.
     Ловзар — своеобразный рынок, куда несут самое лучшее что есть у приходящего на него: Г1илкх-оьздингал, тар-хазал, куц-кеп, духар-кечвалар, лел-хаар, дош ал-вист хилар. Т.е. если сказать по-русски, это выход в свет. На людей посмотреть и себя показать. И конечно же это испытание, это состязательность, это какой-то и чей-то итог в воспитании… Люди, которые требуют отменить это мероприятие, наверняка хотят этого потому, что всё описанное выше как-то стало меньше работать. Но это не вина Ловзара, а вина тех, кто проводит его не умеючи. Словом, если бы наши предки так легкомысленно относились к этому мероприятию, как сегодня это делаем мы, ловзар давно бы изжил себя…
    «Стаг волу стаг т1е ваг1чи, стаг хюли ц1а вог1у, стаг воцч стаг т1е ваг1чи, пайдбоцче воли вог1у», — гласит народная мудрость (К людям пойдёшь, человеком возвращаешься...) Автору этих строк приходилось не один десяток раз бывать на таких свадьбах, после которых себя чувствуешь на порядок выше, по-новому осмысляешь окружающее.

     Во многом этому способствует Тамада. «Таман-да» — в переводе с чеченского, «отец удовольствия». Он знает всех сидящих за столом, в том числе вновь и очень издалека прибывших. По крайней мере, такое ощущение возникает у тех, за кого Тамада просит присутствующих поднять бокал.
    Пятьдесят-шестьдесят человек, сидящих за торжественным столом, из которых ты едва знаешь одного-двух, внимательно слушают Тамаду, который говорит речь, речь искусную, благородную, - и ты начинаешь улавливать что-то знакомое из фактов, перечисляемых им. Это героические поступки твоих предков или же твои, никому неизвестные, но очень хорошо тебя характеризующие дела и только в самом конце, когда все начинают, недоуменно переглядываясь, искать виновника столь лестных слов — звучит твое имя… Если ты пришел сюда никому не известным человеком, то благодаря искусству тамады ты уходишь знаменитым, познакомившись с очень большим числом людей, которые искренне хотят стать твоими друзьями… За таким столом не бывает пьяных речей, а тем более пьяных людей и неуместных речей. Всё служит одной цели: познакомить людей с лучшими качествами друг друга, наставить молодежь на хорошее, благородное — живущее в народе вечно.
    А тем временем нарядные чеченские девушки и парни занимают места в круге. На почётном месте стоит стол с яствами, за ним восседают почётные люди в главе с Инарл-Генералом, вот этот Инарл и отвечает за всё, что происходит конкретно на круге. За поведение жухаргш-клоуны, за поведение молодых парней и девушек. Помощь ему в этом оказывают непосредственно распорядитель круга — молодой человек лет тридцати с небольшим, вооружённый веточкой или цветком. Старшая из девушек — молодайка (Жим зуд), или жеру, отвечает за порядок среди девушек.
    Шун юкхехь ваш воцуш йиш хил тарло шун, ваш воцуш ваша хил тарло шун, йиш ёцуш ваша хил тарло шун, цул совнах махкар воцу хьаша хила тарло шун и тидми иец шай де дацахь, шайн ловзар хьарам делишь — так воспитывали нас! (Среди вас может оказаться девушка, у которой нет брата,или парень, у которого нет брата, или гость издалека – иноземец. Если вы не сумеете вести себя с этими людьми, вам свадьба противопоказана)
    Все нарядные, по-праздничному выглядят, недопустимо присутствовать на свадьбе, а тем более, в танце, в спортивных штанах — как некоторые себе сегодня могут позволить, или вообще неопрятно одетые, пьяные, ведущие себя неподобающим образом. Конечно, им об этом никто здесь слова не скажет, но запомнят как человека, который оскорбительно подошел к этому светлому для устроителей дню.
