Пятница
29.03.2024
03:27
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 91
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [251]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [15]
Текущий момент [65]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [52]
трибунка
Что вы об этом думаете? [38]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [29]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [33]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [95]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [14]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [59]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2013 » Март » 27 » базис
    19:40
    базис
    ЧТО ЛУЧШЕ –
    «ресурсный социализм»
    или «ресурсный капитализм»?

    Александр Попов, Россия
    фото автора

    Мы стали часто встречаться с понятием «ресурсный социализм» в последние 5-10 лет, когда политологи стали использовать этот термин применительно к модели развития общества в ряде латиноамериканских стран, особенно, в Венесуэле. Недавняя кончина президента Уго Чавеса заставила нас еще раз обратиться к этой теме.
    Сами сторонники Уго Чавеса не говорят о ресурсном социализме, а предпочитают говорить о социализме XXI века, который учитывает недостатки старого советского социализма, но вместе с тем, как бы не выплескивая вместе с водой ребенка, берут на вооружение положительный опыт прошлого.
    В условиях современного мирового хозяйства «социализм XXI века» более жизнеспособен в странах, богатых природными ресурсами, востребованными на мировом рынке. Это позволяет правящим в этих странах элитам, располагающим большими финансовыми возможностями от продажи сырья, выделять значительные средства на социальные программы для широких народных масс. Таким образом, мы имеем эгалитарную модель распределения национальных богатств (эгалитарный – от фр. Égalitaire; переводится также как уравнительный), что по логике вещей противостоит элитарной модели.
    Конечно, такое распределение находит самую широкую поддержку в народе, потому что  латиноамериканское общество до сих пор представляет собой пропасть между богатством и бедностью, контраст между дворцами немногочисленной части общества и фавелами (трущобами) подавляющего большинства населения. И это имеет место даже в странах со сравнительно развитой структурой капитализма, таких как Чили и Аргентина. В Латинской Америке не существует как в странах «золотого миллиарда» многочисленного и сытого среднего класса, выступающего пока что амортизатором, сдерживающим фактором в противоречиях между бедностью и богатством, фактором, не позволяющим слишком «зарываться» классу имущих и обращаться к экстремальным методам классу неимущих.
    Положение усугубляется также тем, что страны так называемого «третьего мира», страны периферийного капитализма на протяжении десятилетий подвергались жестокой эксплуатации Запада в качестве поставщика дешевого сырья с помощью старой коррумпированной элиты. Например, в Венесуэле после ценового шока на нефть неолиберальный курс ввергнул большинство населения в неописуемую нищету. Отсюда сегодня берет  начало антиимпериалистический, антиамериканский, антиглобалистский курс многих латиноамериканских стран, относящихся по Чавесу, к «оси добра».

    Как известно президент Боливарианской Республики Венесуэла Уго Чавес  умер в ночь с 5 на 6 марта 2013 года после его 2-х летней мужественной борьбы с раковым заболеванием.
    Его уход из жизни еще раз обратил внимание мировой общественности к Венесуэле. Общественность России не была исключением. Уго Чавес дал повод многим из нас задуматься над проблемами бытия наших народов. После его кончины последовало много откликов на это событие. Отклики разные: кто-то его любил, кто-то ненавидел. В далекой России прозвучали разные отклики. Это и понятно – мы живем не в однородном обществе, мы разные и мнения у нас могут быть разными.
    Известный в кругу журналистов и правозащитников Медиа ПУЛа МИГРАЦИЯ, имеющего страничку на Фейсбуке, политолог Александр Желенин написал: «Чавес называл социализм, который строил в Венесуэле "социализмом 21 века". Он был, конечно, подемократичней того строя, что был в СССР или даже на Кубе, но все же это был все тот же социализм 20-го века.
    Но это старая истина - новый век начинается не с боем курантов 1 января нулевого года. Обычно это происходит позже.
    20-й век, например, начался в 1917-м.
    А когда начнется 21-й — посмотрим. Видимо тогда же, когда и социализм 21 века...».
    Александр Желенин перечислил многие достижения венесуэльских левых реформаторов в социальной сфере. Здесь и строительство жилья, преобразования в здравоохранении, образовании, выдача населению небольших кредитов и т.д.  К этому я мог бы добавить тот факт, что социальные программы правительства в три раза сократили количество нищих в Венесуэле. В июле 2012 года еще здравствующий венесуэльский лидер констатировал: «Общий уровень бедности, который 10 лет назад стабильно сохранялся на уровне около 50%, сейчас снизился до 27%. Но перед нами стоит задача довести показатели бедности и нищеты населения до нуля». Другим достижением Уго Чавеса было признание прав коренных жителей страны. В конституции Венесуэлы, принятой по инициативе президента Уго Чавеса в 1999 году, было впервые признано, что 300 тысяч коренных жителей страны — индейцев, имеют права на земли своего традиционного проживания и могут участвовать в оформлении их границ. В старой конституции говорилось только о том, что коренные жители страны находятся под охраной государства и должны постепенно включаться в жизнь нации.
    25 мая 2007 года Уго Чавес поддержал отмену вступительных экзаменов в вузы страны: «Вступительные экзамены в вузы страны являются устаревшим методом, который исключает возможность получения высшего образования для молодых ребят из народных масс… В этой связи вступительные экзамены отменяются».
    Чавес поддержал также отмену ЕГЭ во время учёбы в университетах. Он также пообещал студентам повысить стипендию до $100 и открыть льготные студенческие столовые, а также оборудовать классы новейшим оборудованием. Выступление Чавеса сопровождалось ликованием студенческой молодёжи и возгласами: «Вот как надо руководить страной!»]
    Перечень преобразований У.Чавеса и его последователей можно продолжить…
    Название статьи обязывает меня обратиться к теме «ресурсного капитализма». Скажу сразу, такого термина в среде политологов и журналистов не существует. Я изобрел его сам.
    Если использование природных богатств в интересах большинства населения называют «ресурсным социализмом», то, наверное, логично было бы назвать «ресурсным капитализмом» использование таких богатств преимущественно в интересах правящего меньшинства в странах периферийного капитализма. Я думаю, в этом есть логика.
    Здесь, правда, особняком как-то выступают правящие элиты всякого рода арабских «ресурсных» эмиратов и монархий, у которых хватает ума делиться богатством со своими единородцами, соплеменниками и обеспечивать им достаточно высокие жизненные стандарты. Но это «здравомыслие», наверное, можно объяснить тем, что  нефти и газа много, а коренного населения мало. И поэтому поделиться богатством не так болезненно. Хуже обстоит дело у российского олигархата и правящей элиты. Нефти и газа много, но и населения не мало. Поделиться «жаба давит».


    Категория: Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника | Просмотров: 880 | Добавил: Gall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]