    Теперь об отношениях парня и девушки, разговор об этих тонкостях хочу предварить маленьким отступлением в старину. Интимная сторона отношений между двумя любящими всегда была скрыта в чеченском обществе за семью замками. И слова, переданные друг другу как бы от третьего лица, и символические сравнения-метафоры, понятные только им двоим, восточный язык влюблённых, полный таинства, - всё это было, есть и будет. Но я хочу привести здесь пример, стыдливости, скромности выражения своих чувств, присущее самым настоящим вайнахским мужчинам...
    В чистом поле после боя былинный герой Ади Сурхо обходит, опираясь на саблю, павших в неравном бою товарищей. Истекающий кровью чеченский молодец просит Ади Сурхо передать весточку: «Дакъаза ма вала хьо, ва Ади ва Сурхо, цу нана ва Гихчу, хьо кхача ва кхаьча, юрт чувулче, бIаьстен уггар хьалха кертахь 1аж латуоче, 1аш ю хьун ц1ан нена хаза йо1, д1алолахь ахь цуьнга соьгара кост, алалахь ахь цуьнга, хьуна четахь совг1аташ кхехьанчо кхи совг1аташ дахьар дац али…» (Ади Сурхо, будешь в селе, найди там дом, где во дворе первой зацветает яблоня, там живёт одна девушка… передай ей, что тот, кто ей дарил подарки, больше их не подарит..) Не знаю, у кого как, но у меня эти бесхитростные слова вышибают слезу... Не предал её, ни имени не назвал, ни отца, ни двор её, но сказал своей любимой о своей смерти, знала ведь наверное его избранница, что только смерть сможет отвратить его от неё… Хьаай дадала хьан, ма ду хьо долчуьнгахь!
    Если парень встретил на свадьбе девушку, которая ему понравилась, он может послать ей хабар — приглашение дуьнен сакьирам тьеица реза юй хьо олий через посредницу. Девушка может себе позволить принять ухаживания многих парней, разговаривать, слушать комплименты, общаться, но это всё до той поры, пока она не выберет среди них того единственного, с которым она захочет идти по жизни, пока с этим одним у неё не сладится настоящий уговор и они не обменяются знаками верности друг другу, то есть: колечко, платочек, какая-нибудь мелкая безделушка — не путайте с подарками, которые могут быть в великом множестве и от кого угодно, кто добивается её внимания. Но если у неё уже есть возлюбленный, то она извинится перед этим парнем, поблагодарит его за оказанную честь и скажет ему, что у неё есть парень. Парень должен быть достойным её, не обижаться на её ответ, и если сможет забыть, то забыть. Но бывает всяко… жизнь никогда не текла по правилам и конечно же, и у чеченцев бывают исключения… Ну об этом в другой статье.
    Но на одной свадьбе не принято явно оказывать знаки внимания сразу двоим, следует быть очень ровной в отношениях, чтобы не спровоцировать ревность и последующие возможные неприятности. Это относится и к парням в равной степени  не забывайте, что Медея была вашей сестрой.
    Теперь, когда вам принесли благоприятный ответ, следует проверить, как эта девушка танцует. В танце, как в зеркале, отражается характер человека, не зря чеченцы называют его ХАЛХАР, т.е. ХАЛ ХААР — узнать о состоянии. Стройна ли станом, умеет ли двигаться, умеет ли одеваться, умеет ли вести себя в танце. Много, очень много может сказать опытному глазу танец. Если юноша неопытен для такого глубокого анализа танца, то всегда найдутся рядом родственницы или родственники, которые укажут на недостатки или опасения - на то, что можно от этого человека ему ожидать.

     И вот Ловзар начинается, с кратким приветственным словом к собравшимся обращается старейшина, или старший из устроителей - один из ответственных за происходящее. Желает от души повеселиться, просит, чтоб были терпимы уважительны к друг к другу, соблюдали порядок. Начинает Ловзар обычно кто нибудь из почётных и уважаемых гостей, цха беркати стаг юкх вокху. Все, оказывая ему уважение, встают и стоят до того момента пока он не выйдет из круга. За ним может быть последуют ещё старшие, один два… затем местом безраздельно командует молодежь.
    И так музыка звучит, доуль бьёт, кровь играет - Ваш выход, маэстро! Парень, заручившись согласием на танец, дождавшись своей очереди, выходит в круг, он сам в танце обходит круг, делает бохь бухар (быстрый танец...) Инарлу - и выходит к своей девушке, которая к этому времени уже готова вступить в танец. Он делает ей знак внимания в танцевальном па, своеобразную оценку, - и устремляется за плавно ускользающей партнершей. Смысл танцевальной пластики таков: девушка убегает, парень устремляется за ней, но она своевольна, и ему приходится загонять её в свой рисунок. Он препятствует ей, не дает ходу… пока она не смиряется, затем он ведёт её, как бы в знак своей победы к столу Инарла, она танцует — кружится для Инарла, затем он подводит её к своим друзьям, где она тоже кружится и затем он её провожает на своё место… В принципе, после этого слаженного дуэта она может покинуть круг в любое время. Другое дело, если девушка - не избранница, тогда они танцуют обычный танец, два-три круга, перед Инарлом, и она уходит. После проводов своей партнерши, танцор исполняет ликующий танец победы — темпераментно, под задорные крики своих друзей. В перерывах между танцами молодежь обменивается через посредников посланиями, а при возможности напрямую.
    Два слова о чеченском танце. Советский Союз, конечно, выхолостил чеченское искусство, сделав его национальным по форме и коммунистическим по нутру. В старину существовало несколько ритмов и пластик чеченского танца. До нас дошли все они, и наши балетмейстеры, Тапа Элембаев, Хасан Гапураев, Адлан, Дикалу Музыкаев и другие - очень даже неплохо знали их: ког шаршор, ког айбар, ког ловзар, куогц хьашар и т.д. - причем не многие имели право танцевать, например, ког айбеш… Для этого нужно было иметь не меньше прав, чем сейчас их имеет очень важный человек. Но почему-то, мы даже в ансамбле прибегаем к только двум или трём танцевальным па кавказского танца…
    В чеченском народе танцу придавали во все времена огромное значение, людей умеющих хорошо танцевать, помнили веками, имя Махмуда Эсамбаева, Дакашева Вахи, Дидигова Магомеда и др. - до сих пор на слуху. Я видел, как они танцевали, и Махмуд, и Ваха, и Магомед... Это была настоящая высокая поэзия танца, так больше никто не танцует! Люди, уходя с их концертов, начинали уважать себя хотя бы за то, что ОНИ были чеченцами.
    Грузинский балетмейстеры, такие знаменитости, как Сухишвили, очень много взяли именно у чеченского танца. Грузинские композиторы давно сделали колоссальные вещи на основе чеченских мелодий, а когда мы робко им об этом сказали, они со смехом отвечали: «Дорогой, бери и ты наши песни, танцы, ведь мы один народ — братья, слушай…» Что скажешь, действительно братья... И нам надо учиться у них и возвращать своё.
    Во время танцев, бывает, бросают деньги, некоторые вручают их девушке. Не знаю, имеет ли этот обычай у нас глубокие корни, но мне кажется это наносное, кураж у чеченцев не в чести.
    Встают также не только когда танцуют старики, сестра встаёт, когда танцует её брат, встают когда танцует гость, встают просто из уважения даже когда танцует молодой парень, если он заслужил. Так проходит свадьба, говорят, если свекровь станцует, невестка уходит. Не верьте, невестки не от этого уходят...
    Вообще, об этом много можно написать, но музыканты устали и нам тоже пора... Выходит на круг уважаемый человек, который следил за свадьбой и благодарит всех присутствующих за гьилк и оздингал, который они показали здесь, особую благодарность пондарчин и доулисту и певцам, и объявляет ловзар закрытым.
    Я написал, что знаю, что навскидку вспомнил, если что не так — пишите, сделаем общими усилиями «Пособие по проведению чеченской свадьбы».


    Категория: Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире | Просмотров: 868 | Добавил: Gall | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]